Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Стили жизни переходного общества.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
912.38 Кб
Скачать

Раздел 1

Стили жизни и модель успеха в кризисных социокультурных ситуациях

35

в результате кризиса из маргинальных в центральные сегменты социального пространства.)

Но есть и другие варианты появления новых игровых предложений. Они исходят от тех, кого называют пассио­нарными, харизматическими личностями. Их габитусы меняются в ситуации кризиса спонтанно, как бы самоор­ганизуясь под действием какого-то внутреннего толчка. Те правила игры, те мифы, которым они в результате следуют, оказываются принципиально новыми, и они готовы предложить эти игры и мифы другим. Их хариз-матичность, способность к риску, уверенность во всем, чему они следуют, делает их центрами социальных при­тяжений. Вокруг них разворачиваются новые игровые и мифологические циклоны, внося в социум новые образ­цы, правила, стили жизни.

Другой сценарий изменения индивидуальных габиту­сов касается тех, кто не входит в число носителей новых игровых предложений, и связан с их соприкосновением с уже появившимися новыми игровыми и мифологичес­кими полями, постепенным вхождением в новую игро­вую ситуацию. Особенностью такой габитуальной транс­формации является предшествующая ей неопределенность, как бы пребывание между несколькими открывающимися игровыми возможностями, возникающими в обозримом социальном пространстве. Эти возможности связанны с игровыми предложениями, исходящими от тех, чьи га­битусы менялись по первому типу - от пассионариев, харизматиков, а также носителей маргинальных и ино-культурных габитусов.

Для каждого отдельного человека выбор в пользу того или иного игрового полюса притяжения может произойти -и, как правило, происходит - под действием какого-то случайного события, случайной встречи, разговора, прос­то услышанной фразы. Это и есть те моменты быстрого появления новой габитуальной структурированности, о которой говорилось выше. Конечно, говорить нужно не

о законченной структурной определенности, а о появле­нии направления новой кристаллизации габитуса, по которому человек и устремляется. В результате получает­ся, что некогда габитуально близкие люди оказываются па все более удаляющихся друг от друга жизненных траек­ториях, попав под притягивающую силу новых игр и мифов. Примеров такого рода в нашей недавней истории было достаточно, когда среди бывших коллег (напри­мер, по научной работе) один открывал свой бизнес, другой становился политическим деятелем, а третий отправля­лся на работу за границу.

Возникающие таким образом новые игры вовлекают в сферу своего притяжения все новых адептов, иниции­руя в них новую габитуальную определенность, посред­ством чего масштабная постбифуркационная перестрой­ка социальной системы проецируется в габитуалыюе про­странство и соответствующие ему практики и стили жизни.

При таком понимании стиля жизни, его динамики и связи с состояниями социокультурной системы под стиле-жизненным подходом мы будем понимать методологичес­кое основание решения тех или иных социологических проблем, основным исследовательским каркасом кото­рого выступает приведенное выше концептуальное ядро, а основу понятийной сетки составляют понятия стиля жизни, социального пространства как социального ланд­шафта, представленного стилежизненными форматами, и, соответственно, понятия габитуса, практик, социаль­ных полей. В случае рассмотрения ситуаций социальных кризисов этот ряд следует дополнить представлениями о бифуркационных трансформациях габитуса, соответ­ствующих самоорганизационным переформатированиям социального пространства.

Ниже мы сделаем попытку показать, как эта методоло­гическая установка может работать в случае рассмотре­ния проблем, связанных с ситуациями социальных кри­зисов, состояний социокультурных переходов.

36