Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
110947_00060_vladimirskiy_budanov_m_f_obzor_ist....doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
3.86 Mб
Скачать

В) Жалованные вотчины

Физическое лицо может приобрести имущество своими заслугами государству. Способ совершения пожалования состоял в выдаче жалованной грамоты и затем отказа (ввода во владение, совершаемого местными властями, которые, получив отказную грамоту, составляли "отказную книгу", т. е. самый акт ввода). До некоторой степени к пожалованию применялась и купля вотчин из казны. То и другое стало самым обильным источником приобретения прав собственности на землю.

Вопрос о субъекте и его правах на пожалованные имущества разрешается в разные эпохи московского периода весьма неодинаково. Общий и первоначальный принцип в этом случае был следующий: дарение не переносит полных прав собственности на одаряемого: в правах на дар продолжает участвовать и даритель. Принцип этот еще с большей силой применяется к пожалованью от государства, которое ограничивало права собственников и в других, более независимых рода имущества.

а) Дарение имеет свое основание в заслугах одаряемого; если же таких заслуг не было и вотчина добыта обманом, то она возвращается назад; в 1611 и 1622гг. состоялись указы о том, что получившие вотчины за осадное сиденье, но не числящиеся в осадных списках, лишаются этих вотчин (Ук. кн. прик. III, 3 и Улож. XVII). б) Иногда причиной такого поворота прав была порочность или неблагонадежность одаряемого: в 1613 и 1615 гг. предписано, что тушинцы, служившие прежде самозванцу, а потом получившие вотчины за московское освобождение (при Пожарском), должны предъявлять свои грамоты для записи за ними этих земель не в вотчины, а в поместья (Ук. кн. пом. пр. III, 6). Но более всего права государства на пожалованные вотчины проявляются в тех правах распоряжения, которые предоставлялись вотчинникам. Первоначально (до XVI в.) на этот счет не было постановлено никакого общего правила: права вотчинников определялись каждый раз содержанием жалованной грамоты и могли быть очень обширны (равнялись правам на вотчины, купленные у чужеродцев), или нисходили до простого пожизненного пользования (см. Неволин. Ист. рус. гр. зак., ч. 2, § 277). Но, несмотря на разнообразие жалованных грамот XVI в., в них можно уловить и общее начало в этом вопросе: в законе 1572 г. было постановлено следующее принципиальное решение вопроса о принадлежности жалованных вотчин: если жалованной грамоты нет в руках вотчинника (вследствие потери или неполучения), то, по решению собора 1572 г. в таком случае вотчина по смерти вотчинника отбирается на государя, хотя бы у вотчинника оставались дети (Ук. кн. вед. казн. ст. XIX). В начале XVII в. при активнейшем участии бояр в управлении государством (в Смутное время и в первые годы правления Михаила Федоровича) вотчинные права частных лиц вообще возвышаются, и в частности права на жалованные вотчины. Тогда решался вопрос, к какому именно типу частных вотчин примкнут вотчины жалованные: к родовым или купленным? Так как выслуженная вотчина принадлежит приобретателю вследствие его личных заслуг и в приобретении ее он ничем не обязан своему роду, то естественно, что практика склонялась ко включению таких вотчин в одну категорию с купленными; в таком случае жалованная вотчина должна принадлежать семье приобретателя (и тому роду, который от него произойдет). Отсюда, во-первых, следует, что сам приобретатель и его нисходящие пользуются всеми правами на вотчину, но народ его: и действительно, о роде приобретателя в узаконениях того времени умалчивается; указом 23 ноября 1620г. (Ук. кн. пом. прик. III, 13) предписано, чтобы лицам, получившим вотчины за московское осадное сиденье при царе Василии Ивановиче, даны были жалованные грамоты по новой форме, в которой обозначены все права на жалованную вотчину, а именно: вольны в тех вотчинах они, их дети, внуки и правнуки; они могут эти вотчины продать, заложить, отдать в приданое, завещать в монастырь, а о родовом наследовании ничего не сказано *, хотя и предоставлено право родового выкупа.

