Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС_ЛУЧШИЕ_билеты II сем. от Яшкина 101 гр. 2020.docx .docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
347.45 Кб
Скачать

Вопрос 7. Славная революция 1688-1689. Разработка и принятие Билля о правах 1689, его конституционное значение

Карл II умер в 1685 году, и строптивый парламент, следовательно, автоматически был распущен. Летом 1685 г. был созван новый парламент с восшествием на престол Якова II, брата Карла II. Парламент опять строптивый, ибо состоял из протестантской аристократии, которая была против короля-католика Якова. Яков II не нашел ничего более разумного, чем в декабре 1685 г. просто-напросто приостановить деятельность этого парламента.

Одновременно с этим с середины 80-х гг. 17 в. резко обострились взаимоотношения между Францией и Нидерландами: Франция открыто готовилась к военному нападению на Нидерланды и собирала армию, финансовые средства, вела разведку и формировала планы этого нападения, которые, конечно же, были известны нидерландским властям. О планах французов нидерландцы знали все подробности. Больше всего из нидерландцев беспокоилась за свою судьбу Амстердамская финансовая группировка. Она состояла в основном из евреев - выходцев из Португалии. Эта финансовая группировка в середине 1680-х годов уже приняла решение сменить свою базу и выбрала в качестве базы именно Англию. Действительно, очень удачная база: остров, легко защищаем, достаточно иметь мощный флот. Далее, одновременно обеспечивается фактически переход Англии на сторону Нидерландов. Франция вряд ли сможет победить Нидерланды в соединении с Англией, это же очевидно.

Финансовая группировка начала готовить заговор с самого момента восшествия на престол Якова II. Он был человеком болезненным и часто изображал, что скоро умрет, с целью избежать заговоров. И, естественно, это сдерживало порывы этой финансовой группировки. У Якова II не было сыновей, а потому официальным наследником должна была стать его старшая дочь Мэри. Она была замужем за штатгальтером (штатхаудером – так гласит книжка Его Святейшества) пяти нидерландских провинций, прежде всего Голландии – Вильгельмом Оранжским (Где-то пишут «Оранский», но Его Святейшество пишет именно так, как здесь), который был верным слугой Амстердамской финансовой группировки.

10 июня 1688 года произошло неожиданное: при дворе было объявлено, что Мария Модена, жена Якова II, родила Генриха Френсиса, сына. А значит, этот сын теперь наследник престола, а совсем не Мэри. Говорили первоначально, что Мэри сына подыскали в какой-нибудь деревне глухой. Яков факт рождения наследника запротоколировал. Он пригласил всех жен членов палаты лордов. Они собрались в момент рождения, они все были переписаны, они все поставили подписи под этой бумагой.

Протокол был даже опубликован в газетах. Публикация прошла где-то в середине августа и в конце августа поступают первые сведения, что штатгальтер Нидерландов начал подготовку вооруженной экспедиции в Англию. Состоялись его переговоры с Амстердамскими финансистами и сохранился даже разговор по поводу денег. «Ему говорят – если победите, мы найдем способ для вас, как с нами расплатиться. А если проиграете – для нас это коммерческая операция – мы несем риски, как и всякие коммерсанты».

В сентябре (1688) началась вооруженная подготовка вторжения. Оранжский имел в своем распоряжение 20-тысячный корпус наемных солдат. В распоряжении Якова II в свою очередь имелась 40 000 армия, и если бы она действительно повиновалась своему королю, то разбила бы Корпус Оранжского.

Вильгельм это хорошо понимал, и с первого октября 1688 начинается идеологическая подготовка вторжения. Вильгельм издает уйму Деклараций, которые начинают распространяться по всей стране, изображая Оранжского как защитника протестантов, естественно, и о притеснении католиками бедных протестантов, что императорские должности заняты католиками, что Оранжский беспокоится о неработоспособности Парламента, и пишет, что будет вынужден пойти в Англию и взять под свою защиту протестантов и обеспечить работу Парламента и Конституции. Иностранный правитель выставляет себя защитником конституции другого государства.

