Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная и духовная динамика.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

5.4.Перспективы духовного прогресса и возрастание автономии личности.

Согласно концепции автора, опирающейся на последние научные достижения, личность в первую очередь определяется врожденным типом (моделью, социотипом) интеллекта, во вторую очередь – социальным положением (статус) и развитием, и лишь в третью очередь – национальной принадлежностью. Этничность следует рассматривать как один из социальных факторов в ряду других.

Тип интеллекта (социотип)

Социальный статус и другие социальные характеристики

Национальные черты

Индивидуальный характер

Природно-биологические черты

Иерархия качеств такова, что выпячивание национального фактора носит эмоциональный характер, как правило, преследует идеологические и политические цели и не соответствует уровню развитого современного общества. Если элита выпячивает этничность в силу корыстных политических и карьерных соображений, то массы – в силу низкого уровня образованности, информированности и социальных условий бытия, провоцирующих их на поиск «козлов отпущения».

Модернизация общества возможна при условии модернизации общественного (массового) сознания, а также группового и индивидуального сознания.

«Патриот – человек, который любит свою страну, зато ее граждан терпеть не может».

Из американских афоризмов.

«Кто не любит одиночества, тот не любит свободы, ибо только в одиночестве можно быть свободным».

Артур Шопенгауэр

Ученые Института свободы совести рекомендуют переход к новой парадигме: государство не должно делить людей на верующих и неверующих, а верующих между собой на «традиционных» (хороших и лояльных) и «нетрадиционных» (маргиналов, «сектантов», «экстремистов»). Выбор мировоззрения должен оставаться исключительно за самим гражданином.

Кроме того, свобода совести и светскость государства – это основания, на которых зиждется безопасность и будущее страны в постиндустриальной цивилизации.

Организаторы государственного террора в период Сталина так до сих пор и не наказаны. Не была дана даже четкая правовая оценка деяниям государственных преступников, которые повинны в гибели миллионов людей. Между тем в мире уже есть прецеденты. Так, 21 апреля 2010 г. в Аргентине свершилось правосудие по отношению к тем, кто в годы военной диктатуры осуществлял государственный террор (1976-1983).

«Нравственность» никогда не была и никогда не будет ни моющим, ни очищающим средством. Это типичное средство интриги. В руках людей слабых – защиты; в руках сильных – подчинения и расправы… зачем отклоняться от нравственности, рассказывая об отклонениях? Нравственность позиции – вселять в живущих силу обязательного оптимизма».

«Зло – не недостаток добра, а его избыток».

П. Таранов.

Обратимся к проблеме духовного формирования молодежи. Сами названия молодежных организаций – «Наши», «Местные»- отдают архаикой и противоречат задаче создания национального единства. Подобно комсомолу, эти идеологизированные организации направлены на поиск врагов и борьбу с ними и служат заменой социальной вертикальной мобильности. Политолог Д.Орешкин не считает кремлевский лифт эффективным: в таком виде он мог бы работать в реалиях исламских государств, где много молодежи и мало образовательных возможностей. Между тем затраты на их функционирование огромны и неразумны.

По данным газеты «Коммерсантъ» один сезон ежегодного форума движения «Наши» на озере Селигер обходится в 17 миллионов евро.

В списке грантополучателей – «Всероссийское объединение болельщиков», затребовавшее денег на программу «Технологии толерантности в молодежной среде». Общественности известно другое: футбольные фанаты на практике демонстрируют другие технологии: нетерпимости, агрессивности и даже фашизма. А лидеры фанатов известны в криминальной среде.

Учитывая архаичность и консерватизм массового сознания, не следует определять перспективы модернизации с помощью референдумов. Это должна сделать интеллектуальная элита нации, а воплощать на практике – новая политическая элита как продукт честной открытой конкуренции.

«Кошмарней лютых чужеземцев

Прошлись по русскому двору

Убийцы с душами младенцев

И страстью к свету и добру».

Игорь Губерман

Идеологический кризис – это отсутствие в сознании желательной модели российского общества (смысловой образ). Идеологический кризис отражает дефицит понимания, доверия и согласия в современном российском обществе.

Парадоксальным образом в сознании россиян капитализм связывается с диктатурой и национализмом, а советский социализм – с демократией. (Бойков В. Э., Ожиганов Э. Н.) Разуверившись в реальном социализме, подавляющая часть людей не восприняла никакого другого социального идеала. 56% всех опрошенных в 2004 году были убеждены, что общество не должно иметь какую-либо господствующую модель социального развития. (43, с. 42-43).

