Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС_ЛУЧШИЕ_билеты II сем. от Яшкина 101 гр. 2020.docx .docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
347.45 Кб
Скачать

Вопрос 10. Основные тенденции в эволюции common law, equity и статутного права XVII-XIX. Судебная реформа 1873-1876

С конца 15 века начинается процесс приспособления Common law к буржуазным отношениям. Еще в 16 веке для судов стало важным не соблюдение формы договора, а соответствие «встречного удовлетворения» (consideration) соглашению сторон. Так, в 16 веке впервые зарождается новое понимание договора как акта обмена обещаниями. Но пока еще эти обещания носят неопределенный характер, они не выражены ни в какие доктрины. Пока еще не появилась доктрина оферты, акцепта, но в любом случае, мы видим, что в 16 веке зарождается, в сущности, основание современного договорного права.

Происходит придание конституционности коммон ло. Коммон ло признается творением общества. Коммон ло не создается государственной властью, поэтому может ограничивать действие этой власти. Все, в том числе и король, должны подчиняться именно «common law». Именно в рамках common law правоведы обнаруживают фундамент английской конституции – Великая хартия вольностей. Она еще в 13 веке была объявлена частью common law.

В рамках этих судейских общин происходит обобщение и систематизация судебной практики. Создается огромное количество сборников этой судебной практики. Фундаментом коммон ло становится постепенно именно судебная практика, а не королевские приказы.

Развитие судебной практики сопровождалось одновременно развитием теоретического осмысления common law в трактатах английских правоведов. Еще в середине 17 века правовед Мэтью Хэйл попытался создать систему правовых институтов common law: лица, вещные права, публичные правонарушения и частные правонарушения.

В 18 веке материал common law стал настолько объемным, что теперь изучить его в полном объеме было невозможно и необходимо было систематизировать этот материал и осмыслить его, создать некую теорию, чтобы приспособить этот материал для учебного процесса. Эту задачу выполнил правовед Уильям Блэкстоун (коррекетнее – Блэкстон).

Вслед за Хйэлом Блэкстоун разбил common law на 4 раздела:

  • Право лиц. Под правами лиц Блэкстоун понимал не только права индивидов, физических лиц, но и права различных корпораций, он понимал прерогативы короля, привилегии парламента, подпарламентских лиц. И поэтому он фактически описывает правовые формы, которые обрамляли государственный строй. Его учебник «О праве лиц» (1765) был как бы учебником конституционного права.

  • Право вещей. В книге «О праве вещей» (1766) Блэкстоун описывал не только то, что относится к вещному праву, но и одновременно некоторые элементы обязательственного права.

  • Публичные правонарушения (1768)

  • Частные правонарушения (1769)

По сути, Блэкстоун практически трансформировал процессуальные термины common law в термины материального права. Он приспособил CL для теоретического изучения, то есть он постарался выделить в CL некие теоретические принципы, и таким образом, превратить материал CL фактически в настоящую науку CL.

Во второй половине 18 века происходит еще одно очень важное изменение в рамках common law, во много благодаря деятельности председателя Суда Общих Тяжб Лорда Мэнсфилда, который выработал новую доктрину прецедента: он посмотрел на прецедент не как на правовую норму, а как на аргументацию, на общий принцип, который нужно извлечь из судебного решения, из мотивировочной части и применить совершенно к рассматриваемому делу. Мэнсфилд отрицал обязательность прецедента для судьи. Он считал, что принцип обязательности прецедента увековечивает судейские ошибки, поэтому любой судья должен критично смотреть даже на аналогичные решения, вынесенные другими судьями. Он считал, что не бывает аналогичных дел, каждый случай индивидуален, поэтому попытка обязать судей применять прецеденты, вынесенные по аналогичным делам – это совершенно бессмысленно, поскольку нет этих аналогичных дел. Отрицая обязательность прецедента, Мэнсфилд сформировал базу для реформирования common law.

Мэнсфилд воспринял идею французского правоведа, согласно которой договор — это во многом обмен обещаниями, это создание двух воль. Мэнсфилд способствовал формированию в Англии волевой теории договора. Раннее согласно доктрине consideration договор понимался как соглашение, подкрепленное достаточными доказательствами признания соглашения сторонами, в силу чего защиту имели в основном реальные контракты. Теперь же на первый план выходит наличие обещания. Мэнсфилд стал разрабатывать концепцию оферты, концепцию акцепта, стал выяснять при каких условиях тот или иной договор обязателен к исполнению. Фактически он заложил основу того, что можно назвать современным договорным правом. Меняется и ответственность за нарушение договора: каждый несет ответственность только в том размере, который он предполагал.