Перед вторжением Вильгельм издал 2 декларации1 октября и 14 октября в которых он заявил якобы о своих целях вторжения – он не скрывал то, что он вторгнется на территорию Англии – его цели 1) созыв парламента 2) восстановление протестантской религии.

Вильгельм Оранжский 5-ого ноября высадился в Англии. Яков успел приехать в Солсбери, где была его резиденция, оттуда начал издавать указы о сборе армии. Но Яков с удивлением обнаружил, что его командиры не желают собирать войска и разрабатывать планы. Командование отказалось противостоять Вильгельму, поэтому ни битвы, ни даже маленького сражения не было. Потом станет понятно, чего они ждали. Когда Оранжский двинется к Солсбери, станет ясно, что граф Мальборо, предок Черчилля, и все военачальники перебегут к Оранжскому за деньги от Амстердамских финансистов. С удивлением Яков II обнаружил затем на своем столе записку от Анны, его дочери, она напишет, что решила соединиться со своей сестричкой. Его предали 2 дочери, все командующие. Яков вынужден был, опасаясь ареста (видимо, был план его арестовать), возвратиться в Лондон, и Вильгельм спокойно двинулся к Лондону.

В декабре 1688 Вильгельм остановился в предместье Лондона и ждал, когда Яков сбежит из Лондона. А Яков не сбегал. Яков пытался, правда, сбежать 11 декабря, но в прибрежном городе был пойман рыбаками, опознан и возвращён в Лондон. Вильгельм был очень расстроен. И тогда Вильгельм решился на инсценировку нападения на Уайтхолл. Однажды ночью Яков проснулся (в ночь с 17 на 18 декабря) под грохот барабанов. Он попросил слугу узнать, в чём дело. Слуга вернулся и сказал: «Это не наши. Это бьют войска принца Оранжского. Они наступают на Уайтхолл». Пришлось бежать со страхом. Он не имел в своём распоряжении никакого корабля. Подогнали открытую баржу, на неё посадили Якова 2, и он поплыл по Темзе для того, чтобы удалиться из Англии. Когда он плыл на этой барже, он наблюдал, что по обеим берегам Темзы буквально рядом с ним следуют два эскадрона всадников из войска Вильгельма Оранжского. Вильгельм Оранжский с почётом провожал трусливого английского короля.

18 декабря Вильгельм Оранжский вступил в город как иностранный захватчик. Он издал приказ о том, что английские войска до июня 1690 не смогут вступать в Лондонон будет оккупирован иностранной армией. Само поведение нидерландский войск показывало, что эти войска были оккупационными. Они бесцеремонно заходили в торговые лавки, магазины, брали, ничего не платили. Англичане взвыли буквально через месяц от присутствия этих войск и поняли, что натворили эти предатели, которые управляли Англией.

Захват Англии вооруженным путем очень легко дался Вильгельму, однако взойти на престол было уже труднее, ибо надо было сделать это силой конституции.

В конце декабря 1688 Вильгельм Оранжский призывает всех членов парламента, который собирался в правление Карла 2 и Якова 2, прибыть к 22 января на заседание. Любопытно, созывается НЕ парламент, а отдельные его члены. Вильгельм был иностранным правителем, а потому созвать парламент он не мог. Ему нужно, чтобы парламент потом созвался сам. 22 января 1689 собравшиеся члены палаты общин и лордов объявили себя Конвентом и постановили работать в полном соответствии с теми процедурами, которые приняты для работы парламента.

Конвент признал, что для того, чтобы Вильгельм Оранжский стал королем Английским, престол надо было освободить от Якова II. Яков 2 будто бы предчувствовал, что хочет Конвент, и всячески отвергал попытки представить его отрекшимся от престола. Яков утверждал, что он просто покидает Англию вследствие угрозы жизни.

Если бы и можно было признать Якова отрекшимся, то все равно возникали бы проблемы:

  1. на каком основании его можно было объявить отрёкшимся

  2. если он будет объявлен отрёкшимся действительно на достаточном правовом основании, то ведь тогда Королём становится его сын, которому в то время было еще 7 месяцев от рождения, но всё равно он Король.

