Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники Монографии и др 2 / Теневая и Криминальная эк-ка / Латов ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА Учебник.doc
Скачиваний:
350
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
2.56 Mб
Скачать

Часть V. Криминальная глобализация экономики 187

которыми антагонистичны: более развитые страны «яд­ра» стремятся угнетать и эксплуатировать менее разви­тые страны «периферии», которые, естественно, оказы­вают по мере сил сопротивление.

До сих пор сторонники мир-системной парадигмы изучали только легальные экономические взаимоотно­шения разных стран. Попытаемся взглянуть с точки зрения мир-системного анализа на международный не­легальный наркобизнес: нельзя ли интерпретировать его как своеобразный «ответ» стран «периферии» на «вы­зов» стран «ядра»?

Проанализируем с этой целью экономическую исто­рию опиумного (героинового) наркобизнеса. Выбор данного объекта диктуется тем, что именно рынок опиатов наиболее ярко демонстрирует основные черты наркобизнеса: опиаты являются наиболее опасными для здоровья потребителей разновидностями наркотиков, и именно они дают наркоторговцам наиболее высокую норму прибыли.

«Опиумный вызов» Запада

Хотя потребление растительных наркотиков извест­но с древнейших времен, однако вплоть до XIX в. нар­комания не являлась социальной проблемой ни для од­ной из стран мира. В традиционных обществах потреб­ление наркотиков (курение опиума и гашиша, жевание листьев коки) было окружено массой культурных огра­ничений и допускалось главным образом в религиозном ритуале или для пожилых людей. Кроме того, в своем «естественном» виде наркотические вещества имеют слабую степень концентрации и редко вызывают болез­ненную наркотическую зависимость1.

1 Едва ли не единственный пример социально опасной наркомании в традиционном обществе — это использование гашиша для воспитания убийц-ассасинов («ассасин» — иска­женное «гашишин») в секте исмаилитов на Ближнем Востоке в XI-XIII вв.

Теневая экономика

Лишь в XVIII в. европейская химия научилась выде­лять из растений наркотические вещества высокой сте­пени чистоты. В эту же эпоху культурные нормы запад­ноевропейского общества реабилитировали погоню за эпикурейским наслаждением и стали не только допус­кать, но даже рекомендовать проявления некоторой «оригинальности» по отношению к общепринятым стандартам поведения. В результате в конце XVIII в. ро­ждается вполне легальный наркобизнес, основанный на экспорте опиума из Индии, где, заметим, посевы опи­умного мака стали разрастаться только в колониальную эпоху как разновидность «торгового земледелия».

О том, что генезис международного опиумного биз­неса есть результат вполне целенаправленных действий европейских «цивилизаторов», говорят хотя бы печаль­но знаменитые «опиумные войны» в Китае.

Сейчас наркотики считают типичным продуктом «ле­нивого и извращенного» Востока1. Между тем в Китае до конца XVIII в. потребление наркотиков практически не было известно, а потому не было и культурных норм, ог­раничивающих их потребление. Поскольку качество ев­ропейских товаров даже в начале XIX в. еще не «дотяги­вало» до уровня традиционных китайских ремесел, то английские купцы в Китае мало что могли предложить на продажу, кроме опиума из Бенгалии. Официальные китайские власти реагировали на торговлю европейцев опиумом примерно так же, как современная Америка от­реагировала бы, если бы из Колумбии в Нью-Йорк стали легально приходить караваны судов с «лучшим в мире кокаином». Однако попытки китайских таможенников обуздать наркоторговцев королевы Виктории окончи­лись провалом: в ходе трех «опиумных» войн (1830— 1860-е гг.) европейцы «убедили» китайцев, что опиум — это обычный товар, а свободу торговли надо уважать.

1 Понятиями «Запад» и «Восток» мы обозначаем не геогра­фические области, а цивилизации — соответственно западно­европейскую и неевропейские.