Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Братко А Г Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступны-3.rtf
Скачиваний:
22
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
2.99 Mб
Скачать

3.2.6. Незаконный вывод денег в офшорные банки

Вывод денег в офшорные банки как незаконная деятельность может рассматривать в двух вариантах:

- денежные средства, полученные преступным путем, выводятся в целях их легализации. В этом случае возникает вопрос о нарушении уголовного права;

- денежные средства могут быть легальными, но вывод таких денег в офшор сопряжен с нарушением законов банковского, налогового, валютного, таможенного, бюджетного права. В этом случае такой вывод денег в офшор является незаконной финансовой операцией.

Здесь мы рассматриваем типологии легализации преступных доходов, но эти два варианта - взаимосвязаны. Если выявлен факт незаконной финансовой операции, например, участник госзаказа является офшорной компанией, то в дальнейшем может оказаться, что совершено либо административное правонарушение, либо преступление. Но если по материалам финансового расследования имеются основания для предварительного расследования, то этот вопрос должен дальше уже выясняться правоохранительными органами, в соответствии с их компетенцией и в форме, которая регулируется уголовно-процессуальным законодательством.

Типологии незаконного вывода денег в офшорные компании и банки должны учитывать те понятия, которые закреплены в нормативных актах, а также соответствующие запреты, которые нарушают махинаторы. В основном это могут быть нарушения НК РФ, БК РФ, Закона N 44, Закона о банках и банковской деятельности, нормативных актов Банка России.

Офшорные зоны - небольшие государства или территории, которые создают зарегистрированным в них фирмам благоприятные условия для бизнеса. А именно: низкую налоговую нагрузку, упрощенную отчетность, конфиденциальность, которая подразумевает обязательство властей офшорной зоны не раскрывать информацию об учредителях и финансовых операциях, проводимых в пределах ее юрисдикции. Для налоговых целей Перечень государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден Приказом Минфина от 13.11.2007 N 108н (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Для банковских целей есть свой Список офшорных зон, утвержденный Банком России*(395).

Офшорная компания - это организация, зарегистрированная в офшорной зоне. К сожалению, офшорные компании часто используют для получения необоснованной налоговой выгоды. Поэтому налоговые риски организации выше, если среди ее контрагентов есть офшорные компании. 01.07.2015 вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. И у ФНС появилась возможность получать сведения о банковских счетах и другую налоговую информацию из большинства офшорных зон (Письма Минфина от 07.04.2016 N 03-08-05/19761, ФНС от 22.12.2015 N ОА-4-17/22482@)*(396).

Чаще всего денежные средства, полученные преступным путем, как впрочем и деньги, связанные с проведением незаконных финансовых операций, из России переводятся в такие офшоры, как Швейцария, Британские Виргинские острова, острова Мэн, Джерси, Бермуды и др.*(397) При этом денежные средства, как правило, выводятся из страны через "многоходовые" схемы с использованием государств-"прослоек", с которыми у России заключены договоры об избежании двойного налогообложения (например, Кипр, Литва, Латвия, Эстония)*(398). И такая схема позволяет мошенникам максимально усложнять выяснение места нахождения преступных доходов и последующую идентификацию конечного выгодоприобретателя (бенефициара).

При изучении типологий надо учитывать как минимум некоторые существенные индикаторы выявления мошеннических схем. В частности, места регистрации фирм, в которых хранится регистрирующая информация, и руководителей этих фирм, взаимосвязи между представительствами и директорами организаций-"прокладок", которые находятся в непосредственно в офшоре.

Как отмечается в литературе, регистрацию фирм-"прокладок" в офшорных зонах активно осуществляют международные регистрирующие (секретарские) фирмы, специализирующиеся на офшорном бизнесе. А в документах международных регистрирующих фирм всегда хранятся данные о покупателях компании, произведенных ими платежах за приобретенную компанию и по упомянутой пошлине, а также за иные услуги. Практически все такие секретарские фирмы предлагают регистрацию компаний в офшорных зонах с назначенными в них номинальными директорами. Следовательно, в учредительных документах таких фирм будут назначены руководителями граждане государств или территорий офшора. И поэтому информация об именах реальных директоров не содержится в списках соответствующих государственных органов, а специальные конфиденциальные договоры, заключенные между фактическими и номинальными директорами, хранятся в архивах таких фирм. Характерно, что такие договоры предусматривают снятие с номинальных директоров ответственности за деятельность офшорной компании*(399).

В России принимаются правовые меры против незаконного вывода денег в офшор. Не только в целях борьбы с ОД и ФТ, но и в целях противодействия проведению незаконных финансовых операций в том числе - незаконному выводу в офшор денег государственного бюджета.

Так, например, к участникам госзакупок помимо прочего предъявляются требования о том, что они не должны являться офшорными компаниями, поскольку это нарушает запрет, предусмотренный в Законе N 44-ФЗ. За них должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности. Размер штрафа составляет 3 тыс. руб.

Кроме того, в ст. 241 Бюджетного кодекса РФ установлены запреты на предоставление государственной поддержки фирмам, находящимся в офшорной юрисдикции, а именно:

- не допускается предоставление предусмотренных ст. 78 БК РФ субсидий и предусмотренных ст. 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц (далее - офшорные компании). Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, не вправе являться получателями указанных средств (п. 15);

- предоставление в соответствии с БК РФ государственных или муниципальных гарантий, за исключением государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям, за исключением государственных или муниципальных гарантий, предусмотренных ст. 115.1 БК РФ, являются указанные юридические лица.

Указанные иностранные юридические лица не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным или муниципальным гарантиям, а российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%, - принципалами по таким гарантиям.

Государственная или муниципальная гарантия, предоставленная с нарушением положений настоящего пункта, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной или муниципальной гарантии не осуществляется.

В случае, если исполнение по такой гарантии было осуществлено в полном объеме или в какой-либо части, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет (п. 16).

Начиная с 2015 г. в связи с изменениями, внесенными в налоговое законодательство, в российском законодательстве появились все же реальные возможности оказывать противодействие искусственному переносу прибыли в офшорные и низконалоговые юрисдикции.

При этом законом были введены три основных инструмента борьбы с необоснованным структурированием бизнеса через офшоры в целях ухода от налогов:

- институт налогового резидента иностранных компаний. Иностранные компании, управляемые из России, признаются российскими налоговыми резидентами и в полном объеме выполняют обязанности*(400), возложенные на российских плательщиков налога на прибыль (постановка на учет, подача налоговой отчетности, исчисление и уплата налога на прибыль в соответствии с Главой 25 НК РФ);

- режим налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Прибыль иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, которая не была распределена в виде дивидендов, считается прибылью таких российских резидентов и облагается налогом на прибыль в России;

- так называемый сквозной подход в налогообложении, когда доходы облагаются не в соответствии с нормами страны первого получателя дохода, а по правилам страны лица, имеющего фактическое право на доход ("бенефициарного собственника дохода")*(401).

По всем этим проблемам нет типологий на сайтах международных организаций, которые ставят своей задачей противодействие ОД и ФТ/ФРОМУ, нет публичного доступа к схемам вывода денег в офшор. Потому что в принципе практика офшорных фирм на международном уровне не запрещена. Поскольку речь идет в основном о сохранности бюджетных средств, то типологии такого характера разрабатываются государствами с учетом национального законодательства.