Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
North.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Глава 14

развивающуюся колониальную экономику. Английское наследие было не только экономическим, но также политическим и интел­лектуальным — речь идет о городских собраниях, самоуправлении и колониальных ассамблеях. Интеллектуальные традиции, восходящие к Гоббсу и Локку, сыграли важную роль в том, чтобы соединить собы­тия 1763-1789 годов с процессом развития политических и экономиче­ских организаций, которые руководствовались своим субъективным восприятием этих событий и которые сформировали институциональ­ную структуру государства, только что получившею независимость. Хотя мы всегда понимали значение политических и интеллектуальных течений, институциональный подход способен переместить анализ с конкретных вопросов на всю совокупность исторических событий и таким образом позволяет првдпи к гораздо битее глубокому понима­нию этого критически важного периода в истории США.

В XIX веке экономика США представляла собой благоприят­ную среду для экономического роста. В чем конкретно состояли эти благоприятные условия — этот вопрос, конечно, долгое время занимал внимание специалистов, изучающих влияние Конституции США, развитие законов, роль "фронтира"', отношение к экономи­ческим вопросам со стороны местных уроженцев и иммигрантов и многие другие аспекты общества того времени, которые влияли на структуру побудительных стимулов. На деле именно адаптивные свойства институциональной матрицы (как формальные правила, так и неформальные ограничения, заложенные в отношения и цен­ности) создали ту экономическую и политическую среду, которая вознаграждала продуктивную деятельность организаций и развитие ими знаний и навыков. Что именно было существенно для этой матрицы, что было сознательно создано для поощрения роста про­дуктивности и гибких реакций, а что было случайным побочным результатом деятельности, направленной на достижение других це-тей, — все это образует программу исследований для более глубо­кого понимания экономического роста.

Мы уделили много внимания вопросу об издержках, связан­ных с этим ростом. Часть этих издержек — это цена, которую при­ходится платить за способность системы к адаптации. Система вы­брасывала проигравших, а их было немало — разорившиеся ферме­ры на "фронтире", морские компании, которые потерпели бан­кротство после того, как США утратили преимущества в морских перевозках, рабочие, которые страдали от безработицы и снижения заработной платы из-за конкуренции иммигрантов в 50-х годах XIX века. Однако часть издержек была проявлением институтов, подвергавших эксплуатации отдельных индивидов и группы людей —

* ВАлалные границы вмерикавсккх штатов, постепенно передвигавшиеся к тххоокевяскоыу побережью по мере захвата вндейокях земель. — Прим. пери.

174

Часть in

индейцев, рабов, нередко иммигрантов, рабочих и фермеров ~ в интересах тех, кто имел более сильные социальные позиции. Коро­че говоря, как источники роста, так и издержки, сопровождавшие рост, являлись производными от институциональной системы того времени.

Однако политическая система давала в руки проигравшим орудия противодействия — хотя и не самые лучшие — тому, что они воспринимали как источник своих несчастий. Восприятие складывалось из непосредственно переживаемых несчастий, про­шедших в сознании через фильтр интеллектуальных течений того времени и идеологических убеждений индивидов, фермер часто сталкивался с ценовой дискриминацией со стороны железной до­роги или зернового элеватора, но платформа Популистской партии выражала абстрактные идеологические позиции — такие, как взгляды на бремя золотого стандарта, распространение монополий и пагубные последствия деятельности банков. Не принимая во внимание эти интеллектуальные течения, мы не сможем понять движения протеста и политические рецепты того времени.

Не поняв их, мы не сможем объяснить направления измене­ний в обществе и экономике, порожденных этими движениями. Каковы бы ни были реальные причины трудного положения фер­меров, которое вызывало их недовольство в конце XIX века, имен­но их мировосприятие имело значение и приводило к изменениям политической и экономической институциональной системы.

Однако не только мировосприятие фермеров сыграло роль в этих изменениях, но и развивающиеся субъективные модели чле­нов других организаций, которые были способны оказывать влия­ние на институциональный процесс благодаря своему положению в институциональной матрице. Понимание Верховным судом пос­ледствий дела "Мунн против штата Иллинойс" и многих других своих решений, которые постепенно изменяли правовую систему, зависело от того, насколько точна была информационная обратная связь от этих решений и, следовательно, насколько точные модели она предоставляла судьям. Независимо от того, были эти модели подлинными или ложными, они вели к инкрементному изменению правовой системы.

Главный вклад, который может внести институциональный анализ в изучение экономической истории США, состоит в том, чтобы сделать эту историю подлинной. Это качество утрачено клнометрическим (описательным) подходом к изучению истории. Экономическая история США в большой степени отражает эффект зависимости от траектории предшествующего развития просто в силу наличия ограничений, переходящих из прошлого в настоя­щее, определяющих границы нашего сегодняшнего выбора и тем самым делающих его доступным для нашего понимания. Но в еще

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]