Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
164442_E6E06_chernilovskiy_z_m_rimskoe_chastnoe...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.37 Mб
Скачать

§ 23. Имущественные отношения супругов

Мы уже говорили о глубоком различии в положении жены в семье и по отношению к мужу в браке «правильном» или «непра­вильном». В «правильном браке» жена по своему юридическому положению та же вещь: ее можно продать (в рабство), истребовать из любого местожительства тем же способом, что и вещь (виндикация), наконец, не существовало препятствий для любого наказания жены, включая казнь. В соответствующих случаях созывался семейный суд, на который приглашались и кровные родственники жены, но приговор постановлял патерфамилиас.

Бесчестие жены падало и на мужа, и, напротив, безупречные гражданские качества мужа, его роль в обществе распространялись на жену.

Примечание. Что касается прелюбодеяния жены, то в таких случа­ях развод был для мужа прямо обязателен; отказ от развода в таком случае рассматривался как сводничество (lenocinium) с целью извлечения дохода. Убийство прелюбодейной жены сделалось со временем недопустимым, но, если муж убивал прелюбодейку в состоянии гнева, аффекта, наказание было минимальным.

Дочь, застигнутая отцом в момент преступной связи, могла быть убита, но не иначе как вместе с любовником. Тот же, кто убьет прелю-бодея и сохранит жизнь дочери, отвечал как убийца.

Жена как агнатка была наследницей мужа, а при детях - сона- следницей. То же относится к праву наследования всех прочих ее аг­натов. Оставшись вдовой при малых детях, она получала значитель­ную имущественную самостоятельность, все большую с умалением юридической власти опекуна.

Женщины, и более всего образованные, интеллигентные, право способные, обладавшие собственным состоянием, стремились к браку без оков, без власти мужа - браку sine manu. Это благодаря им «неправильный брак» сделался обычным, а «правильный» - исключением.

На пользу этой тенденции работали многие факторы. Патриахальная семья распадалась, от нее отпочковывались меньший семьи, тяготившиеся гнетущей властью патерфамилиас, взрослые сыновья искали лучшей доли в завоеванных провинциях, на им ператорской службе, добивались пекулия и получали его. Кровное родство оттесняло родство агнатическое, древнее право отступал! перед напором новых экономических условий, стимулировавши развитие товарного производства, обмена, новой социальной иници ативы.

Уже в пору классических юристов имущественные отношения. супругов выравниваются. Каждый из них сохранял за собой имущее тво, принадлежавшее ему до брака и приобретенное в течение его. Hе воспрещались, за исключением дарений, сделки между самими ругами.

О дарениях же, разъясняется в Дигестах (24.1), следует помнить что если их разрешить, то брачные отношения будут осквернены корыстью, тогда как они должны быть основаны на любви, взаимной привязанности и расположении.

Причина, думается, не только в этом. Тот, кто дает жене (л как своей дочери, либо как родственнице и т. д.) имущество (в том числе и по завещанию), переходящее в ее раздельную ее собственность, стремится, главным образом, к тому, чтобы оно nepeшло ее детям. Закон гарантирует этот интерес. Тем же руководились и ав| торы Кодекса Наполеона, запретив «дарения между супругами».

Почтительное до суеверия отношение к последней воле (завеща­нию) отца семейства в полной мере распространялось и на мать.

При всем том даже и в классическое время женщина должна бы­ла остерегаться совершения (без согласия мужа или опекуна) сделок с недвижимостью, займовых операций, не должна была принимать на себя исполнение чужих обязательств и т. д.

Примечание. Едва ли не единственной профессией, которую дозволяли с древних времен незамужней и «внесемейной» женщине, была проституция. Закон требовал от проституток регистрации и уплаты особого налога.