В итоге Конвент принимает Резолюцию об отречении. В ней говорится, что Яков совершил попытку нарушить первоначальный договор Короля со своим народом и тем самым ниспровергнуть фундаментальные законы по совету иезуитов и других злых персон. Отречение от престола стало мыслиться возможным не только в результате произнесения слов, но и в результате совершения действий, нарушающих фундаментальные законы, даже если на словах король не отрекается от престола. Это происходит автоматически.

В Резолюции утверждалось, что Яков своей попыткой нарушать английскую Конституцию «abdicated the government». Все дело в том, что в английском языке есть три слова для обозначения отречения от престола: demise, desert, abdicate. Demise предполагает отречение от престола только за себя, desert – отречение от престола с правом возвращения на престол. Римским термином abdication обозначалось в данном случае отречение сына от отцовской власти. Сын, отрекаясь от отцовской власти, одновременно отрекался и от права передавать по наследству отцовское имущество, то есть произошло двойное такое отречение.

После того, как отречение Якова было признано свершившимся, возникла другая проблема: необходимо было оправдать права Вильгельма на престол. После того, как была принята Резолюция, началась разработка специальной Декларации под руководством Георга Треби. Эта декларация часто называлась на заседаниях Декларацией права, но чаще всего она не называлась никак, просто Декларация. Эта декларация понадобилась для того, чтобы обосновать права Вильгельма на престол, причем не просто на престол, а на то, чтобы он стал единоличным королем.

Но была и другая причина разработки декларации: как человек, склонный к самовластию, волевой и решительный, принц Оранжский вызывал у английского правящего класса серьезные опасения, которые усиливало в особенности ясное сознание того, что действовавшая в Англии юридическая конструкция верховной государственной власти страдала довольно большой степенью неопределенности и тем самым предоставляла королю весьма широкие возможности для личного произвола. Правящий класс хотел сделать юридическую конструкцию власти более определенной и окутать Вильгельма такими нормами и принципами, которые фактически резко уменьшали бы его власть.

Декларация принимается 12 февраля и объявляет Якова II отрекшимся от престола на 13 основаниях. Объявляются те меры, которые должны восстановить действие английской конституции: запрет королю вносить изменения и какие-то поправки в законодательные акты без согласия парламента, запрет изымать статьи из зак. актов, запрет изымать каких-то людей из-под действия зак. актов без согласия парламента и так далее.

Далее в Декларации говорится, что поскольку трон оказался свободным, то единственным наследником оказывается Мэри (дочь Якова) и ее муж – Вильгельм Оранжский. Объявляется, что Бог избрал Вильгельма славным орудием для восстановления протестантской религии в стране. А протестанты, имея в своем распоряжении Палаты Общин и Лордов как бы отблагодарили Вильгельма королевским титулом.

Вильгельм не был доволен теми ограничениями, которые налагала на него декларация, а потому он не хотел прямо ее одобрять. К тому же, декларацию мог одобрить только король, а Вильгельм королем не был. В итоге, когда ему 13 февраля зачитали декларацию, он просто кивнул (делал вид, что у него болит горло) кивок можно было расценить как угодно. Принц Оранжский воспринимал Декларацию в качестве всего лишь формы, в которой делалось ему и его супруге предложение принять на себя английскую корону. Для принца Оранжского декларация не имела юридической силы и ни к чему его не обязывала.

Тем временем финансисты, которые привели Вильгельма к власти, начали требовать от него оплатить стоимость экспедиции. Деньги эти можно было получить только от Парламента в форме субсидий. В итоге 21 февраля Вильгельм издает специальную прокламацию об объявлении Палаты лордов и Общин, собравшихся в этом Конвенте, английским Парламентом.

11 апреля проходит коронация. Все ритуалы, которые положено исполнять при коронации законного короля, исполняются только по отношению к Вильгельму – его подпоясывают мечом, надевают на него накидку. В отношении Мэри совершают церемонии, но лишь те, которые должны совершаться по отношению к законной супруге короля.

