Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_ekzamen.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
411.36 Кб
Скачать
  1. Иностранные инвестиции: внешний и внутренний риск.

Риск инвестирования в иностранные ценные бумаги включает в себя все типы риска, связанные с инвестированием во внутренние ценные бумаги и, кроме того, дополнительный риск. Инвестор надеется получить некоторые денежные выплаты в будущем от своих вложений. Однако данные денежные выплаты будут выражены в другой валюте и, следовательно, будут представлять относительно небольшой интерес для инвестора, если они не могут быть конвертированы в валюту страны проживания инвестора. Дополнительный риск иностранных инвестиций является результатом неопределенности, связанной с возможностью конвертации данных выплат в валюту страны проживания инвестора. Данный риск состоит из политического и валютного рисков.

Политический риск отражает неопределенность возможностей инвестора по конвертации денег. Точнее говоря, иностранное правительство может ограничить, ввести дополнительный налог или просто полностью запретить обмен валюты. Так как политика в этой области время от времени изменяется, то возможности инвестора по обмену средств могут быть не вполне определенными.

Кроме того, всего есть возможность полной экспроприации, что сильно увеличивает политический риск.

Валютный риск связан с неопределенностью обменного курса, по которому иностранная валюта может быть обменена на валюту страны проживания инвестора. То есть в момент покупки иностранной ценной бумаги инвестор не знает точного курса обмена будущих выплат.

Оценим риск вложения в иностранную ценную бумагу также на примере американского и швейцарского инвесторов, которые приобрели акции швейцарской компании. Риском вложения швейцарского инвестора в акции швейцарской компании будет просто внутренняя дисперсия, обозначенная d Соответственно внешняя дисперсия, обозначенная f, будет риском вложения денег в швейцарские акции американским инвестором. Основываясь на уравнении (6), можно показать, что внешняя дисперсия состоит из трех компонентов:

(8) f.= d.+c +2Pdcd c

где c- дисперсия, связанная с доходностью вложения в валюту американского инвестора, который в начале покупает швейцарские франки, а в конце периода обменивает их на американские доллары; Pdc- это коэффициент корреляции между доходностью швейцарских акций и доходностью вложения в швейцарский франк. Например, предположим, что внутренняя дисперсия равна 225 (т.е. внутреннее стандартное отклонение d равно 225, или 15%), а валютная дисперсия равна 25 (т.е. стандартное отклонение, c, равно 25, или 5%). Если Pdc =0, то уравнение (8) показывает, что внешняя дисперсия равна 250 (225+25). Соответственно внешнее стандартное отклонение составляет 15,8% (250), т.е. его значение не намного превышает значение внутреннего стандартного отклонения в 15%. Уравнение (8) показывает, что чем меньше корреляция между доходностью вложения в иностранную валюту и доходностью иностранных инвестиций, тем меньше внешняя дисперсия. Важность валютного риска легко может быть преувеличена. Можно предположить, что инвестор приобретает только товары и услуги, произведенные его страной и следовательно, конвертирует весь свой доход от иностранных инвестиций в валюту своей страны, прежде чем потратить деньги на потребительские цели. Но иностранные товары и иностранные услуги приобретают многие люди (например, туристы). Чем дешевле валюта другой страны относительно валюты страны инвестора, тем более предпочтительными являются покупки товаров и услуг данной страны. При прочих равных условиях имеет смысл инвестировать деньги в страны с прекрасной продукцией и восхитительными пейзажами, так как эффективный валютный риск там, вероятно, будет меньше, чем в других местах.

  1. Инвестиционные стратегии суверенных фондов

    Суверенные фонды (СФ) представляют собой фонды международных инвестиций, осуществляемых под контролем государств или центральных банков, финансируемые за счет золотовалютных резервов, госбюджетов или экспортных доходов. Хотя первые суверенные фонды возникли еще в 1950-х годах, в последние годы их численность и объемы активов значительно возросли, а сами они стали проводить активную экспансию в сфере зарубежных инвестиций, что вызвало неоднозначную реакцию на их поведение и растущую роль в международных финансовых отношениях. Непрозрачность структуры и инвестиционной стратегии этих фондов вызывает определенное беспокойство, особенно в связи с их возможным влиянием на общую финансовую стабильность. Данные о 15 самых крупных суверенных фондах приведены в табл. 1.

Таблица 1. Крупнейшие суверенные фонды в мире

Название фонда

Страна

Активы (млрд долл.)

Год основания

Основной источник средств

ADIA

ОАЭ

875

1976

Нефть

Government Pension Fund

Норвегия

330

1996

Нефть

GIC

Сингапур

330

1981

Fonds Divers

Саудовская Аравия

300

н. д.

Нефть

RFFG (после 1976 г. KIA)

Кувейт

250

1953

Нефть

China Investment Corp. (СIC)

Китай

200

2007

Temasek Holding

Сингапур

159

1974

Oil Reserve Fund

Ливия

50

2005

Нефть

Fonds de régulation des recettes

Алжир

43

2000

Нефть

Quatar Invest Authority

Катар

40

н. д.

