Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебники Монографии и др 2 / Теневая и Криминальная эк-ка / Наркобизнес Начальная теория экономической отрасли

.doc
Скачиваний:
109
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
72.19 Кб
Скачать

Тимофеев Л. М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли (2-ое изд., перераб. и доп.) СПб. "Медицинская пресса", 2001. 96 с.

Содержание

  • Вступление.

  • Спрос. Ресурсы потребителя.

    • Особенности экономического повеления наркомана.

    • "Нулевой" случай теории Беккера-Мёрфи.

    • Меновое соотношение полезности и точка равновесия потребителя.

    • "Пленник Бернулли" и межситуационная полезность.

    • Рациональность DSB-дохода.

    • Наркотизм и эластичность спроса.

    • Фактор времени и динамика рыночного спроса.

    • Первое обращение к общественным ресурсам.

  • Фирма на нелегальном рынке: ценовая политика и расширение спроса.

    • Запрет отрасли и монополизация рынка.

    • Органический максимум DSB-дохода.

    • Ценовая дискриминация и агрессивный маркетинг.

  • Фирма на нелегальном рынке: институциональное строительство и управление рисками.

    • Нелегальный порядок.

    • Структура цены предложения.

    • Страховая монополия.

    • Диверсификация активов.

    • Коррупция запрета и стремление к нулевому риску.

  • Динамика нелегального рынка наркотиков.

    • Экономический эффект запрета.

    • Конечный масштаб отрасли.

    • Наркотики как отрицательное общественное благо.

  • Поставщик. Цена и динамика предложения.

    • Органический максимум DSВ-дохода.

    • Ценовая дискриминация и агрессивный маркетинг.

    • Динамика рынка и экономический эффект запрета.

    • Конечный масштаб отрасли...

  • Вместо заключения наркобизнес и будущее России.

  • Drug business: the initial theory of illicit drug industry (summary)

Вступление.

В данной работе мы попробуем очертить примерный круг вопросов, возникающих при позитивном (в отличие от нормативного) теоретическом подходе к изучению наркорынка как отрасли и попытаемся, по возможности, ответить на некоторые из них.

Заметим сразу, что позитивный подход к исследованию наркобизнеса как особенного экономического явления, возникающего и развивающегося в специфических условиях юридического запрета на производство и распространение немедицинских наркотиков, имеет пока мало приверженцев среди экономистов-теоретиков(1). Очевидная гуманитарная и социальная угроза, исходящая от наркомании, подталкивает исследователей к первоочередному решению срочных нормативно-прикладных задач. Хотя, начиная с конца шестидесятых годов, в экономической периодике регулярно появлялись теоретические работы, посвященные рынку наркотиков, большинство авторов неизменно обуславливали свой интерес к данной проблеме задачами выработки эффективной стратегии в борьбе с наркоманией и наркобизнесом или даже более конкретно - необходимостью рекомендовать правоохранительным органам те или иные репрессивные меры. В этой связи внимание теоретиков было занято, в основном, двумя проблемами: во-первых, определением оптимального уровня потребления наркотиков и, во-вторых, определением оптимальной, с экономической точки зрения, политики контроля за производством, сбытом и потреблением нелегальных наркотических средств(2). Такой же нормативно-прикладной характер (хотя и с противоположной направленностью) имеет и непрекращающаяся дискуссия о возможности легализации наркотиков(3).

Конечно, даже и при нормативно-прикладном подходе исследователи не могли не обращать внимание на те или иные внутренние закономерности рынка наркотиков. Например, весьма подробно и с разных точек зрения разработана проблема эластичности спроса, что позволило развернуть по этому вопросу широкую и до сих пор продолжающуюся дискуссию(4). Однако, несмотря на глубокую проработку отдельных теоретических принципов, общая теория наркобизнеса как экономической отрасли, позитивно раскрывающая картину внутренних закономерностей этого специфического явления, до сих пор отсутствует. Фундаментальные представления о факторах спроса, о механизме формирования предложения, о процессах ценообразования и природе прибыли, об отношениях собственности в условиях нелегального рынка наркотиков, о трансакционных издержках и институциональной организации в теневой сфере до сих пор не связаны в единую непротиворечивую систему(5).