Вильгельм зашел на трон благодаря Декларации, но эта Декларация не имела юридической силы. Поэтому он мог изобрести какое-нибудь другое основание для сохранения королевской власти, а Декларацию отвергнуть в любой момент. Политическим группировкам, возлагавшим на эту Декларацию большие надежды, не оставалось ничего другого, как добиваться придания ей статуса закона.

Уже в апреле начинаются разговоры об издании некоего Билля об устроении короны. 8 мая этот Билль обсуждается и ему впервые дается то название, под которым он будет принят 16 декабря 1689 года – Декларация об обеспечении свободы подданных и о наследовании короны. Однако 7 мая Вильгельм объявляет войну Франции. У Парламента появляется масса неотложных актов для принятия. Часто у парламентариев не остается времени обсудить Билль. С 20 августа по 20 сентября деятельность парламента вообще приостановлена на месяц.

В конце октября/начале ноября (по новому стилю) парламент заново начинает рассматривать этот Билль. И вот этот Билль о правах пройдет снова 3 чтения. Сначала Билль принимает палата общин, потом палата лордов (под давлением Вильгельма). 16 декабря, когда соберется палата общин на свое очередное заседание, где-то в обед они вдруг получат извещение о том, что Вильгельм III, король Англии, просит их прийти в зал палаты лордов. Они прибудут в зал палаты лордов и там узнают, что лорды наконец одобрили этот Билль. И более того, Вильгельм III присутствовал тут же, слышал это одобрение лордов и в присутствии палаты общин он тут же заявил, что le roy et la reyne le veulent, одобряют этот Билль. 16 декабря 1689 года этот Билль вступил в силу.

Если посмотреть на Билль внимательно, то там можно найти 2 документа. Начинается Билль с преамбулы, в которой говорится, что лорды и общины законно и свободно собрались в 13 день февраля для того, чтобы провозгласить Вильгельма и Мэри королем и королевой, и была зачитана им следующая Декларация. Дальше идет текст на самом деле Декларации, которая была приняла 12 февраля. Текст Декларация заканчивается изложением присяги, которую подданные давали. После изложения Декларации говорится, что после этого Вильгельм и Мэри приняли на себя королевское звание, то есть, это уже событие, которое не входит в содержание Декларацию прав. Таким образом, Декларация прав стала частью Билля.

Зачем это было сделано? Декларация прав не имела юридической силы, ибо Конвент, который принял Декларацию прав, парламентом не был.

И соответственно восшествие Мэри и Вильгельма на престол так же не было юридически оформлено надлежащим образом, ибо произошло на основании незаконной Декларации. То есть на самом деле, не было ни юридических оснований, ни органа, который мог эти основания создать для восшествия Вильгельма на престол.

Билль создал основания для власти Вильгельма, ибо придал юридическую силу Декларации, объявлявшей его королем. Но как же сам Билль стал законным, если его принял незаконный парламент (прокламация об объявлении Конвента Парламентом была незаконна, ибо ее принял незаконный король)? Все дело в том, что при принятии Билля были соблюдены все легальные процедуры, а именно на процедурах основана Английская Конституция (а не на нормах). Именно из-за этого Билль стал законным.

Билль также решал вопрос о престолонаследии: было установлено, что в случае смерти одного из супругов второй супруг остается на престоле; в случае смерти обоих супругов, если они не имеют детей, то в этом случае, престол переходит к Анне Датской. В случае, если умрет Мэри, а Вильгельм вступит в новый брак и у него появятся дети, Анна все равно вступает на престол. После Анны на престол вступает её сын, у нее был сын Генрих к этому времени, и, конечно, этот порядок был не случаен, это престолонаследие по протестантской линии. В Билле о правах было установлено, что теперь отныне ни один человек, исповедующий папскую религию или связанный каким-либо образом с папским престолом даже через свою супругу не имеет права занимать престол Англии. Религия страны определяет религию короля, религией страны было объявлено протестантство, а раз так, то королем может быть только протестант.

В целом Билль сохранил привычную для населения юридическую конструкцию власти «Король-в-парламенте». Но изменился порядок наследования престола. Предшествующий Король был Королём как законный наследник своего брата, а брат был законным наследником своего отца. А Вильгельм III стал Королём Англии на основании фактически Билля о правах.