Инновационная идеология не может возникнуть при крепостном феодальном хозяйстве. Риторику современную освоить нетрудно, термины модернизации адаптировали к нефтяной трубе, но это именно декларации, а сама новая идеология не востребована в сырьевой державе.

Общая проблема России, исламских государств, других стран, в которых слабы демократические традиции, заключается в слабости гражданского общества, недостатке прогрессивных идей в народной массе. В этих государствах не ведется работа по воспитанию толерантности к людям, живущим в других странах, в частности, на Западе. Массовый протест, как правило, направлен против других народов, а не против собственных диктаторов и неэффективных правительств. И главное – народ не объединяется вокруг позитивных идей, проявляя пассивность в этом отношении. Зачастую борьба ведется не «за», а «против» тех, кого верховная власть назначила на роль врагов. Народная активность проявляется в основном в двух формах: мафия и секта.

Национальной идеей может быть то, что нацелено на созидание и творчество.

«Пьянство – страшный порок. Но воспылать против него такой ненавистью, чтобы решиться на введение принудительной трезвости, как было в США, это значит насадить еще большее зло: гангстеров, развитие многих видов мошенничества, потребление чрезвычайно вредных суррогатов и т. п.»

Н. О. Лосский.

Запреты алкоголя – непродуктивный подход. Такой тип регулирования карает тех, кто пьет умеренно, и не действует на проблемных пьяниц. Как показывает опыт, в том числе и российский, расширение возможностей не обязательно приводит к злоупотреблениям, а запрет – неизбежно их порождает.

Кроме того, законы в России сами по себе не работают, у нас господствует неформальная культура, а не право. Поэтому более эффективный путь – это широкое информирование, просвещение и воспитание. Это медленный и затратный процесс, но единственно результативный.

Культура как показал биолог-эволюционист К. Лейланд (Шотландия) является фактором естественного отбора. Приспособление к таким культурным изменениям как диета, происходит у человека на генетическом уровне. Так, у большинства людей ген, обеспечивающий усвоение лактозы, содержащейся в молоке, перестает работать еще в детстве. Но у многих людей этот ген во взрослом возрасте включается вновь. Есть смысл предположить, что доминирующим способом эволюции является совмещенная культурно-генетическая эволюция.1)

«Зацикленность на прошлом вредна для здоровья личности и нации».

Авторский афоризм.

Рабству россиянин учился на протяжении веков. А свободе он начал учиться сравнительно недавно. Свобода неотрывна от ответственности за свою жизнь и этим она страшит массы россиян, привыкших надеяться на жесткую властную руку. Свобода всегда риск, и не сразу появляется навык использования всех возможностей, которые она предоставляет.

«Сфера культуры инертна, меняется гораздо медленнее, сопротивляется переменам гораздо сильнее, чем любая другая область». (111, с.4).

Студенты 3 курса факультета психологии педвуза под руководством преподавателя культурологии устроили инсценированный суд над массовой культурой. Поскольку родилась она на Западе, в США, то ее обвинили: 1) в развращении малолетних; 2) в распространении наркотических средств, алкоголя и табакокурения; 3) вмешательстве во все сферы жизни нормального гражданина; 4) в нарушении устоев семьи и общества, а также в разрушении самобытных национальных культур. Массовая культура признана виновной и подлежит депортации из страны в кратчайшие сроки».1)

Нападкам подвергнуты глянцевые журналы, телевидение, компьютеры. Правда до их сжигания и демонстративного уничтожения дело не дошло. Находясь под воздействием гипнотического патриархального угара, участники «дискуссии» забыли о том, что на дворе 21 век.

В чем проявилось дремучее невежество? Массовая культура стала следствием технического прогресса. СМИ предназначены не для элитных высокообразованных слоев, а для всех групп. Поэтому там вырабатывается особый язык, который находится как бы между субкультурами и является продуктом общего согласия. Получается, что массовая культура (а пример, кстати, советская песня) выполняет функцию интеграции. А чтобы быть понятной всем (или большинству) массовые жанры неизбежно упрощаются и стереотипизируются. Следовательно, выступать против масскульта – значит, идти против прогресса, против интеграции и сближения людей разных социальных и этнических групп, и выработки общего коммуникативного языка, который способствует взаимному пониманию, терпимости, доверию и согласию. Причем речь должна идти и о взаимопонимании в мировом масштабе, а не только в рамках изолированного государства.

