Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стили жизни переходного общества.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
912.38 Кб
Скачать

Раздел 1

Стили жизни и модель успеха в кризисных социокультурных ситуациях 49

одиночку»[14]. Хотя со времени этой конференции про­шло уже несколько лет, думаю, приведенная констатация практически без исключений может быть применена к ситуации современного российского и украинского об­щества.

В качестве основного теоретического инструментария, от которого отталкивались российские коллеги в осмыс­лении названной ситуации, был «анемический» подход, успешно, как они считают, зарекомендовавший себя в исследованиях, проблем западных обществ, в том числе и как основание для эмпирических исследований. На конфе­ренции подчеркивалось, что «применение теории аномии к российской действительности представляется тем более оправданным, что российское общество претерпевало в последние годы и продолжает претерпевать серьезные структурные сдвиги и изменения в системе ценностей» [14]. Таким образом, априорная модель воздействия культу ры на общество в ситуации аномии мыслится как цен­ностно детерминированная, а проблема ценностных транс­формаций, задаваемая соответствующим переформати­рованием культурного пространства, становится одним из главных предметов исследования.

Выстраивается теоретическая цепочка, продиктован­ная таким подходом: культура - ценности - смысл успе­ха. Дополненная со стороны социальной институциональ­ной структуры, эта схема работает на пояснение ситуации аномии через констатацию ограниченности каналов со­циальной мобильности. Последнее обусловливается имею­щимся представлением об успехе, с одной стороны, и невозможностью его достичь, не выходя за пределы нор­мативных ограничений, - с другой. Россияне констати­руют ситуацию растущей ненормативности следующим образом: «На поверхности общественной жизни аномия проявляется в виде резкого скачка ненормативного по­ведения - неуважения к закону, обвального распростра­нения преступности и жестокости, роста числа само­убийств, господства группового эгоизма и равнодушия, разрушения преемственности между поколениями» [14].

Опираясь не в последнюю очередь на наработки рос­сийских социологов, участники конференции полагали логичным начать с анализа актуально присутствующих в обществе ценностей. Этой теме было посвящено два доклада. Первый - доклад М.К.Горшкова, который пред­ставил результаты лонгитюдного исследования ценностей российского населения, проводимого с 1993 года и до момента проведения конференции Российским независи­мым институтом социальных и национальных проблем. Ученый отметил парадоксальную, с его точки зрения, ситуа­цию - базовая структура ценностей в России за этот период не претерпела существенных изменений. По всем опрос­ным позициям хотя и наблюдались некоторые колебания, фиксировалась общая устойчивая картина. «Главный вывод: основные ценности в российском обществе гораздо более устойчивы, чем кажется». В другом выступлении Н.И.Лапин представил еще одно лонгитюдное исследо­вание российских ценностей, которое проводилось под ого руководством на протяжении предшествующих де­сяти лет. И хотя в нем использовался другой инструме­нтарий, вывод был тем же: «основные ценности россиян за это время не претерпели существенных изменений». Поскольку этот вывод был получен на основе разных исследовательских проектов, можно говорить о его обо­снованности - ценности в российском обществе отли­чаются неожиданной стабильностью.

При видимом изменении фактически работающей в российском обществе модели успеха, значительно возрос­шей в этой модели значимости денег (по сравнению с советскими временами), констатируемая российскими учеными ситуация выглядит поистине парадоксальной и требующей прояснения. Но прежде чем пытаться в этом разобраться, обратимся к отечественным реалиям.

Как выглядит ситуация с динамикой ценностей в Украи­не? Так, А.Ручка, опираясь на результаты многолетних опросов, приходит к выводу о том, что в 2003 году, как и в 1994-м, «в ценностной ментальности граждан Украины до­минирует блок витальных ценностей («крепкое здоровье,

50