Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
________________________________.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
2.12 Mб
Скачать

Умерим агрессию

Агрессия — пожалуй, наиболее «горячая» форма поведения: она содержит в себе чрез­вычайно мощный эмоциональный заряд. Сами выражения «выведенный из себя», «несдержанный», «доведенный до белого каления» подчеркивают это. Значит, глав­ной задачей является снизить этот эмоциональный накал, умерить его.

Разумеется, агрессия бывает разной. Холодное насилие террориста трудно назы­вать агрессией — это, скорее, просто нападение. Об эмоциональной агрессии говорят в случаях ответных эмоций — например, об агрессии человека, который до этого был сильно испуган, но горит жаждой отмщения обидчику. Конечно, заранее рассчитан­ную и давно сформировавшуюся агрессию террориста обычным людям в обычных ситуациях умерить трудно. Однако иногда и это возможно и, безусловно, полезно. Как говорится, попытка — не пытка, в самом буквальном смысле этих слов.

Иногда бывает достаточно сильно удивить нападающего на вас человека. Известный прием — вовремя задать самый странный и неожиданный вопрос. Например, «а что это у вас с ухом?» Обычно человек в ответ хватается за ухо или переспрашивает, что вы имеете в виду. Тему можно развить: «Я врач, и точно знаю — так начинается рак кожи». Как правило, в ответ следует замешательство, которым можно воспользоваться: по­пытаться ускользнуть, ударить, обезоружить противника. Выбить его из равновесия — этого бывает достаточно для того, чтобы приглушить агрессию. Известно, что многие женщины сумели избежать сексуального насилия, буквально ошеломив насильника Заявлениями типа: <<У меня сифилис».

Неплохой прием — резкое демонстративное подчинение. Как правило, агрессив­ный человек настроен на ваше сопротивление, которое ему придется преодолевать. Если вы ведете себя противоположным, не запрограммированным им способом, он может растеряться. Этим можно воспользоваться.

Не менее важной проблемой является снижение агрессии значительного количе­ства окружающих вас людей. Даже если агрессия направлена вовсе не на вас, она все равно опасна: трудно бывает вырваться из такой толпы. Захватив вас, она может при­чинить вам реальный ущерб. Да и вообще: ходи потом (после разгона такой толпы

  1. Ольшанский Д. В. Психология современной российской политики. — М.: Академический проект, 2001 — С. 475.

милицией, например), разбирайся, доказывай, что тебя «здесь не стояло», что ты здесь ни при чем, и вообще, случайно оказался.

Экспериментально установлено: часто одного лишь простого присутствия челове­ка, демонстрирующего модель неагрессивного поведения, бывает вполне достаточно, чтобы нейтрализовать агрессию, исходящую от других или провоцируемую другими людьми. Аналогичное действие обычно оказывает возможность или угроза мести — немедленной или отсроченной, «обещаемой». Чем выше вероятность возмездия по отношению к нашему обидчику, тем ниже вероятность нашего агрессивного поведе­ния. Естественно, и наоборот: чем выше вероятность отмщения, тем менее агрессив­ным становится обидчик.

Наконец, важным является умение умерить собственную агрессию. Она редко бывает полезной. Скорее наоборот: агрессия порождает агрессию, и неизвестно/чем закончится ваше столкновение со столь же агрессивным человеком. Гораздо полезнее сохранять холодную голову, не поддаваться эмоциям и тем самым перехитрить врага. Хотя, безусловно, иногда полезной бывает имитация сильного агрессивного состоя­ния (типа «я вас всех сейчас разорву»). Это то, что в криминальном мире называется «брать на поит», и подчас дает эффективный результат.

Снижению уровня агрессии способствует общее снижение уровня возбуждения человека. Не зря советуют: «попей водички», «расслабься», «не напрягайся». Счита­ется, что агрессию снижают или сдерживают три основных фактора: атрибуция, смяг­чающие обстоятельства, оправдания или выяснение причин.

Атрибуция — это наше восприятие причин, объяснение себе того, что происхо­дит. Вас раздражает, если важный телефонный разговор внезапно прерывается. Но имеет значение, почему это произошло. Бросил ли собеседник трубку или просто случились неполадки на линии? Если вы вообразите первое, то ваша встречная аг­рессия будет оправданной и, естественно, усилится. Если же вы допустите второе, то уровень агрессивности сразу снизится. В жизни часто бывают ситуации, которые можно толковать по-разному. Действительно ли продавец в магазине хотел обидеть вас или же он просто неуклюже выразился? Неужели другой водитель намеренно «подрезал» вас на повороте или же он просто не заметил вас? В таких ситуациях мы пытаемся определить, почему другие ведут себя так, а не иначе. Выводы, к которым мы приходим, оказывают сильнейшее влияние на склонность прибегать к агрессив­ным действиям.

