Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная и духовная динамика.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать
    1. Социальная типология общества.

Социальная типология общества строится на допущении о том, что любое общество состоит из социальных общностей и групп. Тип, ядро или каркас общества определяет доминирующие, господствующие группы.

Кастовое общество представлено замкнутыми, закрытыми группами. Известно кастовое общество в Индии. В некоторых северных штатах современной Индии распространен феномен «убийств чести». Деревенские кастовые советы выступают в роли полиции нравов, предостерегая мужчин и женщин от вступления в брак вне собственной касты или деревни. Это считается преступлением против религии. Случаи убийств за честь семьи или преследований описываются в индийских СМИ довольно часто. В июне 2010 г. полиция арестовала троих подозреваемых в убийстве в Нью-Дели мужчины и женщины из разных каст, а также за убийство женщины, сбежавшей с мужчиной из другой касты. Двое из подозреваемых обвиняются в убийстве собственных сестер. В конце апреля полиция арестовала мать девушки по подозрению в убийстве. Семья Нирупамы Патхак принадлежит к высшей индийской касте (браминам). Когда 22-летняя девушка объявила, что она тайно помолвлена с молодым человеком из более низкой касты, родственники стали давить на нее, обвиняя ее в оскорблении религии.1)

На этом примере видно, что в бурно развивающейся Индии, даже имеющей элементы постиндустриального общества, сохранились моральные установки времен глубокой древности. В реальности кастовые перегородки рушатся, поскольку у современной молодежи появились возможности для общения с людьми разного социального происхождения. Древние традиции и архаичное сознание вступают в конфликт с современными технологиями и новым социальным бытием.

В России формально нет каст, но есть кастовоподобные группы, и соответствующие пережитки. Например, в Чечне за последние 20 лет зафиксированы множество случаев работорговли и содержания людей в рабстве. В прессе была информация о подпольном кирпичном заводе в Дагестане, куда российские офицеры продавали военнослужащих. А сохраняющийся обычай кровной мести – одна из причин массового насилия и убийств, царящего в некоторых северокавказских республиках. В российских СМИ была информация о цыгане, который убил бросившую его девушку. Причем убийство было совершено под давлением клана родственников. Осужденный на 8 лет преступник не понимал, в чем его вина, ведь он «защищал» свою честь и честь своего рода.

Корни данных преступлений кроются не в отдельных «плохих» нациях, а в низком уровне социально-экономического, духовного и образовательного уровня на отдельных территориях. Социальная жизнь там проходит в больших, многопоколенных семьях в условиях нищеты, бедности, и давления диких обычаев. Пока будет сохраняться квазикастовый и квазирабовладельческий строй общественной жизни, мы будем сталкиваться с подобными преступлениями. Задача государства и общества – поднять данные участки российского социума до уровня современной цивилизации. Судебные репрессии и военное насилие эту проблему не решают. В первую очередь, нужно улучшить социальные условия жизни, ибо не национальный фактор доминирует сегодня, а именно социально-экономический.

Итак, кастовоподобный тип общества – это реальность не только Индии, но и России. В целом кастовое общество соответствует архаичному или традиционному типам, ибо разделение между людьми происходит по этническим и религиозным признакам.

В Китае под видом наркологических центров скрываются исправительные колонии. Заключенных посылают работать на заводах и фермах, плохо кормят и отказывают им в медицинской помощи. Это не что иное как черты рабовладельческой цивилизации.

Простых китайцев раздражает ложь властей, коррупция, информационные запреты, в частности, невозможность свободно пользоваться Интернетом. Помимо Китая, ограничивают своих граждан в праве на информацию Иран, Египет, Саудовская Аравия, Вьетнам, Тунис, Узбекистан. А в Зимбабве журналистская деятельность уголовно наказуема.

Не только крепостнические остатки, но и пережитки более древних обществ царят на просторах нашей Родины. Семья погибшего от взрыва в Назрани получает 100 тысяч руб. Губернатору, которому не понравилась оценка его работы, через суд получает 1,5 миллиона. Хотя по Конституции РФ все граждане равны, независимо от должностного положения, на практике действуют законы древних кастовых обществ, где один вздох брахмана приравнивался к жизни 10 шудр.

