Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
449.04 Кб
Скачать

При разрешении вопроса об обоснованности налоговой выгоды суд обратит внимание на четыре признака

Как было сказано выше, некоторое единообразие в судебную практику привнесло Постановление № 53, установившее, среди прочего, несколько критериев получения необоснованной налоговой выгоды. При рассмотрении данной категории дел именно на этих признаках обычно бывает сосредоточено внимание судей в первую очередь (п.п. 5, 6, 9, 10 Постановления № 53).

Наличие у контрагента признаков фирмы-однодневки. Об этом могут свидетельствовать: создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции отсутствие контрагента по юридическому адресу; регистрация по адресам «массовой регистрации»; отрицание учредителями и руководителями фирмы-контрагента своей причастности к ее деятельности; нахождение их в местах лишения свободы или даже их смерть; отсутствие расчетного счета и пр.

Полагаем необходимым отметить, что такое явление, как фирма-однодневка, действительно очень прочно вошло в российский хозяйственный оборот, поэтому массив судебной практики с примерами использования данного признака достаточно обширен. Классический случай – наличие целого комплекса соответствующих признаков.

Цитата: «Учредителем общества <...> значится гражданин Елизаров А.И., умерший до регистрации данного юридического лица; по адресу, указанному в учредительных документах, организация не находится, основных средств и имущества не имеет, численность работников не превышает 1 человека, налоговая отчетность не представляется, расчетный счет общества закрыт 18.06.2008, подпись на заявлении Елизарова А.И. не была засвидетельствована нотариусом, поскольку штампы и подписи нотариуса являются поддельными» (определение ВАС РФ от 30.09.2011 № ВАС-12779/11 1 ).

Очень часто главный аргументом налогового органа в споре по поводу получения необоснованной налоговой выгоды становятся свидетельские показания директора или главного бухгалтера компании – контрагента, которые отрицают свою причастность к хозяйственной деятельности данного юридического лица.

Цитата: «Согласно пояснениям учредителя и руководителя контрагента <...> он за вознаграждение представил свой паспорт и подписывал документы, хотя руководителем или учредителем зарегистрированной на него организации фактически не являлся, о ее хозяйственной деятельности не знает. Руководитель и учредитель другого контрагента <...> пояснил, что ни учредителем, ни руководителем указанной организации не является, никаких документов не подписывал и никому не поручал, к тому же в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2010 по делу № А03-15548/2009).

Приведенный выше пример – не исключение, а скорее правило, поэтому при заключении сделок (особенно предполагающих большую сумму НДС к возмещению) компании стоит предварительно лично пообщаться с руководством организации-контрагента.

Невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций.

При оценке данного критерия в учет принимаются:

  • время, необходимое на доставку товара, его место нахождения;

  • отсутствие управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, необходимых допусков, разрешений и лицензий;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета и пр. (определение ВАС РФ от 13.10.2011 № ВАС-13074/11).

Нарушение контрагентом своих налоговых обязательств. При оценке данного критерия суды принимают во внимание такие факты, как непредоставление контрагентом бухгалтерской отчетности в налоговый орган, предоставление ее с нулевыми показателями, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды и т. п. И хотя п.10 Постановления № 53 прямо указывает, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды2, налогоплательщик может быть признан неосмотрительным и неосторожным, если ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности.

Недобросовестное ведение хозяйственной деятельности. К недобросовестному ведению хозяйственной деятельности относятся:

  • извлечение налоговой выгоды в качестве самостоятельной цели;

  • использование «карусельных» схем из цепочек посредников без оправданного экономического обоснования;

  • взаимозависимость участников сделок;

  • неритмичный или разовый характер хозяйственных операций;

  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика либо операций, несвойственных основному профилю деятельности;

  • осуществление взаиморасчетов нетрадиционными способами (наличными денежными средствами, с использованием векселей, путем взаимозачета);

  • совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей, и т. д3.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024