Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Радбрух Г. Философия права / Радбрух Г. Философия права.doc
Скачиваний:
37
Добавлен:
03.03.2016
Размер:
1.73 Mб
Скачать

§ 18. Собственность

Ответ на последний вопрос может быть получен только исходя из ос­новополагающего понимания целей правопорядка. Подобно праву, собственность можно рассматривать служащей как индивидуальному собственнику, так и всему обществу. И соответственно различать ин­дивидуалистическую и социальную теории собственности'. Ин­дивидуалистическая теория собственности отвечает либеральным и демократическим воззрениям, а социальная - консервативным и со­циалистическим. С точки зрения социальной теории собственности консервативные и социалистические воззрения различаются тем, что первые полагают конечной целью социальной собственности служе­ние обществу как единому целому, в то время как последние считают, что социальная собственность в конечном итоге вновь служит инди­виду. Индивидуалистические воззрения соответствуют понятию соб­ственности римского права. Консервативно-социальные - немецкого.

Индивидуалистическая теория собственности, или, как мы могли бы ее назвать, «личностная теория собственности», нашла свое наиболее возвышенное воплощение в произведениях Гете. Он оживляет образ собственности и четко выражает ее суть. Ниже следуют два примера из множества подобных:

Эпиметей: Сколько здесь твоего?

Прометей: Это круг, в котором я существую, ни больше и ни меньше.

Фауст:Наследовать достоин только тот,

Кто может к жизни приложить наследство.

Но жалок тот, кто копит мертвый хлам.

Что миг рождает, то на пользу нам. (Гете Фауст, ч 1 Ночь Пер Б Пастернака -М, 1969 -С 57)

Статичное и, казалось бы, вековое клише частной собственности по­лучает у Гете динамичное выражение. Собственность нуждается, при­меняя модное словечко, в постоянной «интеграции». Собственность должна быть все время деятельной, используемой и посредством это­го вновь и вновь приобретаемой и создаваемой. Она - неустанный труд, бесконечно воплощаемый в занятости и результатах. Нет сом­нения в том, что Гете под этой образной теорией собственности под­разумевал свое самое любимое владение - свои коллекции. В них вложен его огромный труд, даже в самую незначительную из них: они также несут на себе печать его личности. В них собственность отчетли­во проявилась как продолжение, выражение и проекция его личности. Ориентированная на личность и вся проникнутая ею, такая собствен-

Jhermg. Zweck im Recht, Bd 1. 4. Anfl 1904, S 404 ff.

153

Философия права

ность становится единым органическим целым, в котором каждый отдельный предмет, классифицированный по родственным призна­кам, выигрывает в ценности вообще и в экономической в частности. Рождается новое единство, более ценное, чем сумма его частей. И уже самим фактом своего существования собственность становится продук-тивной^2'". Страсть к коллекционированию часто представляет собой лишь одну сторону собственности в ее, так сказать, «химически чи­стом виде». Собиратель раритетов радуется не столько самой приоб­ретенной вещи, сколько тому, что ее нет ни у кого другого. Но у Гёте радость обладания и удовольствия от вещи прекрасно уживаются друг с другом. «Обладание вещью для меня важно, - говорит он канцлеру фон Мюллеру, - чтобы получить правильное представление о пред­мете. Обладание вещью освобождает от заблуждений, которые всегда связаны со страстным желанием какого-либо предмета, и позволяет мне спокойно и непредвзято оценить ее. Так что мне нравится облада­ние, но не из-за одержимости вещью, а благодаря тому, что это про­свещает меня, успокаивает и делает счастливее». Обладать вещью, чтобы получать от нее удовольствие! Но это удовольствие достигает своего апогея, лишь когда поделишься им с другими. Коллекционер Гёте формулу своей индивидуалистической теории собственности не только превосходно выразил в «Годах странствия», но и там же развер­нул ее в сторону социальной теории собственности: «Обладание и об­щее благо» означают обладание как общее благо.

В личностной теории собственности собственность - это не господ­ство человека над вещью, а связь между человеком и вещью. Достоин­ство свойственно не только человеку, но и вещи. Не только человек использует вещь, но и она со своей стороны требует внимания от че­ловека. Требует, соразмерно своей ценности, чтобы за ней ухаживали, содержали в порядке, использовали ее, радовались ей. Словом, требу­ет любви. Так что отношение между человеком и вещью начинает приобретать что-то общее с отношениями между людьми. Причем речь идет не только об отношениях между человеком и домашними животными, которых любой не юрист в большинстве случаев посте­сняется назвать вещью, но и тогда, когда вещи представляют собой неодушевленные предметы. Религиозный человек выражает это от­ношение взаимных обязанностей между людьми и вещами, это тре-

(т} Carossa. Fuhrung и. Geist. 1933, S. 48. Автор прекрасно показывает, как соб­ственность, ориентированная на качество, ограничивает количественно ориентированную жажду накопительства: «Кто приобретает из бессчет­ного количества вещей пару действительно прекрасных, тот освобождает­ся от давления и соблазнов остального мира».

154