Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
164442_E6E06_chernilovskiy_z_m_rimskoe_chastnoe...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.37 Mб
Скачать

§ 99. Договор поручения

Как безвозмездный, как простое обещание сделать что-нибудь, о чем просят в виде одолжения, договор поручения - мандатум (man-datum) - возник из международной торговли, затрудненной тогдаш­ними средствами передвижения и связи. По этой причине он с само­го своего возникновения принадлежал к ius gentium - праву народов.

Безвозмездность договора поручения не мешала тому, что в ка­ких-нибудь сложных случаях доверителю (манданту) - особенно

когда поручение было связано с хлопотами и особой компетен­тностью мандатария (поверенного) - вручался гонорар.

Для действительности договора поручения требовались:

1) дозволенность просьбы (непротивозаконность);

2 )-заинтересованность доверителя, третьего лица и даже самого мандатарии:

Поручение не исключало наделения мандатария полномочиями на заключение сделки или сделок, правом вести судебный процесс от имени и по прямому уполномочию доверителя (уже в качестве пред- ставителя).

Как договор, основанный на доверии и дружеском одолжении, мандатум мог быть прекращен в любое время как по желанию дове­рителя, так и при отказе поверенного. Договор поручения прекраща­ла и смерть одной из сторон.

Однако когда поверенный по собственной воле, не поставив в из­вестность доверителя (с тем, чтобы он мог приискать другое лицо), отказывался от обязательства, мандатарий был обязан возместить причиненный ущерб.

Расходы, связанные с исполнением, покрываются за счет довери­теля, и на этот счет мандатарию дается специальный иск.

Примечание. В хлопотах хозяйственной жизни не раз случалось, что контрагенты вступали между собой в отношения, которые не укла­дывались в общепризнанные гражданско-правовые отношения, а тре­бования оборота и очевидной справедливости давали им право на за­щиту. Средневековые юристы дали этим отношениям название «безымянные контракты», и оно утвердилось в науке. Тут на равных правах укрывались и реальные, и консенсуальные контракты как в «чистом» виде, так и в их «внебрачном сожительстве».

В кодификации Юстиниана (Д. 9. 5. 5) безымянные контракты клас­сифицированы следующим образом:

  1. Даю, чтобы дал ты (я уже свое дал, почему медлишь с исполнением ты?).

  2. Даю, чтобы ты сделал (доколе буду ждать?).

  3. Делаю, чтобы ты дал (договоренную вещь).

  4. Делаю для тебя то, что тебе нужно, чтобы ты сделал то, о чем договорились, для меня.

В римском праве безымянные контракты получили защиту, доста­точно гарантированную: сторона, исполнившая обязательства и тщет­но взывающая к другой (дай, сделай! ), может требовать как исполне­ния договора, так и возвращения переданной вещи.

-

Раздел 5. Пакты и квазиконтракты

Для выделения преторской инициативы в защите справедливос ти и доброй совести эти правоотношения очень важны. Мы их кос немея с этой точки зрения.

§ 100. Пакты

Термином «пактум» римские аористы называли обязательства, которые в силу своей «неформальности» не обеспечивались (пона­чалу! ) исковой защитой. Происхождение пактов, как полагают, вос­ходит к XII таблицам, разрешавшим, например, примирение с потер­певшим, которое прекращает спор (VIII, 2).

С течением времени пакты стали получать содействие претора, когда тот считал, что при всей своей неформальности они не проти­воречат справедливости. Пакты не могли иметь своего особенного содержания. К ним прибегали для уточнений и дополнений узаконен­ных контрактов, и судья, следуя за претором, обязан был принимать во внимание и эти прибавления, если необходимость или целесооб­разность делала их допустимыми с точки зрения дозволенных выгод или предупреждения убытков.

Преодолевая строгий консерватизм в отношении к пактам как к незащищенным договорам, претор напишет: «Неформальные согла­шения, не содержащие «dolus malus» (злого умысла), не противоре­чащие законам, постановлениям народного собрания и сенатускон-сультам, а также декретам и эдиктам императоров, а также те, которые не обходят ни один из перечисленных выше источников права, я, претор, буду защищать» (Д. 2. 14. 7).

Как защищать? Если иском, то нет пакта, ибо соглашение приоб­ретает силу контракта. Значит, остается одно: право сослаться на пакт в качестве эксцепции (возражения), которую ни претор, ни судья не должны отвергать.