Остатки архаичного, патриархального, монархического строя можно обозначить термином «традиционализм», который Ю. Афанасьев определяет самовоспроизводства на основе сохранения низменности. Если власть вместе с большей частью населения России присоединяется к традиционалистскому полюсу, то образуется мощная реакционная сила. По мысли Ю. Афанасьева, Россия как традиционный тип цивилизации умирает. А продолжение – за обновленным обществом, сменившем парадигму.1)

Надо отметить, что кастовая стратификация поддерживается религиозными ритуалами. По Конституции РФ – светское государство. На практике в некоторых регионах фактически узаконено религиозное насилие. Ставка на религию стала одной из причин двух чеченских войн. Сегодня более эффективны технологии, которые развивают внерелигиозную духовность и интеллект.

В сословном типе общества доминируют такие сословия как дворяне, священники. Сословное неравенство строится на основе политического неравноправия. У сословий разный уровень доступа к политической власти и разные политические права.

Сословноподобные группы в РФ существуют в форме хорошо известных кланов. Если раньше речь шла в основном о родственных, земляческих кланах, то за последние десятилетия сформировались политические кланы, которые объединяют людей разных наций и территорий в политически правящем классе (политическая элита).

Сословные пережитки, остатки дворянско-монархических традиций гораздо более широко распространены в РФ, нежели кастовые. Более того, официальная власть открыто поддерживает элиту православной и мусульманской религии, давая им различные привилегии и финансируя из бюджета строительство храмов и мечетей. Религиозное разделение российских граждан – главный признак функционирования сословного типа общества. Сословное общество соответствует патриархальному (традиционному) или переходному типам. Главное препятствие для преодоления архаичных остатков средневековья – неравноправие в политической жизни.

Остатки сословно-феодального строя щедро рассеяны в российских просторах. Это и наличие привилегированной группы людей, передвигающихся на машинах с мигалкой. Это и наличие «каст» людей, которых освобождают от «почетной обязанности» служить в армии, и низшей «касты», которая отбывает воинскую повинность.

Сословные пережитки крепостническо-помещичьего общества присутствуют и в форме наличия спецзон в российских тюрьмах для представителей МВД и других правоохранительных органов, нарушивших закон. Существование любой привилегии чуждо для промышленных капиталистических, рыночных обществ. Сословные различия устранены не только формально-юридически, как у нас, но и фактически.

ГИБДД под давлением Генпрокуратуры подготовила редакцию административного регламента, согласно которой инспекторам вновь будет запрещено задерживать и наказывать за нарушение ПДД прокуроров, следователей и судей. Если он будет реализован, мы сделаем еще один шаг назад – к сословному обществу, к правовому неравенству.

Исследования показывают, что во многих российских деревнях обнаруживаются остатки первобытнообщинного, архаичного общества, а в малых городах при заводах – пережитки рабовладельческого. Повсеместно видны приметы средневекового феодального, патриархального общества. Главная ценность при феодализме – земля и скот. Характерно, что ни одна развитая страна не стремится расширить свою территорию. А вот российская военно-политическая элита совершила де-факто присоединение Южной Осетии и Абхазии. Военная и геополитическая победа России. Но выигрыш получили только малочисленные группы российского общества, связанные с армией или доходами от контрабандной торговли. Большинство же россиян стали беднее, ибо из своих кошельков субсидируют новые бедные регионы. Бюджет Южной Осетии вырос с 87 млн. дол. в 2009 г. до 140 млн. дол. в 2010 г. – 98,7% - российские деньги.

Другой факт – Василий Оюн – депутат законодательной палаты Великого Хурала Тувы жестоко расправился с пастухом, заподозренным в краже овец из отары его родной сестры. В Туве, очевидно, сохранилось традиционное общество, в котором скот выше и ценнее человека. Поэтому В. Оюн набрал дополнительные очки у своего электората. Скотокрадов (кайгалов) здесь могут убить, посадить в мусорную яму и морить голодом. Так что чабану не дождаться сочувствия, помощи и справедливого решения.1)

Другие приметы феодально-крепостнического строя. В конце мая 2010 мэр г. Москвы Ю. Лужков на презентации гвардии патриарха Кирилла пообещал за год построить 200 новых храмов. Дополнительно к имеющимся в Москве 800. Как выяснилось, 40-тысчная гвардия патриарха – подневольное студенчество, согнанные по разнарядке. Там, где не хватало подневольной молодежи, на шествие сгоняли работников управ и ЖКХ. Как видим, средневековая идеология претворяется в жизнь методами крепостного права. (92, с. 11).

