Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС_ЛУЧШИЕ_билеты II сем. от Яшкина 101 гр. 2020.docx .docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
347.45 Кб
Скачать

  1. Примечания.

Источники: ИГПЗС Билеты от Вики Головеровой II семестр, ИГПЗС Билеты Лучшие к Томсинову II семестр, лекции Томсинова за 2019 год под редактурой Гаврилиной и Пристанкова, лекции Томсинова 2020 года, семинары по ИГПЗС 2020 года, многочисленные научные труды В.А. Томсинова

Ответственный редактор и составитель: Яшкин Артём, 101 группа

Дополнения в вопросах по Англии: Власов Марк, 101 группа

Вопрос 1. Государственный строй Англии накануне революции 1640-1660. Прерогативы королевской власти. Петиция о праве 1628 и ее политическое значение

Государственный строй Англии отличался традиционностью, его основы сформировались в 13-14 веке. Основы сохранились к 17 веку, но в начале 16 века строй претерпел модернизацию, выражавшуюся в институционализации и деперсонофикации. Государство стало рассматриваться не в качестве принадлежности персоны короля. Вместе с термином королевство стали использоваться термины commonwealth, state.

Королевская власть стала мыслиться не только в качестве полномочий персоны, но и в качестве института королевской власти. Формируется доктрина двух тел короля (выражена наиболее отчетливо в судебной решении по поводу герцогства Ланкастерского). Король как политический институт обозначается Crown. С конца 16 века появляется новое понимание государственной измены (решение по делу графа Уэссекского): это посягательство не только на персону короля, но и на сам государственный строй.

То же и с парламентом: раньше мыслился как собрание представителей графств, высших сословий, теперь – как институт, обладающий собственными привилегиями. С 1542 года утверждается понятие привилегии парламента. Привилегии – не отдельных парламентариев, а парламента (института).

Королевский совет, который раннее представлял собой собрание магнатов, постепенно превратился в Тайный совет (от 12 до 19 человек) – это правительственный орган, состоящий из чиновников (профессиональных управленцев), выполняющих управленческие функции за жалование от короля, подчиняющихся королю и назначающихся им.

Итак, две черты строя: традиционность и институциональность. Третья же особенность строя: государственный строй был совокупностью процедур принятия государственных решений и разрешения конфликтов. Нормальный государственный строй дает возможность выразить свои интересы всем слоям населения и носит компромиссный характер. Таким образом, создаются предпосылки для конфликтов.

Четвёртая особенность строя: «смешанное правление». Лучше всего теорию общественного строя Англии того времени отражает Ричард Хукер. Он указывал, что парламент состоит из 4 estates (корпораций) – лорды духовные, лорды светские, общины, король. В парламенте люди из социальных сословий превращались в сословия политические (корпорации). Парламент – уникальное учреждение: объединяет и правительство (лорды), и представительство (общины). Парламент соединяет в одном месте все самые крупные политические группировки. Потому парламент и понимается как high court of parliament – в нём достигаются компромиссы, разрешаются конфликты.

Органы государственной власти:

  1. Король – выступал как персона (прерогативы по божественному и феодальному праву, абсолютная прерогатива) и институт (ординарная прерогатива). Король (-в-парламенте) мог принимать акты в форме статутов (одобренных всеми палатами) и ординансов (неодобренных одной палатой). Король имел право издавать нормативные акты – прокламации, но они имели юридическую силу только в узких пределах: как приказ о созыве парламента, о его роспуске, о назначении членов тайного совета. Король мог получить всю полноту власти, но в условиях войны. В Англии король выступал и как сеньор, и как суверен, как король Англии, и как король Шотландии. Он был не только королём, но и императором – этот титул короли Англии носили ещё с англосаксов, однако он стал реальным после того, как король возглавил церковь. Король выступал в качестве главы государства в целом, но не исполнительной власти. Король не мог принимать законы без Парламента – он был лишь частью законодательного органа (тут еще можно вспомнить про то, что абсолютного вето не бывает, оно всегда относительное; если Король отказывался принять какой-то закон, это было не вето, а по сути незавершение законодательной процедуры, так как король в том числе – часть парламента)

  2. Парламент - был общегосударственным, а не законодательным органом (не мог принимать законы без Короля). Это представительный орган (Большой Совет) – представляет население и выдаёт советы королю, как управлять страной. Король им следует, особенно при принятии законов и назначении налогов. Парламент мог выступать как High court of parliament – орган, в котором решаются конфликты, при этом каждая из конфликтующих сторон имеет право высказать свои аргументы. Также парламент и правда суд – по делам о государственной измене.