Очевидно, что основным препятствием для позитивного теоретического подхода к изучению наркобизнеса, наркорынка и смежных социальных и правовых проблем является скудость или даже полное отсутствие достоверной информации. Соответствующие цифры, публикующиеся в официальных правительственных или международных документах, имеют лишь самый общий и при этом весьма приблизительный характер. И дело не только в том, что поставщиками официальных сведений всегда являются как раз те ведомства, которые призваны бороться с наркобизнесом, а значит в одних случаях заинтересованы в раздувании проблемы (требуя увеличения финансирования), в других же - в ее недооценке (рапортуя о своих успехах). Дело еще и в том, что в условиях юридического запрета вообще никакая объективная регистрация объемов рыночного спроса и предложения наркотиков или каких-то иных сторон работы отрасли невозможна в принципе(6). Юридические запреты, выталкивающие в сферу нелегального оборота то или иное экономическое благо (в нашем случае - наркотики) неизбежно выталкивают туда же и другое, сопутствующее благо - информацию, что предельно затрудняет любой системный экономический анализ(7). И если, к примеру, добросовестным исследователям удается проследить многолетнюю динамику "уличных" цен на наркотики, результаты их работы повисают в воздухе, поскольку не представляется возможным установить четкую функциональную зависимость между ценой, с одной стороны, спросом-предложением, - с другой, и эффективностью системы запретов и репрессий - с третьей(8).

И все-таки, несмотря на скудость прямой информации о динамике наркорынка и наркобизнеса, изучение наркотиков как экономического блага и теоретическое моделирование процессов, связанных с их нелегальным оборотом, возможно, если принять во внимание широкий круг информации косвенной - именно на такую информацию и опирается большинство теоретиков, исследующих проблемы рынка запрещенных наркотиков. Возможно, например, применить методы экономического анализа к некоторым данным о поведении потребителей наркотиков, полученным наркологами, психологами и социологами(9). Возможно и даже необходимо опереться на универсальные теоретические выводы, полученные при изучении благ, имеющих близкие экономические характеристики (алкоголь, табак и т.д.)(10). Также возможно рассматривать наркобизнес в границах общих знаний, полученных при изучении нелегальных экономических отношений вообще и в рамках экономической теории преступлений (economics of crime), в частности(11).

Впрочем, дедуктивные подходы допустимы только до некоторых пределов, за которыми любые суждения должны приниматься лишь как гипотеза, подтверждение или опровержение которой может быть получено по мере развития наших знаний о предмете... И все-таки, несмотря на ограниченность возможностей, такая работа кажется совершенно необходимой, и приступая к ней, мы будем исходить из того, что любая гипотеза, основанная на универсальных научных истинах, сама по себе важна - хотя бы как наводящий вопрос, облегчающий, а может быть, и стимулирующий поиск ответа.

Есть еще одна трудность, вырастающая перед нами в самом начале работы, - трудность морального толка, которая вообще характерна для любых попыток позитивного изучения явлений, возникающих за пределами общепринятых правовых и нравственных норм.

С точки зрения общественной морали, наркомания и связанное с ней рыночное обращение наркотиков или наркобизнес - несомненное зло. Однако, если задаться целью понять экономический механизм и, по возможности, построить теоретическую модель наркобизнеса, придется - хотя бы условно и на время - отказаться от нравственных и социальных оценок этого явления, что не совсем просто, учитывая мощное давление общественного мнения, вполне закономерно настроенного на непримиримую борьбу с "торговцами смертью".

И все-таки здесь мы вынуждены будем оставить в стороне вопрос о том, "что такое хорошо и что такое плохо". В данной работе мы будем исходить из того, что экономическая теория по своему методу ближе к математике, чем к этике, и поэтому нас в первую очередь и по преимуществу будет интересовать функциональная зависимость между изучаемыми объектами, и только в этом, математическом смысле мы будем говорить об их положительном или отрицательном значении.

Рассматривая наркотики как экономическое благо, мы имеем в виду лишь то, что на это благо существует определенный индивидуальный и рыночный спрос и соответствующее этому спросу предложение, что экономические агенты, вовлеченные в рыночные отношения по поводу данного блага, руководствуются по преимуществу рациональным стремлением к максимизации собственной выгоды и что рациональное поведение рыночных агентов, по-видимому, институциализируется в нормах делового обычая, включающих и определенные представления о правах собственности. Не цинизм и не душевная черствость, но строгие требования научного метода заставляют нас смотреть даже на несчастного наркомана в последней стадии наркотической зависимости лишь как на специфического агента рыночного обмена, стремящегося максимально увеличить обретаемую полезность (в какой бы странной форме полезность не проявлялась). При этом медицинские и социально-психологические причины и последствия того, как потребитель наркотиков ведет себя на рынке будут специально интересовать нас лишь как информация, подлежащая переводу на язык экономической теории и только постольку, поскольку такой перевод возможен.

