Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стили жизни переходного общества.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
912.38 Кб
Скачать

Раздел 1

Стили жизни и модель успеха в кризисных социокультурных ситуациях 29

габитус для всех новых ситуаций старается отыскать старые, привычные схемы реагирования. И только много­кратное повторение проблемных ситуаций приводит к эволюционным трансформациям внутри габитуса, адап­тивным перестройкам этих моделей и схем.

Но адаптивные механизмы перестают работать тогда, когда непривычные ситуации, к обслуживанию которых прежние габитуальные схемы оказывается непригодны­ми, начинают нарастать лавинообразно и затрагивают схемы, обслуживающие практики в различных социальных полях. В момент переключения с адаптивных на би­фуркационные механизмы трансформации, габитус, как относительно устойчивая структура, разрушается, хаотизи-руется как за счет несрабатываемости предыдущих мо­делей, так и за счет разрушения согласованности между ними. Вместе с этим разрушается, хаотизируется и соо­тветствующая данному габитусу система практик, а зна­чит и обусловленный ею стиль жизни. Все утрачивает предшествующую последовательность, упорядоченность.

Подобные моменты на уровне отдельных социальных полей мы переживаем часто - например, разрушение повседневности во время ремонта или переезда в новую квартиру, дом. Совершаемые при этом практики уже нельзя назвать габитуальными, привычными, рутинизи-рованными, поскольку они требуют непрерывного созна­тельного контроля. И хотя сознание тоже является тем ресурсом, которым пользуется габитус в процессе выбора формата совершаемых практик, исключительно на этом ресурсе человек долго продержаться не может. Фрустри-рованность, возникающая в случае затянувшегося разру­шения повседневности и связанная с невозможностью исполнения практик повседневности в предшествующем формате, может быть преодолена через габрхтуалыюе освоение новой ситуации - появление новых инкорпори­рованных схем и нового формата повседневных практик. Происходит то, что человек как-то привыкает жить в

состоянии бытовой неустроенности, научается на уровне автоматизмов обходить переставленную мебель и искать посуду не на кухне, а, скажем, на балконе.

Приведенный пример скорее можно назвать примером адаптивного изменения габитуса, поскольку меняется не весь системный объект (габитус), а лишь его часть, схемы и модели, обслуживающие практики повседнев­ности. Переходя в другие социальные поля (досуговые, культурные, образовательные, профессиональные и т.д), обнаруживая их неизменность, человек получает энер­гетический и временной ресурс для адаптации в одной составляющей габитуальной структуры.

Совсем по-иному выглядит картина в случае общего социального кризиса, когда оказываются недееспособны­ми все наработанные, габитуально обеспеченные практи­ки. Глубокие социальные кризисы, в их проекции на габитусы, приводят к тому, что во всех социальных полях прежние форматы практик оказываются неадекватными. Ежедневно человек сталкивается с фрустрирующими ситуациями: не течет вода из открываемого крана, не включается отопление в холодный период года, нельзя прийти и поплавать в бассейне, куда приходил много лет, нельзя прийти в магазин и купить утром привычный батон и пакет молока, не выдают в ожидаемое время зарплату на работе, не звонит в привычное время друг, ме отмечаются традиционные праздники и т.д. Наступив­шая габитуальная фрустрированность уже носит систем­ный характер, от нее некуда скрыться, ею поражены схемы, обслуживающие все социальные поля, что и ста­новится основанием общего габитуального кризиса.

Что происходит с габитусом человека, оказавшегося в такой ситуации системного габитуального кризиса, зачастую спровоцированного кризисным состоянием мак­росреды?

Согласно Бурдье, габитус имеет тенденцию к постоян­ству, сам себя защищает доминирующей моделью вое-

30