Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
North.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Глава 4

Теория трансакционных издержек обмена

Моя теория институтов возникла из теории чело­веческого поведения, соединенной с теорией издержек трансакций. Объединение обеих теорий дает нам возможность понять, почему существуют институты и какую роль они играют в жизни общества. Если к этому добавить еще теорию производства, то тогда мы смо­жем проанализировать роль институтов в функционировании эко­номических систем.

Затратность информации является ключом к пониманию из­держек трансакций, которые (издержки) состоят из издержек оцен­ки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению. Эти издержки оценки и принуж­дения служат источником социальных, политических и экономиче­ских институтов. Далее в этой главе мы сосредоточимся на эконо­мическом обмене; в главе б мною будет предложена модель поли­тического взаимодействия, построенная из тех же элементов.

Признание затратности экономического обмена отличает транс-акционный подход от традиционной теории, которую экономисты по­лучили из рук Адама Смита. В течение 200 лет выгоды от торговли, возникающие благодаря углублению специализации и разделения тру­да, составляли краеугольный камень экономической теории. Развитие специализации достигается расширением рынка, и по мере роста ми­ровой экономики и все более глубокого разделения труда число об­менных операций, связанных с экономическим процессом, расширя­лось. Но длинная череда экономистов, которые, опираясь на этот под­ход, построили элегантную теорию, не принимали в расчет издержки процесса обмена. Между тем включение издержек в процесс обмена мечет за собой очень значительные изменения в экономической теории я имеет весьма разнообразные последствия для экономического поведения'

Сторонников трансакционного подхода объединяет только призвание важностг '''Рансакпионных издержек; во всем остальном ови далеки от единодушия. Подэсйл ^яорого я здесь придерживаюсь, разработал учеными Вашингтонского университе-^ — вначале Стивевои Чунгом (1974, 1933), а затем углублен и развит другими учк-^ыми этого университета, главным образом Йорамом Барпелсм (1982, 1989), Kefiriw ""ФФлером (совместно с Клейном, 1981), Масанори Хашимото (1979) и Дугласом портом (1981, 1984). Другие ученые, в частности Оливер Уилъямсон, придерживают-ся иного подхода, который существенно отличается от нашего.

Измеряя трансакционные издержки, возникающие при про­движении товара на рынке США (такие, как затраты на банков­ские, финансовые услуги, страхование, оптовую и розничную тор­говлю или, с точки зрения профессий работников, на оплату юри­стов, бухгалтеров и т.д.), Уоллис и Норт (в работе 1986 года) уста­новили, что свыше 45% национального дохода приходится на тран­сакции, более того, что эта доля за последнее столетие выросла примерно с 25%. Это значит, что трансакции потребляют очень большую и все возрастающую долю ресурсов национальной эконо­мики. Поскольку трансакционные издержки являются частью из­держек производства, нелишне напомнить, как они соотносятся друг с другом. Общие издержки производства состоят из ресурсных вложений земли, труда и капитала, причем капитал используется как для трансформации, изменения физических свойств продукции (размер, вес, цвет, местоположение, химический состав и т.д.), так и для осуществления трансакции — определения, защиты и обес­печения прав собственности на продукцию (право использования, право получения дохода от использования, право исключения vs-пользования другими лицами и право производить обмен).

Раз мы признаем, что издержки производства представляют со­бой сумму трансформационных и трансакционных издержек, то нам требуются новые аналитические основы микроэкономической тео­рии2. Однако в этой работе мы занимаемся теорией институтов и не можем уделять слишком много внимания ее влиянию на микроэконо­мическую теорию (несмотря на неизбежные пересечения между ними по некоторым фундаментальным вопросам), поскольку это увело бы нас в сторону. Но основной вопрос — почему трансавдии сопровож­даются издержками? — имеет значение и для переосмысления микро­экономической теории, и для теории институтов.

Как отмечено в главе 2, Рональд Коуз в работе "Проблема социальных издержек" (I960) показал, что аллокация ресурсов, предусматриваемая неоклассической парадигмой, возмо­жна только при отсутствии трансакционных издержек; при пози­тивных трансакционных издержках структуры, связанные с обеспе­чением прав собственности, оказывают влияние на аллокацию. Ни Коуз, ни авторы последующих исследований по трансакционным издержкам не попытались конкретно определить, что же именно делает трансакции такими дорогими. Однако для нашего исследо­вания это центральный вопрос, и теперь я приступаю к его рас­смотрению. Я начинаю с изучения издержек оценки (оставляя по­ка в стороне издержки обеспечения прав и считая их постоянны-

2 Начала такой теории изложены в книге Варяеля 1989 года.

47

]д1), а затем в разеле III я буду рассматривать издержки обеспече­ния прав.

Получаемая нами полезность возникает из разнообразных свойств изделия и услуги или, в случае деятельности нашего агента, из множества отдельных операций, которые составляют его деятель­ность3. Это означает, проще говоря, что когда я потребляю апельсино­вый сок, то его полезность для меня заключается в количестве сока, который я выпиваю, содержании витамина С, вкусе и аромате, хотя обмен, который я произвел, состоит просто в уплате двух долларов за четырнадцать апельсинов. Аналогичным образом, покупая автомо­биль, я получаю взамен определенные цвет, скорость, оформление, отделку салона, пространство для ног, потребление бензина на одну милю — все это ценимые мною свойства, хотя то, что я купил — это только автомобиль. Когда я покупаю услуги врачей, то частью покуп­ки являются их квалификация, манеры обращения с больным и вре­мя, потраченное в ожидании в приемной. Когда в качестве руководи­теля экономического факультета я нанимаю на работу младших пре­подавателей, то объектом найма становятся не только количество и качество (причем оценка количества и качества представляют само­стоятельный вопрос) преподавания и выход научной продукции (ее опенка — это тоже самостоятельный вопрос), но и множество других сторон их работы: готовятся ли они к занятиям, приходят ли вовремя, помогают ли коллегам, участвуют ли в жизни факультета, не злоупот­ребляют ли своей властью над студентами, не звонят ли друзьям в Гонконг за счет факультета. Таким образом, ценность акта обмена для его участников состоит в ценности различных свойств, соединяемых воедино предметом или услугой. Для того чтобы произвести оценку этих свойств, необходимо затратить ресурсы; дополнительные ресурсы требуются для того, чтобы установить и оценить права, которые пере­даются при обмене.

Переход объекта обмена от одной стороны к другой влечет из­держки, вызываемые тем, что обе стороны пытаются установить в объекте обмена свойства, представляющие для них ценность и не имеющие четкого описания из-за запретительно высоких издержек проведения однозначной оценки. Так, в качестве покупателя апельсинов я стараюсь приобрести некоторое количество сока, ви­тамина С, апельсинового вкуса и аромата, хотя моя покупка — это только обмен четырнадцати апельсинов на два доллара. Аналогич­ным образом, когда я смотрю на автомобиль в качестве потенци­ального покупателя, то пытаюсь установить, имеет ли он те свойст-м, Которые для меня важны в автомобиле. То же самое касается "скупки услуг врача — я стараюсь получить информацию о его

Разработка вопросов теории потребления содержится, в частности, в рабо-~ •'"вкастера (19вв), Варцеля (1В66, 1982) и Чуяга (1974).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]