В первой половине 1870-х годов происходила ещё одна реформа, которая оказала огромное влияние на развитие common law и одновременно equity. Это была судебная реформа 1873-1874 годов. В 1873 был издан Акт о судоустройстве, по которому устанавливалось, что королевские суды: суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства, лондонский суд по банкротствам, суд адмиралтейства и завещаний объединяются под эгидой так называемого High Court of Justice – это как бы общий суд для всех, состоящий из 5 отделений: канцлерское отделение, отделение суда королевской скамьи, отделение суда общих тяжб, отделение казначейства и отделение по завещаниям и разводам. Вместе с тем учреждается Court of Appeal – апелляционный суд, и состав этих двух судов получает название Верховного суда. Дело в том, что Акт о судоустройстве 1873 лишал Палату лордов юрисдикционных полномочий на том основании, что Палата лордов является частью законодательного органа, поэтому не может осуществлять судебные полномочия. Этот Акт должен был вступить в силу в 1874, но его вступление в силу было отложено. В 1875 этот Акт вступил в силу, но вступление в силу статьи об отмене юрисдикционных полномочий Палаты лордов было опять отложено. И в 1876 был принят Акт об апелляционной юрисдикции, в котором фактически восстанавливаются юрисдикционные полномочия Палаты лордов. И сложилась уникальная ситуация: в Англии появился Верховный суд в составе Высокого суда, Апелляционного суда и над ним сохранила своё положение Палата лордов, то есть ещё выше Верховного суда.

В 1854 году окончательно отвергается система королевских приказов и фактически утверждается исковое производство – фактически реформа судебной процедуры.

В common law все держатели считались держащими земли от короля, эту ситуацию хотел изменить ещё Генрих VIII (16 век), но парламент выступил против. В конце XIX века начинается реформа вещного права в рамках common law. В 1897 создаётся специальная комиссия по разработке законов о праве собственности. Эти законы были разработаны накануне Первой мировой войны, но их вступление в силу было отложено из-за неё. После окончания ПМВ была создана новая комиссия, которая усовершенствовала эти законы, и в 1922 первый закон – Law of Property Act – был введён в действие, но в 1924 был издан акт, вносивший в него поправки, и в 1925 был опять издан новый акт, который вобрал в себя содержание первого акта 1922 года и содержание акта 1924. Был издан так называемый «консолидированный» Law of Property Act. Вот этим актом фактически и образовывалась система вещных прав на землю. Ликвидировался копигольд, теперь всё держание объявлялось свободным, и фактически ликвидировалась прежняя система вещных прав – estate in fee simple, estate in fee tail, estate for life. Утверждалась новая система. Сохранялся estate in fee simple, но добавлялось absolute in possession. Два института: держание на срок и держание абсолютное, фактически приближённое по своему содержанию к праву частной собственности.

В 1922 также был принят акт о регистрации земли (registration act), который также вступил в действие в 1925 году, помимо этого были приняты: акт о земельном трасте, акт об управлении землёй. Акт о регистрации земли установил, что все, кто приобретал земельные участки, должны были их регистрировать в соответствующем государственном органе, и они считались получившими земельные участки не от короля, а от государства.

EQUITY

В 14-15 веке equity было процедурой восполнения недостатков common law. Эта процедура была довольно свободной: канцлер мог с опорой на правосознание решать те или иные дела. Сам материал equity был ещё не слишком большим по объему, сама практика рассмотрения дел по equity была ещё достаточно скудной.

В 17-18 веке положение equity меняется. После революции подданные Англии предпринимают попытки восстановить свои утраченные права, им не всегда это удаётся сделать на основании common law, поэтому возрастает поток обращений в канцлерский суд. Поэтому суд канцлера возрастает в размерах. У канцлера сначала появляются два помощника, потом четыре, потом шесть, а к концу 18 века канцлерский суд – уже особое учреждение, которое действует примерно так же, как суд королевской скамьи. И мы видим, что сама судебная практика канцлерского суда начинает записываться как common law и появляются особые судейские отчёты. В 1865 году была создана специальная комиссия для записи судебных решений, эта комиссия одновременно вела записи дел не только королевских судов по common law, но и канцлерского суда.

В 1875 произошло окончательное соединение канцлерского суда с судами common law. Однако судебная реформа не слила воедино право справедливости и common law.

Equity развивалось параллельно с commov law, но сохранило свою обособленность от common law. Дело в том, что equity в 20 веке получило новую функцию: процедура, система принципов, система норм, которая позволяла сгладить недостатки и законодательства, статусного права, и недостатки common law. Equity поставило в качестве своего основного принципа решение дел на основе здравого смысла, того, чего всегда не хватает праву, которое приобретает жесткие, консервативные формы.

СТАТУТНОЕ ПРАВО

Избирательные реформы XIX века усилили влияние палаты общин и законотворческую активность парламента, ставшего реальным представительным органом. На развитие статутного права также повлияло развитие экономики: например, появление новых видов ЮЛ привело к появлению множества актов, посвященных праву компаний, что никак не было урегулировано common law из-за новизны этих отношений (Акт о мыльных пузырях, фабрично-заводское право).