Мы ничего не предлагаем менять. Мы не собираемся предлагать новые нормы и правила, но попытаемся понять, как работают те, что уже существуют. Мы будем исходить из того, что рынок наркотиков, как и всякий другой рынок, стремится к состоянию равновесия, какое возможно только при согласованном (хотя и не обязательно осознанном) действии всех экономических субъектов. В соответствии с таким подходом мы будем рассматривать наркобизнес как систему реальных рыночных сделок, которые не могут состояться без того, чтобы стороны подчинялись определенным и единым для всех участников правилам игры. Эти единые правила, этот недокументированный контракт и будет предметом нашего внимания(12).

Впрочем, особенность нашей работы заключается в том, что нам предстоит моделировать рынок товаров, производство и распространение которых строго запрещено законом. Рынок запрещен... но рынок существует. Если же рынок существует, если благо производится, доставляется, продается, потребляется, то всё, что способствует успеху этого процесса или, напротив, мешает ему, может быть определено как его факторы (положительные или отрицательные - другой вопрос). А это значит, что весь комплекс отношений по поводу нелегального оборота наркотиков (включая условие запрета) можно моделировать как единую многостороннюю сделку между фиксированным количеством участников (опять-таки, включая тех, кто является субъектом запрета). Состав участников сделки, их функции, а также характер такого перераспределения прав и ресурсов, какой необходим для достижения рыночного равновесия, нам в конце концов и предстоит выяснить.

Приступая к изучению самых простых, но и наиболее фундаментальных элементов нелегального рыночного механизма, мы вместе с тем предполагаем, что они дадут нам возможность в терминах экономической теории изложить весь сложный комплекс проблем, связанных с наркоманией и наркобизнесом, включая функциональную взаимосвязь между рациональным экономическим интересом индивида, с одной стороны, и политическими, социальными, нравственными и даже медицинскими интересами общества - с другой.

Теоретическое осмысление экономических явлений на рынке наркотиков, возникающих в условиях юридического запрета, даст нам возможности увидеть глубинные закономерности тех спрятанных от научного взгляда общественных и экономических процессов, которые развиваются в сфере многоотраслевого нелегального бизнеса и на основе которых, по-видимому, происходит скрытая институционализация и складывается новый, еще не виданный до сих пор правовой и социальный теневой порядок(13). Угрожает ли этот новый порядок опровергнуть традиционные (легальные, конституционные, "договорные") формы государственного устройства или, напротив, будет способствовать их плодотворной модернизации, зависит, среди прочего, и от того, как быстро коллективный разум ученых сумеет постигнуть его принципиальные основы и направленность его развития и обратить позитивное знание в нормативные рекомендации политикам и всему обществу в целом.

(1)Кажется весьма показательным, что основательное и информативное издание Организации Объединенных наций World Drug Report. United Nations International Drug Control Programme. Oxford University Press 1997 332pp.(в дальнейшем - WDR), ссылаясь на десятки публикаций, посвященных изучению различных сторон наркобизнеса и наркомании, не указывает ни одной работы, посвященной теоретическому обоснованию позитивного комплексного подхода к наркобизнесу как к экономической отрасли.

(2)См., Rottenberg S. The Clandestine Distribution of Heroin, its Descovery and Suppression// Journal of Political Economy. 1968 Vol.76. P. 78-90 ; Moore M. Policies to Achieve Discrimination of the Effective Price of Heroin// The American Economic Review. May 1973 Vol 63 no.2 pp. 270-277; Koch J.V., Grupp S.E. The Economocs of Drud Control Policies// The Economics of Crime. Cambridge (Mass.) 1980 pp 339-351. Весьма содержательный критический обзор публикаций по пробемам наркобизнеса см.: Kopp P Les analyses des marches de la drogue// Revue du Tiers Monde. 1992 T.33.№131 pp.565-579.

(3)См. суждения Милтона Фридмана, Дэвида Боуза, Курта Л. Шмоука и других в книге The Crisis in Drug Prohibition. Ed. Boaz David CATO Institute Washington D.C 1991. Различные точки зрения в дискуссии см. также: Between Prohibition and Legalization: The Dutch Experiment in Drug Policy. Ed Leuw and Marshall J.Haen. Amsterdam: Kugler Publications 1994; Drug War Politics: The Price of Denial. Ed. Bertram Eva et al. Berkeley: University of California Press 1996. Также см. Позднякова М.Е. К проблеме легализации наркотиков в кн. Наркомания как форма девиантного поведения. М., Институт социлогии РАН 1997 стр.34

(4)Среди работ этого направления кроме упомянутых ранее наиболее важны Becker G.S., Murphy K.M. A Theory of Rational Addiction // Journal of Political Economy, 1988, val.96, no.4 pp675-700, а также Becker G.S., Grossman K.,Murphy K.M. Rational Addiction and the Effect of Price on Consumption// The American Economic Review. 1991 May pp237-241.

