Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история2.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
1.25 Mб
Скачать

116. Люблинская уния в 1569 г. И ее фатальные последствия для украинцев

1.1.Предпосылки Люблинской унии.

Почва для последней унии между Польшей и Большим княжеством Литовским вызревал после начала ХVI ст. “Польша не оставляла приманка ожидание о присоединении украинских земель и о приобщении Литвы вообще. С этой целью она неусыпно настаивала для выводе более тесного союза и создала партию, которая противостояла самостийницким стремлением Литвы”

Литовские магнаты готовы были вступить в унию с Польшей около условии сохранения государственной самостоятельности своего государства. С после этого они рассчитывали приневолить после рычагов политического влияния более многочисленных и более могучих украинских и белорусских магнатов. Однако тогдашнюю литовскую элиту сдерживали очень полного слияния с Польшей та лишение пренебрежительности политического положения в обществе, поскольку ведущим слоем польского общества были не магнаты, а шляхта.

Такие же рассуждения сдерживали украинских и белорусских магнатов, которые к тому же найбидбше беспокоились угрозой окатоличивания. О его реальности свидетельствовала рок Галичины приенаной Польшей вторично в XIV ст.

Конечно, около условиях средневекового общества никто не учитывал интересы народных масс, которые вторично не выступали самостоятельным фактором политических процессов.

При этих обстоятельствах главный движущей силой интегративних процессов стала шляхта. На то век Польша являла собой благородную республику ииз сеймом и выборным королем. Ведущей общественной силой общества была шляхта – мелкая знать, подобная западноевропейским рыцарям. В Литве же шляхта токмо формировалась, находясь в борьбе напротив господства магнатов, которые входили в великокняжеский вече и занимали разные административные должности. Литовская шляхта стремилась процветать тех прав, которые имели польские шляхтичи. Магнаты должны были уступать, благодаря роста сопротивления крестьян процессам феодализации и для обязанность сплочения господствующих слоев.

О росте роли шляхты в Литве свидетельствуют правительственные постановления 1522 и 1557 гг. Первая из них была посвящена “выводу благородного”, то должать в количество шляхты засчитывали всех, который имел благородные привилегии. В 1557 г. в Большом княжестве Литовскому было осуществлено “Волочну помиру”, сколько также способствовало сословному оформлению благородного. Наконец, Первый Литовский порядок в 1529 г. законодательным после оформил права и вольности благородного, всетаки после него литовская шляхта вторично не достигла равенства с магнатами и с польской шляхтой. Полная уния с Польшей обнадеживала их относительно уривнянння в правах с польскими шляхтичами.

Важную занятие в заключении унии сыграло то, сколько ее сторонником оказался тогдашний безмерный дирижер литовский и дирижер польский Сигизмунд-август.

Внутри XVI ст. вокруг унии развернулась острая борение между польскими господами и литовскими сторонниками унии с одной стороны и противниками унии (по большей части ими были украинские и белорусские магнаты) из другого бока.

Ситуацию в Литве осложнила Ливонска борьба (1558-1583) между Московией и Ливонским орденом. Литва приняла покровительство в боевых действиях для боку ордену. Вследствие этого московское бригада получило 1563 возраст Полоцк, сколько принадлежал накануне той отверстие Литве.

Литва очутилась в критическом положении. Для продолжения войны она нуждалась во внеличезних средствах и войске. Поэтому шляхта в Литве (как литовского, беспричинно и украинского и белорусского происхождения) требовали унии с Польшей, коллекция однажды сталкиваясь с сопротивлением магнатской олигархии.

Люблинский парламент в 1569 г. и принятие унии.

“Когда после бесплодных сеймов 1565-66 гг. В конце 1568 г. применительно вопросу неестественный унии в Люблини был назначен недавний парламент около участии представителей литовских состояний, литовские магнаты и здесь сумели побеждать представителей шляхты в полной послушности и возвели общий парламент к конференциям двух отдельных сеймов”

Это оказалось в том, что, если литовское виденье унии (с сохранением широкой автономии) разбежалось с польским (со слиянием Литвы и Польши в одно государство), то послы Литвы – князе К.Острозький, Г.Ходкевич, Е.Волович, К.Радзивилл всетаки др. – решили сорвать парламент и тайно выехали из Люблина, дабы собрать благородное ополчение для борьбы напротив унии.

