Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
110947_00060_vladimirskiy_budanov_m_f_obzor_ist....doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
3.86 Mб
Скачать

II. Добровольное холопство

Ошибочный взгляд на существо и историю кабалы легко мог бы быть устранен, если бы исследователи обратили должное внимание на явление добровольного холопства. Оно не только не создается законом 1597 г. и не возникает из него. но прямо уничтожается им и последующими указами, между тем носит на себе все существенные признаки того же служилого холопства. Оно отличается от служилой кабалы тем, что поступивший в холопство не дал еще на себя крепости. Это, с одной стороны, не личный наем, как думал Неволин (в кабальной книге люди на докладе ясно отличают наем от Добровольного холопства; Микита Истомин показывал, что "наперед сего служил у князя у Ивана Самсоновича Туренина в Олексине добровольно исстари, и князя Ивана не стало, и князь Иван его уступил на волю при своем животе, а после князя Ивана жил у крестьян, ходил по наймам к Олексинском уезде"). Это и не клиентство Павлова-Сильванского, ибо понятие холопства противоречит понятию свободы клиента. Это не что иное, как поступление на службу без крепости, что, по Русской Правде и судебникам, вело к полному холопству, причем, однако, судебники уже отличают дворовую службу в городских домах от такой же службы в сельских и источником полного холопства признают только вторую; даже и между судебниками есть различие в этом отношении: Судебник 1 -и признает службу источником холопства без доклада и с докладом, 2-й Судебник - только при условии доклада. Естественный рост начал свободы вскоре видоизменил определение 2-го Судебника. Поступавший на службу не тотчас обращается в полного холопа, для этого требуется надлежащее укрепление. Промежуток службы между поступлением и укреплением именуется "добровольным"холопством. Наконец, если добровольный холоп и дает на себя крепость, то уже обыкновенно не полную грамоту, а служилую кабалу. Этим путем один из древних источников рабства подрывается; законы конца XVI и XVII в. стараются урегулировать укрепление по службе, назначая сроки добровольного холопства то в 6 месяцев, то в 3 месяца. Обращаясь и к существу добровольного холопства, находим в актах следующие указания:

1) Это - холопство, а не свободное состояние: оно может окончиться отпускной, но не произвольным уходом холопа; в Новгородской кабальной книге записано такое показание Шакая и Терюхи: "служили оне у Офанасьева отца (Терпигорева) - у Ондрея и у него, Офанасья, старинные их холопи добровольно служили, а отцов их и матерей не стало". Очевидно, что они перешли по наследству Андрею Терпигореву и сами наследовали холопство. Тарас Федоров показывал, что отец и мать его жили в холопстве у кн. Гагарина и умерли в холопстве, а он остался малолетним и жил у того же князя Богдана Гагарина в холопстве "лет с двадцать без крепости", и что его отпустили тогда, когда князя Богдана "не стало"; Сенка, произвищем Фетка, жил в Ивангороде у Фед. Аминева добровольно около двух лет", и Федор деи отпустил его на волю и отпускную ему за своею рукою дал, а та деи отпускная у него утерялась, а из Ивана города пришод в Новгород бил челом на службу Ивану Мякинину, а у Ивана служил добровольно 3 года. Иван де его отпустил на волю и отпускную ему дал".

2) Обыкновенно (обязательно, с точки зрения обычного права) отпускная дается добровольному холопу при смерти господина. Сейчас было приведено показание, что по смерти господина (кн. Гагарина) холопа его Тараса Федорова отпустили. Аман Юрьев сказывал: "Наперед сего служил у Ивана Мотянина исстари, и как Ивана Мотянина не стало, и он после Ивана бил челом в службу сыну его Василию". Точно то же показывал Спиридон Котов. Отпущение по предсмертным распоряжениям делается постоянно; например, Таврило Иванов служил добровольно у Фед. Вас. Осинина и родился у него во дворе: "и Федора не стало тому лет с семь, а отходя сего света Федор его Гаврила отпустил на волю". Тимофей и Марфа Панфильевы на расспросе сказали: "Наперед сего служили в Старицком уезде у Вараксы у Карцева добровольно, и Вараксы не стало лет с пять, а их Варакса отпустил на волю при своем животе, а посяе Вараксы послужили у Доможира у Каменевав Старицком же уезде добровольно; и Доможира не стало, и их отпустил на волю ж". Исачко Третьяков служил у Степана Рахманинова добровольно ока то двух лет, "и как Степана не стало, и его отпустили на волю". Онуфрий Иванов служил в Ржеве Володимерове у сына боярского Бессона Кудрявого добровольно, "и Бессона не стало тому 3 года, и их велел после своего живота роспустить на волю". Никита Истомин служил добровольно у Якима Нарбекова около 5 лет, "и Якима не стало, а их после своего живота велел выпустить на волю" и т. д.

Таким образом, состояние добровольного холопства по существу ничем не отличалось от кабального: кроме мнимого права кабального человека уплатить выкуп по кабале. И тот и другой виды холопства уже давно сделались пожизненными. Но закон смотрел на добровольное холопство несколько иначе, чем обычай: законодатель не желал признавать холопства без акта укрепления. Уже 11 октября 1555 г. вышаг указ, по которому иски о возвращении беглых добровольных холопов, прикрытые исками о "сносе", т. е. краже при бегстве, оставляются без рассмотрения "того для, что добровольному человеку верит и у себя его держит без крепости". Несмотря на такой отказ закона от поддержки добровольного холопства исковым правом, этот институт, как видно из кабальных книг, процветал так же, как и кабала. Для господ удобство заключалось в том, чтобы не платить пошлин при совершении крепости, для холопов - в том, что бегство их может остаться безнаказанным. Однако о бегстве, т. е. произвольном оставлении господина без отпускной, акты ничего не говорят нам; напротив, свидетельствуют о "старинном добровольном" холопстве, которое, по-видимому, уже заменяло акт укрепления и давало право иска о возвращении беглых, не прибегая к ложному иску о сносе. Так мы вправе думать потому, что термин "старинный холоп" указывает на то, что в основании действительного рабства известного человека лежала не какая-либо крепость, а именно факт поступления на службу, но факт застаревший. Старинных же холопов господа виндицируют наравне с кабальными и полными. Закон конца XVI в. (1597 г.) и начала XVII в. стремился установить сроки такой давности (весьма краткие), кладя в основание давности экономические причины ("государь того добровольного холопа одевал и обувал и кормил"). Во всяком, однако, случае добровольное холопство давало больше гарантий приобрести свободу, чем кабальное, а потому в кабальной книге находим (впрочем, единственный) случай, когда принимающий кабалу на расспросе заявил, что он ушел произвольно из добровольного холопства (без отпускной), потому что господин после полугодичной его службы хотел его "окабалить".

Полагаем, что приведенных фактов достаточно для убеждения, что 1) кабала в Московском государстве задолго до 1597 г. и до царского Судебника является независимой от договора займа и есть акт добровольного поступления во временное холопство, что продолжение ее до смерти господина не установлено в 1-й раз указом 1597 г., а возникло раньше из необходимости определить срок временного холопства не по сумме, обозначенной в кабале; 2) так называемое добровольное холопство есть тоже временное холопство, возникшее из факта поступления на службу без "крепости"; в случае застарелости такой службы добровольное холопство получает исковое значение, но подлежит тем же условиям, что и служилая кабала, т. е. сохраняется лишь до смерти господена; 3) указ 1597 г. дал лишь то нововведение, что служилая кабала не переходи на потомство умершего холопа и что понятие такой кабалы непременно требует укрепления (впрочем, это согласно с законом 1555 г.).