Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пассмор. Сто лет философии (1998).doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
2.84 Mб
Скачать

Глава 14

оказал влияние американский прагматизм. Проанализировав восприятие в биологических терминах как схватывание или «усвоение» организмом части окружающей его среды, Уайтхед обнаружил то же самое «усвоение» в отношениях между любыми вещами, независимо от того, являются они организмами или нет: Вселенная в его описании состоит из «единств существования», встраиваемых в единства («переживания») благодаря усвоениям. По мнению Уайтхеда, философы заблуждаются, полагая, что зрение является типичным способом взаимоотношения; Уайтхед призывает их поразмыслить над внутренними ощущениями. Тогда они поймут, полагает он, что присвоение и противодействие, а не «обладание чувственным данным голубого» являются отличительными особенностями не только восприятия, но и всех взаимоотношений, вместе образующих Вселенную.

==265

00.htm - glava16

Глава 15

НЕКОТОРЫЕ КЕМБРИДЖСКИЕ ФИЛОСОФЫ И «ТРАКТАТ» ВИТГЕНШТЕЙНА

Творческая мощь школы этики Кембриджского университета в начале XX в. проиллюстрирована нами более чем достаточно. Университету, который может предъявить права на Мура и Рассела, Мактаггарта и Уайтаеда, Уорда и Стаута, не страшны обвинения в бесплодии или узости. И все-таки наше повествование неполно. Другие философы — воспитанники Кембриджа упрочили философскую славу этого университета; и он радушно принял сначала в качестве аспиранта, а потом и профессора самого замечательного, многие сказали бы — величайшего, философа нашего столетия австрийца Людвига Витгенштейна.

О У. Е. Джонсоне, одном из наиболее известных доморощенных продуктов, мы уже вкратце сказали (гл. 6). Его статьи «Логическое исчисление» (1892) стилистически и даже в отдельных мыслях предвосхитили многое из того, что было написано в Кембридже позднее. В последующие годы он оказывал огромное влияние как преподаватель, но ничего не печатал. Лишь в 20-х гг. он опубликовал свою главную работу с непритязательным названием «Логика»1. Да и эта публикация состоялась благодаря энергии одного студента, а не по собственному почину Джонсона. И впрямь, «Логика» представляет собой ряд рукописей, которые были собраны вместе и таким образом составили книгу, в ней нет композиции, диктуемой одной главной идеей. Ценность этой книги — в отдельных деталях; однако здесь мы можем охарактеризовать ее лишь в самом общем виде.

Хотя Джонсон был по образованию математиком, «Логика» — книга, в сущности, философская, а не математическая. Благорасположенный к логицистской программе дедукции математики из логики, он все же не участвует в ней; за исключением дотошной и даже несколько жесткой критики теории пропозициональных функций Рассела, он мало обращается к работам логиков моложе Дж. Н. Кейнса, чью обновленную традиционную логику он перенял для своих целей.

Как мы уже отметили, Джонсон начинает с высказывания. Впрочем, его разрыв с идеалистической логикой не слишком резок; высказывание, пишет он, «есть лишь фактор в конкретном акте суждения». Хотя Джонсон подчеркивает важность четких различений, даваемые им различные объяснения отношения между суждением и высказыванием невозможно согласовать друг с другом. Этот факт, относящийся к самой сущности «Логики», во

==266