Парламент мог выступать и как орган исполнительной власти: в парламенте были комитеты, которые решали многие правительственные вопросы как органы исполнительной власти. Во времена Генриха 6 появилась еще одна процедура: преследование за государственную измену по Биллю об опале. По процедуре принятия Билля об опале можно было объявить любое деяния незаконным и осудить за него. Самый известный случай преследования по Биллю – преследование жён Генриха, самый неизвестный случай – уже казнённая Анна Болейн предстала во второй раз перед судом. Особенность Билля об опале заключалась в том, что человек, который подвергался опале, присуждался не только к смертной казни, но и к лишению права передавать по наследству что-либо. Всего его имущество конфисковывалось, и он не мог ничего передавать по наследству. Человек ликвидировался как субъект права. Все права и звания конфисковывались.

  1. Тайный совет. Был как центральным, так и местным правительством (Елизавета где-то в 1582 г. учредит институт лордов-наместников, которые войдут в ТС). Тайный совет состоял из лордов. По статусу член совета мог быть и не лордом, но по функции лорд (лорд-хранитель-печати обычно простой чиновник, лорд-канцлер – вообще духовное лицо (в другом конспекте – выпускник университета). Палата лордов называется, как и в 14 веке, но в начале 17 века лорды – не феодальные магнаты, а люди, выполняющие высшие государственные функции.

Сложившийся в первые десятилетия 17 века государственный строй носил переходный характер. Модернизация в ряде сфер была не завершена. В этом переходном состоянии неизбежно должна была обостриться борьба за власть, она обострилась – а государственный строй не выдержал и рухнул.

Существовало несколько предпосылок к обострению борьбы за власть между парламентом и королём:

  1. Различное понимание сущности парламента. Король Яков I считал, что парламент подчинён ему, а парламент считал себя самостоятельным органом (он сказал, что парламенты обязаны королям своим существованием; Парламент после этого заявил о нарушении его привилегии). Яков был из Шотландии, где был однопалатный парламент. А вот в Англии был разный порядок формирования палаты общин и лордов, который порождал между ними противоречия. В Шотландии Король самостоятельно законодательствовал, в Англии – нет (прокламации касались только ряда узких вопросов – созыв и роспуск парламента, например). Англия была смешанным правлением, а Шотландия – абсолютной монархией.

Яков не понимал отличий между странами, что стало одной из причин революции. Для короля парламент – просто часть законодательного органа, для парламента – арена для разрешения конфликтов Яков не осознавал, что государственный строй – это множество процедур разрешения конфликтов, нет устоявшегося списка прерогатив королевской власти и привилегий парламента. Их невозможно описать: их много, а ситуации постоянно меняются. В разных ситуациях парламент действует по-разному.

Яков считал, что абсолютная и божественная прерогатива – всё содержание государственной власти. В Англии была ещё ординарная прерогатива – то есть осуществление власти вместе с парламентом, для этого нужен компромисс, а Яков к нему не готов.

  1. Налоговая политика Якова. В годы правления Елизаветы англичане платили низкие налоги, да и расходы королевского двора были небольшими. Однако Яков 1 начал тратить много денег на королевский двор (на свадьбу сына, например; а в другом конспекте – на свадьбу дочери…) и повысил налоги (как сеньор собирал 400 000 в год. Умирал держатель, а его наследник должен был платить королю релиф (Томас говорит «рельеф»), чтобы получить землю). Яков превратился в грабителя в глазах англичан. Налоги собирались в королевскую казну, а надо было собирать в казну государства. Деньги шли персоне, а не институту.

  2. Разбогатевшим бизнесменам-коммонерам нужен выход на внешний рынок, а контроль за ним у близкого круга соратников короля – владельцев патентов. Началась Борьба с патентами (с монополиями на экспорт).

  3. Предприниматели нуждаются в новых товарах для удовлетворения своих потребностей, а их поставки ограничиваются таможенными пошлинами, которые устанавливает Король. Начинается борьба за перевод таможенных пошлин из абсолютной прерогативы короля в ординарную.

При этом политическая борьба в Англии в первые десятилетия 17 века неизбежно становилась юридической борьбой, потому что попытка придать своим притязаниям доминирующий характер со стороны каких-либо группировок предполагало принятие закона. Противники в этой борьбе в основном занимались выяснением сущности конституции, фундаментальных законов, коммон-ло, прерогатив короля.

Термины конституция и фундаментальные законы начали широко использоваться в 17 веке. Идея конституции появляется тогда, когда государство начинает принадлежать нации.

Смысл права: спасение человечества от людей. Смысл Конституции: спасение государства от носителей власти.

Идея Конституции: никто не должен быть хозяином государства и распоряжаться человеческими жизнями (путем вступления в войну, попустительства преступности).

Способы спасения: спасать имущество, бюджет (гос. казна должна быть вместо королевской казны. Яков и Карл превратил гос. казну в свою. Решение о распоряжении имуществом надо принимать вместе с парламентом. Яков и Карл заложили прецедент для будущей бесконтрольности, более порочного будущего).

Конституция обеспечивает предсказуемое будущее. Английский вариант Конституции предполагал, что она не может быть писанной: у неписанной конституции нет творца. Мнение человека можно оспорить, а Конституция не должна подвергаться сомнению. Конституция не проистекала от одной группы населения: она проистекала от общества. Как часть коммон-ло конституция фактически и юридически закрепляла сферу, в которую власть вмешиваться не может: сферу собственности.