Нефть, газ

Permanent Reserve Fund

США (Аляска)

38

1976

Нефть

Brunei Invest Authority

Бруней

30

1983

Нефть

Khazanah Nasion BHD

Малайзия

26

1999

Стабилизационный фонд

Россия

24

2003

Нефть

KIC

Южная Корея

20

2006

Всего

2715

Как показывают данные табл. 1, большая часть крупнейших суверенных фондов финансируется за счет доходов от экспорта нефти, что связано с быстрым ростом мировых цен на нефть. Другая часть фондов, в основном в быстро развивающихся странах Азии, сумела за последние годы увеличить свои доходы от экспорта несырьевых товаров.

В зависимости от источников доходов СФ делятся на две категории:

1) «сырьевые», или стабилизационные, фонды, формирующиеся за счет доходов от экспорта сырьевых товаров – нефти, газа, золота и др.; на долю этих фондов приходится 2/3 активов всех СФ;

2) «несырьевые» фонды, финансируемые за счет положительного сальдо платежного баланса или других государственных доходов; среди таких фондов можно выделить; а) фонды, управляющие той частью официальных валютных резервов, которая превышает сумму, необходимую для управления обменным курсом национальной валюты; б) фонды, которые управляют бюджетными доходами, связанными с приватизацией, продажей недвижимости и другими трансфертами государственных средств.

Инвестиционную стратегию СФ трудно анализировать из-за отсутствия надежной информации. В целом эта стратегия зависит от общих целей, стоящих перед СФ: если стабилизационные фонды, как правило, вкладывают средства в ликвидные и менее рискованные активы, то «фонды сбережений для будущих поколений» – в более рискованные и доходные активы. Большая часть активов СФ вкладывается в ценные бумаги, котирующиеся на биржах. По данным МВФ, около 40% средств СФ инвестировано в фонды прямых инвестиций (private equity) и в недвижимость.

Инвестиции прозрачных фондов распределяются следующим образом: 40% активов норвежского фонда Government Pension Fund вложено в облигации, и 60% - в акции (фонд участвует в капитале более 3 тыс. компаний по всему миру, при этом его участия не превышают 1% капитала каждой компании); у сингапурского фонда GIC 30% активов вложено в облигации, 50% – в акции и 20% – в альтернативные активы.

Большинство СФ относятся к так называемым «пассивным» инвесторам», которые приобретают неголосующие акции (акции, не дающие права голоса) и миноритарные участия в капитале (менее 10% капитала), что не позволяет им участвовать в управлении соответствующей компанией. Иными словами, они осуществляют за рубежом в основном не прямые, а портфельные инвестиции.

Инвестиции СФ азиатских стран направляются в основном на национальные рынки и рынки соседних стран, однако в последние годы они все чаще интересуются вложениями в экономику США и европейских государств. В последнее время растут инвестиции СФ в ведущие банки и другие финансовые учреждения стран Запада, понесшие потери от финансового кризиса (см. табл. 2). В целом только за несколько недель конца 2007 г. и начала 2008 г. СФ инвестировали в финансовый сектор Запада более 60 млрд долл.

Выделяют следующие стратегии. Во-первых, обоюдные инвестиции. Так, General Electric (GE) заключили с Abu Dhabi Investment Authority договор о создании совместного предприятия стоимостью $8 млрд., в рамках которого фонд получит доступ к экспертным знаниям GE в области здравоохранения и инжиниринга, а GE, со своей стороны, - возможности расширения на Среднем Востоке и в Африке. Siemens, европейский конкурент GЕ, также ведет переговоры с несколькими фондами (российским суверенным фондом и фондом с неопределенной «пропиской» Middle East) о заключении аналогичного договора. Кроме получения экспертных знаний компании, взаимное инвестирование имеет для суверенных партнеров еще одно преимущество. Для стран, чья экономика зависит сугубо от экспорта энергоресурсов - это шанс диверсифицировать экономику.

Вторая стратегия фондов суверенного богатства касается инвестирования в продовольственную безопасность. Для Среднего Востока, страдающего от проблем с водоснабжением, нынешний рост цен на продукты питания оказался сильной «головной болью». Поэтому местные суверенные фонды стали изучать возможности аграрных инвестиций. Саудовская Аравия выделила $566 млн. на основание компании, инвестирующей в сельское хозяйство, присматривается к Судану, Пакистану и Казахстану. Еще один нефтедолларовый фонд Qatar Investment Authority учреждает подобные совместные предприятия во Вьетнаме и, возможно, сделает это в Индокитае.

Наконец, третья стратегия - упор на альтернативные рынки инвестирования. С этой точки зрения особо привлекательным регионом для вложения капитала является Азия, которую уже «облюбовали» суверенные фонды со Среднего Востока, и к которой теперь приглядывается Россия. Например, на финансовых рынках Индии уже работают три-четыре суверенных фонда и еще девять ожидают лицензий на инвестиционную деятельность. В другую азиатскую страну - Японию - стремительный поток арабского суверенного капитала будет направляться из Кувейта, благодаря подписанному недавно новому соглашению между государствами об избежании двойного налогообложения. Как пообещал кувейтский министр финансов Мустафа Аль Шамали, после принятия этого соглашения Kuwait Investment Authority увеличит инвестиции в Японию в три раза - до $48 млрд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]