Феодальные порядки у нас сохраняются и весьма активно функционируют. Так, термин периода крепостничества «отработка» вполне официально применяется в вузах и общежитиях. Язык просто фиксирует существующую реальность – студенты-бюджетники действительно находятся в поkной зависимости от государства, точнее - администрации вуза. Они ограничены в конституционных правах, в частности, в праве на неприкосновенность жилища и тайну личной жизни. Впрочем, на личную жизнь и личные контакты наложен запрет: до сих пор в студенческие общежития запрещен вход посторонним лицам (друзьям, родственникам, сокурсникам и т.д.).

Государственные мужи размышляют над тем, как бы узаконить и законсервировать крепостническо-феодальную систему в сфере образования. Так, заместитель администрации г. Уфы С. Баязитов уверен в необходимости введения обязательной трехлетней отработки в школе для каждого выпускника педагогического вуза.1)

Классовый тип общества соответствует индустриальному уровню развития. Классовое общество несовместимо с политическим неравноправием. Сословное общество в борьбе с классовым не сдается, что проявляется в неравенстве граждан перед законом. Кроме того, классы различаются уровнем доступа к собственности и доходов. Низкий статус экономически активных групп (предприниматели, малый бизнес), подчиненное по отношению к политической власти положение крупного бизнеса, отсутствие экономической свободы и справедливой конкуренции – все это говорит о незрелости классового типа общества в РФ. А доминирование политической власти над экономической системой и практика вмешательства государства в экономику характерны для предыдущей ступени развития общества – сословной.

В современной России собственность, богатство, доступ к духовным и информационным благам определяется принадлежностью к властным элитным группировкам. В 90-х гг. 20 в. был короткий период, когда крупный бизнес оказывал влияние на власть, но шаткое равновесие бизнеса и власти завершилось в 2000-х гг. возвратом в сословные порядки и традиции.

В то же время в России складывается и массовый тип общества. Массовая социальная мобильность, массовая коммуникация и массовая культура стирают социальные перегородки между людьми таким образом, что сходные, общие черты доминируют над отличиями. В свое время социолог Б.Трушин определял массы как ситуативно возникающие социальные общности. Однако массы могут быть и устойчивыми, постоянно функционирующими.

В целом, массовое общество несет на себе признаки глобализации как на региональном, так и на мировом уровне. Расплывчатость понятия «массовое общество» связано, очевидно, с тем, что оно соответствует информационному типу цивилизации, контуры которой не вполне ясны.

В процессе трансформации классового типа общества в массовый, или, по другой терминологии, индустриального общества в постиндустриальное будет возрастать роль информационного и интеллектуального факторов развития. Обладание информацией всё в большей мере будет определять размеры собственности, и объем доходов, доступ к политической власти и к духовным ресурсам.

Системный подход к обществу предполагает комплексный учет всех типологий – экономической, политической, духовной, социальной и информационной (соционической). Многомерный, комплексный подход позволяет выявить слабые звенья в механизме российского социума – в первую очередь, это политика и духовная сфера. Их отставание связано с тем, что они в меньшей степени прямо зависят от прогресса технологий, научных открытий, и в значительной мере стали заложниками субъективизма, вековых стереотипов и мифов, идеологической конъюнктуры. В той мере, в какой научные достижения, в том числе социология и соционики, инновационные технологии будут проникать в сферу политики, идеологии и культуры, эти сферы также могут стать пространством для прогрессивного развития.

Сложность решения данной проблемы в том, что политика и религиозная идеология занимают в современном российском социуме высшие позиции в иерархии подсистем и институтов. А парадокс в том, что слабые, архаичные звенья обладают наивысшим индексом власти и силы. Отсюда и трудности модернизации, и опасности провала России в «третий мир» и оттеснения ее на периферию мировой системы.

Итак, перспективы модернизационного развития России связаны с постиндустриальной экономикой, демократическим обществом, ростом массовых (общечеловеческих, межсоциальных) общностей и социального интеллекта. Знание типологии и эволюции общества – это тот маяк, который поможет выработать стратегию развития нашей страны.