Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
164442_E6E06_chernilovskiy_z_m_rimskoe_chastnoe...doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Раздел 2. Условия действительности контрактов

§ 63. Предмет обязательства

Вопрос о предмете обязательства вызвал к жизни две концепции. По одной - предметом (или объектом) обязательства всегда будет вещь, деньги, услуга, о которых достигнуто соглашение. В пользу этой концепции говорит то, что все те «вещи», которые могут быть предметом контракта, распадаются на две категории - вещи, наделенные родовыми признаками (деньги, вино, зерно и т. п.), которые по природе своей «не пропадают» (поскольку могут быть восполнены в соответствии с договором), и вещи, индивидуально определенные (статуя бога, изваянная знаменитыми Скопасом или Праксителем, драгоценная чаша и др.), т. е. незаменимые и потому исключающие исполнение, предусмотренноеДоговором.

Сторонники другой концепции, опираясь на римскую традицию исходят из того, что предметом договора должно считать обязан­ность что-нибудь дать (dare), что-нибудь сделать (Jacere), что-ни­будь предоставить (praestare). Таким образом, на первый план вы­ступает не вещь - объект обязательства, а действие.

Действия (принимая эту характеристику предмета обязательст­ва) могут быть как положительными (когда мы даем, совершаем предоставляем) и отрицательными, когда мы заключаем договор о воздержании от действий (что тоже «действие»): двое или несколько соглашаются о том, что каждый из них будет продавать свой товар в строго определенном месте, воздерживаясь, таким образом, от кон­куренции с партнером.

Нам представляется, что обе концепции имеют под собой логи­ческую основу, и самый спор, о котором мы рассказали, есть скорее всего спор неразрешимый.

Примечание. Порой возникают обстоятельства, когда исполнение обязательства связано с выбором (альтернативой). Кредитор выгова­ривает себе право выбора: то ли он возьмет себе должное в натуре, то ли удовольствуется денежным платежом, то ли остановит свой вы­бор на рабе Стихе, то ли на рабе Панфиле и т. д. То же вправе выго­ворить себе и должник: то ли он сам восстановит поврежденный им за­бор, то ли заплатит стоимость ремонта.

Различают еще обязательства делимые и неделимые. Пример первых дают обязательства, связанные с денежными уплатами. Если четверо кредиторов претендуют на 1000 сестерциев, каждый из них получит свои 250, и на том дело кончится. Сложности неизбежны, ес­ли предмет обязательства неделим, как это может случиться с серви­тутом (Д. 45.1.2) или, что наглядней, с неоплаченной виллой, когда в качестве должников выступают все наследники, а в качестве кредито­ров - строители-компаньоны. В духе времени римское право предос­тавляло любому из этих последних выступить в качестве истца, изб­рав себе ответчиком любого из сонаследников.

§ 64. Кауза в обязательстве

Слово «causa» переводится с латыни как «причина», «повод»-В том, что относится к обязательству, кауза - это раньше всего субъ ективный мотив, определяющий содержание обязательства, или, го-

воря иначе, материальный интерес, который побуждает нас вступать в обязательство, принимая на себя связанные с тем тяготы.

Кауза должна быть законной. Можно себе представить дарение имущества одним из супругов другому, произведенное из лучших побуждений. Но поскольку такие дарения запрещены в принципе, кауза остается противоправной, а значит, нет и «контракта».

В той же мере кауза не может быть аморальной (противонрав-ственной), а когда это так, основанные на ней соглашения «не долж­ны быть соблюдаемы» (Д. 2.14.27.4).

То, ради чего мы принимаем на себя обязательство, может состо­ять в 1) передаче вещи; 2) предоставлении кредита; 3) установлении приданого; 4) предоставлении услуги; 5) новации (обновлении) ра­нее взятого на себя обязательства и т. д.

Непременным условием возникновения обязательства является некое конкретное действие, тут же указываемое: купля-продажа, аренда, наем и пр. Исключением из правила является стипуляция с ее абстрактным характером: как только на вопрос кредитора «Обя­зуешься ли уплатить 100?» следовал ответ должника: «Обязуюсь», исполнение становилось безусловно обязательным - даже и тогда, когда деньги не были даны, или даны в меньшей против обещанной сумме, или когда сумма выплаты включала проценты, превышавшие дозволенные.

Реакцией на подобную недобросовестность, опиравшуюся боль­шей частью на социальную неравноправность кредитора й должни­ка, стало предоставление последнему права возражения в виде ссыл­ки на недобросовестность кредитора (истца), после чего стипуляция потеряла свой абстрактный характер, приблизившись ко всем про­чим реальным контрактам.