Однако Сигизмунд-август около поддержке польских магнатов и шляхте обеих стран объявил универсал неестественный отобрании у Литвы и присоединения в Польшу Волыни и Пидляшшя. Не почувствовав реального сопротивления ослабленной войной и противоречиями Литвы, дирижер выдал вторично наедине универсал о присоединении в Польшу Киевщины и Брацлавщини. Таким образом, страна Большого княжества Литовского вдвое уменьшилась. Теперь литовские послы вынуждены были вернуться для сейм. Они просили не выбирать в них поместной и сохранить определенную автономию остаткам их государства. Уступили и наибольшие противники унии украинские магнаты О.Чарторийский, К.Острозький, Б.Корецкий, К.Вишневецкий, в расчете для то, сколько не будут лишены своих местном управлении, организации войска и судопроизводства. Из всех украинских земель едва властью Литвы остались токмо Берестейщина и Пинщина, сколько граничили с Беларусью, а весь остальные украинские земли, то должать подавляющее большинство их, отошли едва власть Польши.

Люблинский парламент закончился в середине августа в 1569 г. По словам М.С.Грушевского, “.в довольно заседаний для нем было осуществлено то, чего не могли достичь длительные войны и столетия дипломатических переговоров и хитростей”[2,118].

Последствия Люблинской унии для Украины.

Для Украины Люблинская уния имела безгранично негативные последствия. Очутившись едва властью крепостника и католической Польши, подавляющее большинство украинских земель столкнулись с угрозой для самого существования украинцев будто отдельной народности.

Как отмечает крестьян и мещан и для духовного порабощения народа. Украинскому народу приходилось прибавлять огромные усилия, чтоб не дать себя уничтожить чуждый силе. Эти усилия вивилися в зарождении и деятельности украинского казачества, братств и тому подобное.

Люблинская уния повлекла изменения в административном управлении украинских земель. Высшая государственная власть в Вещи Посполитой принадлежала королеве и вальному сеймовые, в которое входили магнаты, шляхта и выше католическое духовенство.

Территория государства разделялась для шесть воеводств: Руске, Белзьке, Волынское, Подольское, Брацлавске и Киевское. Во главе каждого из них был воевода. Воеводства разделялись для уезды, которые возглавляли старосты, назначенные королем. Представителями административной власти были также кастеляны (коменданты крепостей).

Под судебно-административных учреждениях Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств применялись Литовский Устав в 1529 г. Судопроизводство велось украинским языком. Высшей судебной инстанцией был Люблинский трибунал.

Органами благородного самоуправления были сеймики в волостях и уездах. На сеймиках шляхта решала местные дела и избирала судебных правительственных чиновников и послов к вальних сеймам и трибуналов.

Характеризуя социальные последствия Люблинской унии, М.С.Грушевский отмечает: “Князья и магнаты, сколько заранее тем имели безгранично безмерный важность и держали в своих руках всю управу, нынче были уравнены в правах с обыкновенный шляхтой, - хоть для деле, благодаря свому богацтву, они и дальше высоко поднимали сия над ней, держачи в своей службе не однажды целые толпы более бедной шляхты. Налоги и военную службу из шляхты снято, она нынче не знала едва никаких обовязкив, а достала огромные права.; коронные земли раздавались шляхтичам в доживотни государства и они правили ими будто помещики; никто, исключая шляхтичей не мог достать никакое начальство светского, а даже и духовного” [1, 194].

Украинские феодалы, придерживаясь своих сословных и личных интересов, применительно большей части, полонизировались и окатоличивались. над своими подданными, учреждали города и слободы, строили дворцы, организовывали военные отряды, раздавали землю для службу своим вассалам.

Еще одним следствием унии можно выкладку процессы народной и феодальной колонизации, которые развернулись в направлении к востоку и юго-восток. На новых землях поселялись крестьяне-беглецы из районов развитого фильваркового хозяйства, где росла барщина. Для воздаяние крестьян магнаты объявляли здесь “слободы” – новопоселенцам предоставлялись значительные льготы в исполнении повинностей для определенное совокупность лет.

Как отмечалось выше Люблинская уния повлекла присвоение украинских земель польскими магнатами и шляхтой, представители которой учреждали здесь поместья и промыслы. Украинская шляхта, которая придерживалась православной веры, владела небольшими маетностями. В дальнейшем устранение украинской шляхты после власти привело к тому, сколько много ее сыновей пополнили казачество (примером потому был Петр Конашевич-сагайдачний), а в дистанция Освободительной войны середины XVII ст. какойто украинские шляхтичи стали руководителями казацкой армии.

Таким образом, Люблинская уния в 1569 г. имела ощутимые негативные последствия для украинского народа, определив последующие процессы его общественного развития: умножение национального гнета и барыш национально-освободительного движения.

Гетманщина) просуществовало более 100лет (конец 80-х г. 18 в.).