______________________

* Впрочем, в жалованных грамотах начала XVII в. встречается иногда: "и в род их", но это была далеко не общая норма.

______________________

Во-первых, из приравнения жалованных вотчин к купленным следовало, что в правах на них имеют такое же участие жены приобретателей, как и в правах на купленные вотчины. Так это действительно и было и на практике, и в жалованных грамотах до 1627 г.: в этом году патриарх Филарет убедил своего сына - царя Михаила Федоровича, что прежний порядок в этом случае незаконен: после бездетной смерти вотчинника его жене следуют лишь купленные вотчины, но отнюдь не выслуженные и не родовые, которые должны идти в род мужа. Тогда состоялось узаконение, сравнявшее выслуженные вотчины с родовыми: после бездетной смерти вотчинника его жена не получает выслуженных вотчин даже на прожиток и даже в таком случае, если у умершего не осталось поместий, из которых можно было бы обеспечить вдову (в этом случае предписано дать ей обеспечение из сторонних поместных земель); выслуженная же вотчина должна идти в род мужа, аза неимением рода - в казну. Закон придал себе даже обратную силу, предписав возвратить уже проданные женами выслуженные вотчины и, получив с них деньги, возвратить покупщикам, а земли или в род мужа, или в казну, впрочем, только в таком случае, если продавщицы еще живы и вступили во второй брак; если же они умерли или постриглись, то проданные ими вотчины остаются за покупщиками (Ук. кн. пом. пр. IV, 6; Ул. ц. A.M., XVII, 1). На основании этого указав 1628 г. составлена новая общая форма жалованных грамот. В ней права на выслуженные вотчины определены совершенно одинаково с правами на родовые вотчины (т. е. с правом родового наследования и родового выкупа). Это не означало расширения прав физических лиц на выслуженные вотчины, но, во всяком случае, вывело из прежнего прекарного состояния, сравняв их с родовыми. В 1679 г. было решено в законодательном порядке, что владельцы выслуженных вотчин не могут отчуждать их безмездными способами (по дарственной и по завещанию) мимо своих наследников.

Такие положения о выслуженных вотчинах дополняются и иллюстрируются постановлениями о вотчинах, купленных из казны. Так как казна продавала земли с большой льготой дата покупателей (но низкой цене), то такая продажа была лишь уменьшенной степенью пожалованья, а потому права приобретавших такие вотчины не равнялись правам на вотчины рядовые и купленные у чужеродцев. В XVI в. при Грозном такие вотчины могли переходите детям и дальнейшим нисходящие; но если детей не [неразб.] то родственники покупщика не наследовали, вотчина возвращалась в казну; впрочем, за отобранную вотчину из казны выдавались деньги: по душе умершего в монастыри или "племени его" в таком количестве, какое он сам заплатил казне. Когда после "московского разорения" была возобновлена продажа: казенных пустых земель, то выдача купчих была остановлена, так как покупщики не соглашались приобретать их на прежних правах, а требовали обозначить в акте, что, вотчины будут принадлежать им и их детям с правом продажи, залога, отдачи в приданое и с правам передачи в родовое (боковое) наследование. Указом 1628 г. была установлена особая форма купчих грамот на такие вотчины; но в ней обращена особое внимание только на право-покупщиков отдавать вотчины в приданое (согласно е указом Иоанна IV); о существенных же и более важных правах указ умолчал, а именно о праве продажи и залога, что, впрочем, было исправлено в 1636 г. (Ук. кн.пом. прик. IV, 13 и 39). Права жен на такие вотчины, были определены лишь Уложением; эти права. ниже их прав на вотчины, купленные у чужеродцев: после смерти мужа вотчина, купленная из казны, дается его жене лишь в пользование до выхода в замужество, до пострижения или до смерти (Ул, ц. A.М. XVII 8),