Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mol_a_sociodinamika_kultury.pdf
Скачиваний:
46
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
5.25 Mб
Скачать

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

105

Рис. III-2.

Для осуществления коммуникации между отправителем и получателем как единого акта на уровне знаков знаковый набор отправителя должен быть меньше набора получателя и входить в его состав. Это условие является строго обязательным при коммуникации между машинами, но в случае коммуникации между людьми достаточно, чтобы оно соблюдалось как общая статистическая закономерность (например, в учебном процессе или при популяризации знаний, которую тоже можно рассматривать как вариант учебного процесса для взрослых). Строгое соблюдение этого требования слишком сильно ограничило бы набор допустимых слов. На схеме показаны разные варианты соотношений, которые могут иметь место в данном случае: I. в наборах всего несколько совпадающих слов; II. наборы в очень большой части совпадают; III. наборы не пересекаются; IIV. набор получателя целиком входит в набор отправителя. Как мы видели, процесс обучения постоянно оказывает влияние на набор получателя, а именно, на количество содержащихся в нем знаков и на значения их математического ожидания. В результате набор получателя постепенно становится похож на набор отправителя. Если коммуникация происходит в социальной массе в широком масштабе между большим числом пар «отправитель — получатель», рассматриваемый процесс усложняется, поскольку в этом случае не только получатель, но и отправитель меняет свой набор с целью взаимного приспособления. Происходит эволюция набора слоя потребителей (массы получателей). Исследование этой эволюции входит в круг общесемиотической проблематики. Множество отправителей (творческая микросреда) меняет свой словарь в процессе регулярных соприкосновений с массами. Этот процесс, который реализуется в цикле эволюции знаков в акте коммуникации, является ключевым пунктом в осуществлении социокультурного цикла.

могло быть воспринято, то есть чтобы получатель был в состоянии воспринять его как некую форму, а это возможно в той мере, в какой он сумеет выделить в сообщении множество знаков, совпадающих со знаками его собственного перечня.

129

С точки зрения стороннего наблюдателя, природа и структура канала коммуникации, таким образом, всецело определяются получателем. Ведь в акте коммуникации именно он «налагает» свой набор знаков на полученное сообщение. Элемент сообщения, которого нет в его наборе, не будет идентифицирован как знак. Прием этого элемента произойдет, но он не будет воспринят, поскольку воспринимать можно только совокупность знаков.

В случае обмена сообщениями между отдельными лицами, как, например, при разговоре по телефону, отправитель и получатель то и дело меняются ролями. Отвечая друг другу, они образуют замкнутую цепь речевой коммуникации, схематической моделью которой может служить система почтовой или телефонной связи.

Распространение информации отличается от межиндивидуальной коммуникации тем, что оно имеет одностороннюю направленность: отправитель что-то говорит, а получатель только осуществляляет прием сообщения, но, как правило, не отвечает на него.

Обычно при массовом распространении информации отправитель находится в какойто далекой и недоступной для получателя точке во времени или пространстве. Так обстоит дело как в случае сообщений, отправленных в какую-то прошлую эпоху (которые доходят до нас по каналам письменности), так и в случае сообщений, передаваемых по радио, средствами изобразительного искусства и т. д. современниками, находящимися где-то вдали от нас.

§ 2. Физическая природа сообщения

Цепь коммуникации «отправитель — канал — получатель — перечень знаков» можно исследовать в двух аспектах. Во-первых, можно изучать состав этой цепи, положение отправителей и получателей, количество цепей коммуникации, наконец, социальное поле, в котором совершается процесс коммуникации. Установив при этом, что в системах массового распространения информации мы имеем дело с одним отправителем и многими получателями, мы смогли бы исследовать, оказывают ли получатели какое-либо влияние друг на друга, а также и на отправителя. Таким образом мы подошли бы к

социометрическому анализу коммуникации, к которому мы и обратимся несколько позже.