(5)Пьер Копп, (см. сноску 2), подводя итоги своего критического обзора, вполне обоснованно утверждает, что "анализ англоязычной литературы пока еще не позволяет выделить концепции, которые составили бы минимально общепризнанный свод". (Ibid.p.578) Учитывая, что основные работы по теории наркорынков написаны именно по-английски, суждение французского специалиста следует понимать так, что экономическая мысль пока еще не приблизилась к созданию общей теории, сколько-нибудь убедительно описывающей явление нелегального рынка наркотиков во всем его многообразии.

(6)Понятие "наркотики" всюду в этой статье используется только для обозначения соответствующих немедицинских психоактивных средств.

(7)На бедность информации указывают и официальные публикации ООН: "Постоянство, с каким наркотики упоминаются в мировых средствах массовой информации, создало обманчивое впечатление близкого знакомства с этим явлением. В действительности же наш запас достоверных знаний печально мал. Усилия исследователей неизменно сдерживаются тайной природой наркоторговли, вследствие чего сведения об этом явлении выпадают из официальной статистики и неизбежно оказываются неполны, недостоверны и подвержены искажениям в политических целях. Более того, значительные расхождения в определении терминов, в методологиях сбора и анализа данных лишают возможности осмысленно сопоставлять и сравнивать данные, полученные в различное время и в разных странах. Более осмысленный и унифицированный подход к сбору данных мог бы закрыть явные прорехи в нашем знании, нынешняя же нехватка знаний не дает нам придти к четким выводам и построить обоснованные прогнозы на будущее. Серьезные исследователи не расположены втягиваться в дебаты по поводу того, "каково число наркоманов?" или "каковы прибыли от незаконной индустрии наркотиков?", и это образует пустоту, которая часто заполняется вздором, замешанным на мифах и анекдотах." WDR p.9

(8)Ср.: Rhodes William et al. The Price of Cocaine, Heroin and Marijuana. 1981-1993. Journal of Drug Issues V.24 №3 pp.383-402 1994. Только отсутствием достоверной информации и можно объяснить многолетнюю и не слишком продуктивную дискуссию о степени ценовой эластичности спроса на наркотики, в которой ни одна из сторон не может привести сколько-нибудт убедительных доказательств. См. уже упоминавшийся обзор Пьера Коппа.

(9)На фоне относительной малочисленности собственно экономических исследований наркомании и наркобизнеса, следует отметить широкое и плодотворное изучение проблемы социологами и социальными психологами, которые среди прочего ставят вопросы, связанные с экономикой наркотиков, однако в соответствии с социологическим подходом, интересуются при этом не столько самим экономическим поведением рыночных агентов, сколько социальной обусловленностью и общественно-политическими последствиями такого поведения. См., например, Morgan Patricia The Political Economy of Drugs and Alcohol: An Intriduction. Journal of Drug Issues Winter 1983 p.1-7 а также более позднюю и весьма содержательную работу Morgan Patricia, Joe Karen Ann Citizens and Outlaws: The Private Lives and Public Lifestyles of Women in The Illicit Drug Economy Journal of Drug Issues V.26 (1), 124-142 1996 Данные исследованиий российских социологов и психологов обобщены в брошюре Наркомания как форма девиантного поведения. М., Институт социлогии РАН 1997

(10)К этому, в частности, прибегает Г.Беккер и его соавторы в упоминавшихся статьях.

(11)См. Becker G., Eskridge C.W. The Futures of Crime in America: an Economic Perspective// Crime and Criminal Justoce in Declining Economy> Ed& by Wright K.N. Cambrige (Mass) 1981; Buchanan J.M. A Defence of Organized Crime// The Economics of Crime. Cambridge, Mass 1980 P.395-410

(12)Контрактный метод близок современному институционализму и теории трансакционных издержек: "Теория трансакционных издержек рассматривает проблемы экономической организации как имеющие контрактную природу. Пусть перед нами стоит конкретная хозяйственная задача. Ее выполнение может быть организовано любым из нескольких альтернативных способов. каждый из них предполагает заключение формального (explicit) или негласного (implicit) контракта и определенный механизм его поддержки." Уильямсон Оливер И. Экономические институты капитализма Спб. 1996 стр 55

(13)Согласно данным ООН до 70 процентов средств, находящихся в распоряжении криминальных группировок поступают от торговли наркотиками.

http://corruption.rsuh.ru/books/5-94222-006-9.shtml

 Центр по изучению нелегальной экономической деятельности Тимофеева Л.М.