Смягчающие обстоятельства — это те объяснения, которые вы сами можете найти в действиях другого человека, или же то, что он может привести в свое оправдание. Экспериментально установлено, что предварительное объяснение и объяснение пост­фактум способствуют снижению уровня агрессии. Стоит нам заранее узнать, что че­ловек находится в состоянии гнева, то это подавляет желание агрессивно ответить на его оскорбительные слова в ваш адрес. Однако для этого, разумеется, вы сами не долж­ны поддаваться эмоциям — иначе это снизит вашу способность к переработке слож­ной информации о других людях. Не зря говорят: когда в дверь стучатся эмоции, разум выпрыгивает из окна. Не будьте импульсивны — найдите и оцените должным обра­зом смягчающие обстоятельства.

Извинения и оправдания, «возмещение ущерба». Известно: если приносимые вам из­винения искренни, а приводимые доводы убедительны и к тому же вам готовы возмес­тить нанесенный ущерб, то вы можете быстро «растаять». Тогда ваш гнев «улетучится».

Если же извинения кажутся неискренними, а оправдания фальшивыми, это может даже усилить гнев. Однако здесь многое зависит от вас: как вы воспримете эти изви­нения и объяснения? Если вам захочется смирить агрессию, они вас удовлетворят. Если нет — вряд ли что-то поможет. Известны, однако, бытовые примеры, когда на требование «дай закурить!» (привычное начало для бытовой агрессии со стороны уличной шпаны, которой требуется эмоционально «разогреть» себя вашим прогнози­руемым отказом) человек начинал искренне приносить извинения и объяснять, поче­му он не может этого сделать («вчера бросил курить», «забыл купить» и т. д.). Ошелом­ленные таким поведением агрессоры обычно сразу терялись, испытывали смущение, медлили или вовсе даже отказывались от своих намерений. Проверьте на себе: смогут ли вас удовлетворить извинения и оправдания в той или иной ситуации? Если да, то попробуйте применить этот прием — повредить он, по крайней мере, не может.

Хорошими средствами предотвращения агрессии обычно являются демонстрация сопереживания (эмпатия), удачная шутка и призыв к сексу. Известно: человек не спо­собен осуществлять две несовместимые реакции в одно и то же время. Невозможно одновременно находиться в состоянии восторга и депрессии. Значит, можно снизить гнев и агрессию, вызывая чувства, не совместимые с ними. Прежде всего, это юмор, демонстративное сопереживание («разделение проблем») и пробуждение сексуально­го возбуждения. С одной стороны, известны случаи, когда женщинам удавалось изба­виться от домогательств насильника, высмеяв его («Очень хочется? Давно никто не давал? Не получается?»). С другой, известны и противоположные примеры: некото­рым женщинам, попавшим в заложники, удавалось избежать немедленной смерти, склонив террориста к интимной близости. Иногда удавалось снизить агрессию тер­рористов, демонстрируя готовность понять и разделить его проблемы. Известно, что «стокгольмский синдром» связан не только с возникновением привязанности жерт­вы К террористу, но и, напротив, с возникающей привязанностью террориста к жерт­ве. Такое сближение как раз и происходит за счет «снятия» агрессии через демонстра­цию понимания причин, принуждающих человека к агрессии.

Американский опыт массовых беспорядков и борьбы с ними позволил выработать целый ряд различных мер, снижающих вероятность даже относительно массовой аг­рессии, которая может создать ситуацию хаоса и беспорядков. Прежде всего, это ре­комендации властным структурам, однако в целом ряде случаев эти рекомендации можно использовать и обычным людям.

«В районах, где существует опасность возникновения беспорядков, комиссия призывала полицию к сдержанности и к проведению главным образом профилактических мер. Поли­цейским чинам следует настойчиво разъяснять наличие... потенциально взрывоопасной ситуации и указывать на необходимость действовать крайне осмотрительно во избежание инцидентов, могущих быстро перерасти в широкие волнения. Нужно ввести программу интенсивных тренировочных занятий по отработке техники прекращения беспорядков, причем особое внимание следует уделять минимальному использованию силы и примене­нию огнестрельного оружия. Важным фактором является поддержание строгой дисципли­ны в группах, выделяемых для прекращения беспорядков. Это связано с необходимостью сдерживания эскалации любых провокационных инцидентов. Важнейшей заботой властей, прежде всего муниципальных, является сохранение тесных личных контактов с местными жителями»'.

Шур Э. М. Наше преступное общество. — М: Прогресс, 1977. — С. 199.