Можно, однако, сосредоточить внимание на особенностях сообщения как материального объекта, передаваемого от отправителя к получателю по некоторому физическому (звуковому, зрительному и т. д.) каналу, подключившись к которому мы получаем возможность каким-то способом изготовить копию сообщения. Так, например,

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 105 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.ru

106

звуковые сообщения, передаваемые одной или несколькими радиостанциями, можно записать на магнитофон. Как известно, существуют так называемые «центры прослушивания», которые именно этим и занимаются. Можно точно так же изучить газету или

130

книгу, распространяемую миллионными тиражами, сфотографировать или даже просто внимательно рассмотреть выставленную в галерее картину, не касаясь при этом взаимодействий, возникающих между творцами и потребителями всех этих сообщений.

Этим путем мы подходим к теории коммуникации в собственном смысле слова: рассматривая все множество сообщений или же какую-то одну их категорию, мы попытаемся определить конкретную природу используемых наборов знаков, то есть «физику» сообщений. С другой стороны, можно также анализировать способы отбора и комбинирования знаков из этих наборов и изучать статистические закономерности этих операций, иначе говоря, разрабатывать теорию информации.

Понятно, что теория информации могла возникнуть лишь после того, как сообщения получили не меньшую материальность, чем любой другой потребительский товар. Переломным моментом в данном случае явилась материализация звуковых сообщений — появление средств звукозаписи, показавших возможность овеществления предметов духовного мира и в то же время отделения «знака» от «значения». Инженер радиостанции отвечает за «упаковку» слов в высокочастотные электромагнитные волны, распространяющиеся в мировом пространстве, набивает фонотеку словесными и музыкальными текстами, продает, покупает, берет напрокат продукты интеллектуального и художественного творчества, измеряемые в минутах звучания. Чтобы не испортить этот дорогостоящий товар, он выполняет свою работу с большой аккуратностью, соблюдая тщательно разработанные технические условия, но собственно содержание сообщений его нисколько не интересует. Не удивительно, что в конце концов он начнет смотреть на такие сообщения как на материальные объекты, над которыми можно производить статистические расчеты, измерять их габариты, оценивать надежность и т. д. Знаки, из которых составлены сообщения, тоже приобретут в его глазах свойства материальных объектов, когда он обнаружит, что по акустическим причинам передавать и хранить в записи звук «с», например, сложнее, чем звук «а», музыку — сложнее, чем речь, симфонию — сложнее, чем соло на скрипке, и т. п.

Таким образом, для того чтобы сообщение можно было подвергнуть количественной оценке, необходимо, чтобы оно имело материальный аспект со своими физическими параметрами, такими, как: величина знаков, их количество на страницу печатного текста, число страниц в книге, от которого в свою очередь зависит ее вес, полоса частот речи или музыки, соответствующая полоса амплитуд и т. д. В первом приближении статистической характеристикой сообщения может служить общее количество содержащихся в нем символов — например, число печатных знаков в книге, число слов в устном докладе.

Докладчик может говорить быстро или медленно, книга может быть напечатана на тонкой или толстой бумаге, но и у доклада

131

и у книги есть некоторое общее свойство, которое в принципе не зависит от этих случайных факторов. Это свойство заключается в том, что книгу можно прочесть вслух и записать на пластинку. Это общее свойство носит статистический характер и тоже не зависит от содержания сообщения. Симфония Моцарта и симфония Стравинского такой же длины, знаменитый роман и книга по физике того же объема имеют нечто общее. Это общее заключается в том, что любой из этих продуктов культуры, каким бы ни было его конкретное содержание, предназначен для распространения в социальном поле, что каждый из них вносит в множество продуктов культуры элемент нового, представляет собой нечто ранее не существовавшее, причем является новым не в том смысле, в каком новыми являются яблоки, висящие на ветках в день сбора урожая, или абсолютно одинаковые листы бумаги, только что сошедшие с бумагоделательного пресса, а в смысле новизны самого факта своего существования. Каждый из них — элемент оригинального, нечто прямо противоположное копии, и он вносит вклад в процесс становления мира.

Вот это-то свойство непредсказуемости, характеризующее сообщение, и лежит в основе теории информации. Общим свойством любых новых значительных произведений искусства является то, что каждое из них в момент своего появления на свет было

Моль Абраям. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: 106 Издательство ЛКИ, 2008. — 416 с.