Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники Монографии и др 2 / Теневая и Криминальная эк-ка / Латов ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА Учебник.doc
Скачиваний:
350
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
2.56 Mб
Скачать

Часть VII. Особенности теневых отношений в России259

Глава 23. Изучение теневых отношений в российской транзитивной экономике

Если взглянуть на библиографию отечественных публикаций по теневой экономике, то заметен сильный спад в 1991—1995 гг. Отчасти это обусловлено, конечно, общим спадом научной активности в эти наиболее кри­зисные годы. Но дело не только в этом.

В начале 1990-х россияне с недоумением обнаружи­ли, что рыночные реформы привели вовсе не к «про­светлению» хозяйственной жизни, а к «великой крими­нальной революции». Публикации тех времен о тене­вых экономических отношениях начали походить на апокалипсические пророчества — несчастная Россия, казалось, превращалась в «бандитскую страну», и не было видно той соломинки, за которую можно было бы уцепиться, чтобы не сползти в бездну «беспредела». В отличие от позднесоветских, эти новые работы отли­чались духом мрачной безысходности: если раньше ре­цепты борьбы с теневыми отношениями казались про­стыми и элементарными (дать свободу, и всё!), то те­перь обнаружилось, что «лекарство не столько лечит, сколько калечит».

К концу 1990-х, однако, шок начал проходить. С од­ной стороны, обнаружилось, что страхи по поводу то­тальной криминальности хозяйственной жизни сильно преувеличены, да и вообще ко многому можно привык­нуть. С другой стороны, появились, наконец, специаль­ные научные исследования по проблемам теневой эко­номики, которые позволили иначе взглянуть и на мас­штабы, и на содержание теневых экономических отношений.

Из наиболее известных работ этой «новой волны» можно назвать «Формирование новых российских рын­ков...» Вадима Радаева, «Теневую Россию» Игоря Клям-кина и Льва Тимофеева, «Тюремную субкультуру в Рос­сии» Антона Олейника.

9*

258

Теневая экономика

Таблица 22-J

Структура экономического пространства в СССР, по С. Кордонскому

Уровни деятель­ности

Формы деятельности

номенкла­турная (ру­ководство)

граждан­ская (выжи­вание)

теневая (производ­ство)

крими­нальная (воровство)

.Номенк­латурный

Первые лица

Чиновни­ки

Теневая номенкла­тура

Кримина­лизован­ные чи­новники

Граждан­ский

Номенк­латурные граждане

Простые граждане

Люди со связями

Кримина­лизован­ные граж­дане

Теневой

Номенк­латурные теневики

Частники

Цеховики

Кримина­лизован­ные тене­вики

Крими­нальный

Номенк­латурные воры

Бытовые воры

Рэкетиры

Воры

Источник: Кордонский С. Рынки власти. Административ­ные рынки СССР и России. М., 2000. С. 106.

постсоветские элитные группы — от депутатов до «во­ров в законе»). Тем самым создается впечатление, буд­то «теневые игры» велись и ведутся только в «верхах». Напротив, Л. Тимофеев последовательно подчеркивает тотальность теневых прав собственности, в которых участвовали все — от члена Политбюро, распределяю­щего по своему усмотрению должности, привилегии и плановые задания, до лесника, торгующего неучтенным лесом.

260 is Теневая эконом и-ка

Неоинституциональный подход: «десотианство» и Россия

Зарубежные и отечественные транзитологи довольно быстро стали использовать предложенный Э. де Сото подход для анализа развития бизнеса в постсоциалисти­ческих государствах. Главное отличие «десотианцев»-транзитологов от работ перуанского экономиста заклю­чается в несколько ином объекте их исследований. Сам Э. де Сото изучал неформальный сектор — нерегистри­руемое производство обычных товаров. В постсоциали­стических странах главной разновидностью теневых от­ношений стало нерегистрируемое производство в рам­ках официально зарегистрированных фирм. Именно оно и привлекло первостепенное внимание исследова­телей.

В 1996—1997 гг. группа экспертов Всемирного банка организовала в ряде постсоциалистических стран (Польша, Словакия, Россия, Украина и др.) опросы владельцев мелких частных фирм, нацеленные на изу­чение причин ухода фирм в «тень»1. По результатам этих исследований сформулирована концепция «грабя­щей руки» (табл. 23-1), которая довольно быстро завое­вала широкую популярность.

1 См.: Johnson S., McMillan J., Woodruff С. Entrepreneurs and the ordering of institutional reform. Poland, Slovakia, Romania, Russia and Ukraine compared // Economics of Transition. 2000. Vol. 8(1); Frye Т., ShleiferA. The Invisible Hand and the Grabbing Hand //American Economic Review. 1997.May (NBER. Working Paper 5856 // http://papers.nber.org/papers/W5856.pdf.); Фрай Т., Журавская К Рэкет и общественные блага: роль регулирова­ния // Научные труды РЕЦЭП. 1998. Вып. 4 (адрес в Сети на сайте Российско-европейского центра экономической поли­тики (РЕЦЭП): http://www.recep.ru/pdfs/rl998w04.pdf); Фрай Т. Коррупция в Польше и России // Электронный журнал ЮСИА. Т. 3. Ноябрь 1998 г. (адрес в Сети: http://usinfo.sta-te.gov/journals/ites/1198/ijer/frye.htm).