Английские правоведы называли термином королевская прерогатива не любые преимущества или привилегии королевской власти, но лишь такие, которые имели правовое основание.

Характер этого основания во многом определял вид прерогатив:

  • Многие полномочия короля базировались на римском праве, которое именовалось правом цивильным (Civil law) или правом народов (law of nations). Совокупность таких полномочий именовалась абсолютной или экстраординарной прерогативой.

При осуществлении данной прерогативы король действовал как суверенный государь (Sovereign Lord) или император (Emperor) — то есть как глава государства, независимый от каких-либо иностранных государей и от власти римского папы.

  • Целый ряд королевских полномочий имел своим основанием английское common law или статуты Английского королевства. Эти полномочия представляли собой ординарную прерогативу.

Осуществляя ординарную прерогативу, король выступал в качестве верховного правителя (Supreme Governor), то есть самого высокого должностного лица в системе управления Англией. Ординарная прерогатива предполагала обязанность короля согласовывать свои действия с парламентом.

  • Некоторые полномочия королевской власти проистекали из Священного писания и составляли прерогативу по Божественному праву (jus divinum). Данная прерогатива имела весьма абстрактное содержание. Она выражалась в совокупности различных идеологических концепций, закреплявших высокий статус короля в обществе: 1) концепция божественной власти (divine power), связывающая королевскую власть с властью Бога ; 2) патриархальную концепция, уподобляющую власть короля власти патриарха — главы семьи; 3) концепцию, сопоставляющую короля с головой в человеческом теле

Прерогатива по божественному праву принадлежала королю как наместнику Бога на земле (God’s Lieutenants upon earth). Прерогатива, основанная на божественном праве, не давала королю возможности действовать произвольно. Напротив, в самом существе Божественной прерогативы были заложены ограничения произвола королевской власти: «не будет согласно с разумом Бога применять свою власть в разрушении природы».

  • Четвертая группа привилегий английского короля основывалась на феодальном праве в узком смысле — jus feodale. Ее можно назвать феодальной прерогативой.

Прерогатива по jus feodale закрепляла за королем Англии статус сюзерена и давала ему власть феодального сеньора над теми английскими подданными, которые могли считаться его вассалами. Содержание данной прерогативы состояло, в частности, из правомочий короля требовать несения военной службы, а также из различного рода денежных выплат от тех, кто считался имеющим земельное держание непосредственно от Его Величества (the tenures of capite) или держание на правах рыцарской службы.

Главным предметом споров между королевской и парламентской группировками был не сам факт наличия у короля абсолютной прерогативы, и даже не рамки ее действия. Спор шел, например, о характере той или иной таможенной пошлины, а именно: входит ли он в сферу абсолютной власти короля или находится в компетенции парламента.

В борьбе с королем парламент использует право не голосовать за субсидии. Поскольку государственная казна воспринималась в качестве королевской казны, субсидии парламент предоставлял не государству, а королю. Если король умирал, субсидии, выделенные ему, переставали действовать – парламент должен заново голосовать за субсидии Якову. Долго не хотели выделять, потом выделили. Но в 1625, когда королём становится Карл, парламент выдвигает массу требований: отменить монополии, сделать пошлины частью ординарной прерогативы и тд. Он отказался, парламент не выделил субсидии.

Карл решил обратиться к подданным и попросить в долг сумму субсидий, король пообещал вернуть, когда получит субсидию. Ему стали давать, но не все. Король возмутился – в действие вступила Звёздная палата, это судебная функция тайного совета. Король считал, что, если ему не дают в долг, это неуважение короля, а значит – преступление. Значит, король имел право арестовать человека на основании специального распоряжения. Раньше такие аресты использовались для людей, посягающих на персону короля, к таким людям можно было не применять процедуру хабеас корпус. Осенью 1627 5 рыцарей были арестованы за то, что отказались давать в долг королю, на основании специального распоряжения короля. По хабеас корпус их доставили в суд, но начальник тюрьмы просто сказал, что по распоряжению короля – и суд ничего не смог сделать. Правда в декабре решил-таки выпустить, ну посидели и хватит.

В марте 1628 король созвал парламент, стал требовать денег, парламент потребовал, чтобы король признал такой способ получения денег (долг у поданных) и арест пяти рыцарей незаконными. Статут принять не смогли, тогда составили Петицию (петиция о праве). Парламентарии настаивали, что король не может собирать налоги без разрешения парламента, а размещение войск на постой – скрытое налогообложение. Король заявил, что поддерживает петицию, поскольку она не содержала новых правовых норм. Петиция о праве не стала законодательным актом, но фактически выразила противоречие, возникшее между королём и парламентом. Юридическую силу ей придадут только 7 августа 1641.

Содержание Петиции: