Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
________________________________.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
2.12 Mб
Скачать

Расслабьтесь...

Всем известная народная мудрость гласит: если вас насилуют — расслабьтесь, и попы­тайтесь получить удовольствие. «Удовольствие», конечно, в данном случае, предельно сомнительное. Но вот что касается первой части формулы, то доля правды в ней есть. Напрасное сопротивление, особенно на начальной стадии, допустим, вашего похи­щения, всегда провоцирует террористов ta резкие, особо ожесточенные действия

1 President's Commission on Law Enforcement and Administration of Justice, Task Force Report: Crime and its Impact — an Assessment. — W.: The Free Press, 1967. — P. 13.

и уменьшает тем самым ваши и без того не слишком большие шансы на то, чтобы вы­браться из передряги.

При столкновении с чрезвычайной ситуацией всегда необходимо уметь быстро ее оценить и выбрать правильную линию поведения. Если вы столкнулись с заранее подготовленной акцией, то, поверьте, первоначальное сопротивление только озлобит ваших противников и, вполне может быть, спровоцирует их на то, чего они и не собира­лись делать. Так, например, известно, что в ситуации похищения бессмысленное сопро­тивление часто приводит к убийству потенциальных заложников. Столь же бессмы­сленной может стать и попытка к бегству — она может привести к роковому выстрелу вам вслед. Как известно, именно «попытка к бегству» часто служит своего рода «смяг­чающим обстоятельством» для тех, кто в иной ситуации, глядя в глаза, не смог бы хладнокровно убить человека. Обратимся к описанию реального похищения и един­ственно правильной линии поведения, которую сумели найти жертвы.

«И у Олега, и у Валерия на секунду возникла мысль: "Оказать сопротивление! Попытаться бежать!" Подчиниться террористам, сесть к ним в машину, мягко говоря, не хотелось. Не­вольно будешь упираться! И они это делали. Но, будучи людьми подготовленными, во вся­ком случае теоретически, и к таким экстремальным ситуациям, они на все реагировали в пределах, которые автоматически устанавливались мгновенной оценкой обстоятельств и их возможных последствий. Ребята видели искаженные злой решимостью лица террористов-фанатиков, их крайне возбужденное психическое состояние и понимали — серьезное сопро­тивление или попытка бегства бессмысленны. По привычке контролируя обстановку во­круг себя и починяясь грубой силе, они опасались, что у кого-то из этих фанатиков откажут нервы и он нажмет на спусковой крючок. Тогда произойдет непоправимое... В такой ситуа­ции приходилось думать не о сопротивлении, а о том, чтобы лишний раз не "дернуться" и тем самым не спровоцировать бандитов, не дать им "сорваться на стрельбу"»'.

В итоге, выбранная тактика оказалась единственно оптимальной. Необходимое время было выиграно, террористы не «сорвались», стрельба на поражение не началась, и через некоторое время заложники были успешно освобождены из плена усилиями своих товарищей.

Как справиться со страхом?

Лучше всего, для начала, не поддаваться ему. Причем главное — не поддаваться самому сильному, «отложенному» страху. В первые минуты, как мы уже видели, страх обыч­но не настолько силен: он не успевает быстро и целиком овладеть человеком, противо­стоять ему помогает инерция предыдущего состояния. А вот потом, часто уже после исчезновения конкретной угрозы, приходится тяжело. Но и с этим страхом можно спра­виться. Для этого надо, прежде всего, научиться легко переключаться, не «застревать» на уже прошедших ситуациях, не «пережевывать» их слишком долго, многократно возвращаясь к одним и тем же событиям. И просто... не бояться. Особенно не следует бояться того, вероятность чего не столь уж и велика. Между прочим, очень часто люди, напротив, не умеют бояться того, чего опасаться следует.

Перфильев Ю. Террор. Бейрут — жаркий октябрь. — М.: XXI век — Согласие, 2000. — С. 50.

По американским данным, около трети людей, опрошенных социологами, говорят о боязни ходить ночью по улицам в своем районе, и что преступлениями, внушающи­ми им наибольшие опасения, являются нападения с применением физического наси­лия. В своей основе опасение оказаться жертвой такого преступления является ре­зультатом страха перед незнакомым человеком, что, в свою очередь, усиливает недо­верие к людям и, в целом, социальную нестабильность, И дело не только в том, что публика больше всего брится преступлений с применением насилия — то есть, таких, которые случаются наименее часто. Гораздо большую опасность представляют собой другие случайности повседневной жизни — такие, как автомобильная авария или ка­тастрофа на транспорте, несчастный случай дома или даже неправильно оказанная первая медицинская помощь. Мы почему-то не боимся, например, укола в поликли­нике — а ведь таким образом очень даже просто можно заполучить ВИЧ-инфекцию, заболеть СПИДом.

Значит, первое правило, которое обычно помогает справиться со страхом, — уме­ние правильно оценить реальность и масштабы угрозы, а также возможность получить помощь. Никогда не зажмуривайте от страха глаза — наоборот, постарайтесь пошире их раскрыть и оглядеться вокруг. Здесь"нет мелочей, все может иметь большое значе­ние: один ли преступник, вырывающий у вас сумочку; не видно ли выходящего из-за угла случайного прохожего, способного вам помочь; не слышно ли чьих-нибудь ша­гов по лестнице, и т. д. Все это может спугнуть насильника или, по крайней мере, от­влечь его внимание. Для вас же это — шанс на то, чтобы вырваться, поднять тревогу, получить необходимую помощь и содействие.

Но если уж вы не справились с собой, поддались страху и оказались временно «ослеп­ленными», то постарайтесь побыстрее справиться с этим состоянием. Для этого полез­но знать хотя бы самые простые психологические техники. Например, существует та­кой наиболее простой психологический прием: почувствовали страх — начните медлен­но и глубоко дышать: глубокий вдох — медленный выдох. Еще раз, еще и еще разок. И так хотя бы раз десять. Даже если сумочку вырвали и преступник уже убежал далеко, это поможет вам быстрее прийти в1 себя и поднять тревогу, Если же возникшая угроза имеет другой характер (скажем, преступник не сумочку вырывает, а требует выкуп за вашего ребенка ) и события развиваются не настолько уж и стремительно, то подобного рода «кислородное успокоение» будет иметь еще больший смысл. Таким образом, вы сможете эффективно использовать имеющееся время, чтобы полностью адаптировать­ся к возникшей ситуации и включить в работу ошеломленное было сознание. А там, гля­дишь, пробудившийся разум уже сам придумает что-нибудь полезное.

Еще один прием рассчитан на более сложную ситуацию. Допустим, что вы оказа­лись под завалом в результате взрыва. Вокруг обломки бетона, а между ними — ма­ленькая ниша, и в ней — вы. Положение сложнейшее, прежде всего — своей неопреде­ленностью и неустойчивостью. Поддадитесь панике, начнете «дергаться» в разные стороны — задвигаются окружающие вас бетонные плиты, и нынешнее сравнительно терпимое положение станет уже немыслимым. Значит, надо прежде всего успокоить себя — так, чтобы не совершать лишних непроизвольных движений. Для этого очень полезным бывает просто поговорить с самим собой, причем назвав себя несколько раз по имени. Разговор с собой полезен тем, что он переводит во внешний план внутрен­ние, часто запутанные переживания — он их как бы распутывает, выстраивает в строй­ную цепочку причинно-следственные связи, объясняет то, что произошло и в каком

положении вы оказались. Такая размеренная беседа с самим собой успокаивает, нор­мализует сердечный ритм, другие вегетативные проявления. Называя себя по имени, вы обращаетесь к памяти детства — ведь именно в детстве мы в максимальной степе­ни защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.

Есть и еще один полезный прием. Вспомните девушку Джулию из описания К. Изарда: она разозлила преступника, вырвавшего ее сумочку, и весь страх куда-то про­шел. Разозлитесь посильнее на что-нибудь или кого-нибудь: на ситуацию, на себя, на другого человека. Злость вытеснит страх, вам захочется немедленно действовать, и тогда вы перестанете бояться.

Страх можно вытеснять страхом. Приведем пример из несколько иной сферы, сви­детельствующий о возможности такого эффективного вытеснения.

«Бывший военный разведчик А., отличавшийся, по мнению его коллег, "абсолютным бес­страшием", рассказал нам, что после первых пребываний среди врагов (в роли одного из них) он стал бояться, что когда-нибудь может быть разоблачен. "Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревожности было особенно силь­ным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя себя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пере­жил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дваж­ды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и да­вала мне время уйти от опасности" (из рассказа А.). Известны способы дзенского (чаньского) тренинга, ведущие, в частности, к ликвидации тревожности и к самообладанию через переживание в мыслях и чувствах собственной смерти»'.

Техники такого рода достаточно сложны и не доставляют большого удовольствия, однако частб они оказываются вполне эффективными.