Студенты психологического факультета, в силу содержания образования и учебных планов, обделены знанием последних достижений социальных наук. Поэтому им трудно увидеть, что массовая коммуникация – это первые шаги к овладению высокой культурой, что общезначимые и общедоступные средства информации ведут к увеличению объема единых ценностей граждан страны и, значит, к единству России. И, наконец, без массовой культуры не будет духовных предпосылок интегративного общества в рамках планеты Земля. Кто выступает против масскульта, тот голосует за войну. Без современных средств информации мы обречены на возврат времен «войны всех против всех». Возможно, студентов-отличников удивит такая перспектива. Но таковы уж последствия примитивного социального мышления.

«Дискотека: массовая культура, доминанта – мода. Однако мода танцевать лучше моды бить морду. Но это и искусство в массы».

Ролан Быков.

Опора на изжившие традиции неизбежно приводит к отставанию. Вместе с тем, из исторического опыта и наследия нужно выбрать то, что имеет сегодня созидательный характер, то, что помогает решить задачи модернизации.

Культурная блокировка модернизации, хотя и в разной степени, присутствует во всех государствах, в том числе и европейских. Индустриальная цивилизация очень молода и ее ценности только начинают постепенно входить в традицию.

Но важно конструктивно использовать национальную специфику. Восточная и Западная Германия в советскую эпоху имели одинаковую культуру, но разную экономическую динамику. То же сегодня касается Северной и Южной Кореи, КНР с одной стороны, и Тайваня, Гонконга, Сингапура – с другой. Следовательно, национальное своеобразие можно использовать и как барьер, и как двигатель модернизации.

Экономист А. Аузан считает, что в секторах традиционного (патриархального) общества заключены ресурсы обновления. Например, в республиках Северного Кавказа хранятся запасы социального капитала – взаимного доверия, связанного с традиционными сетями. Для того, чтобы социальные сети стали социальным капиталом, их нужно сделать результативными для развития. В частности, предполагается не устранять кланы, а ввести их в режим конкуренции (10, с.10-11).

Империя завершает свое существование (по некоторым прогнозам максимум доживет до 2025 г.). Но умирание старого способствует духовному взрыву, как это неоднократно бывало в эпохи реакции, распада в нашей истории.

Исследования российских школ показывают достаточно высокий уровень творческой одаренности (креативности) наших учащихся. Если брать индивидуальные случаи, опытные образцы, малые серии, у нас все на высоком уровне. А вот на массовом уровне, в сфере массовых технологий мы отстаем. Следовательно, проблема в социальной среде, в отсутствии институциональной среды для инновационного предпринимательства.

Россияне в силу своего менталитета и исторических традиций, склонны сакрализировать власть, государство, то есть наделять их сверхчеловеческой божественной силой. Однако органы госуправления состоят из таких же людей, как и другие сферы жизни. А обладание монополией и бесконтрольностью поощряет естественные человеческие слабости, усугубляют ошибки и просчеты.

«Преследуя свои собственные интересы, человек часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».

А. Смит

В прессе появилась информация о том, что жители могут, не ведая, оказаться членом ТСЖ (товарищество собственников жилья). Незаконно созданные ТСЖ – следствие нежелания жильцов управлять своей собственностью. Реальных собраний зафиксировано единицы, зато фиктивных – множество. Мы привыкли быть пассивными: домом кто-то управляет, а мы платим по квитанции. Именно отсутствие инициативы со стороны жителей и создает предпосылки для создания фиктивных ТСЖ и других злоупотреблений в сфере жилищного управления.

А. Банерджи и Э. Дуфло, ученые Массачусетского технологического института, выяснили, что нищие по всему миру тратят около 2% семейного дохода на образование детей и зачастую гораздо больше – на алкоголь и табак: 4% в сельской местности Папуа – Новой Гвинеи, 6% в Индонезии, 8% в Мексике. Бедные также тратят значительные суммы на газировку, проституток и празднества.1)

Проблема бедных семей не только в низком уровне дохода, но и уровне развития личности. Зачастую бедные семьи тратят на алкоголь, сигареты больше денег, чем на образование. Важно умение правильно распоряжаться деньгами и жить не только сегодняшним днем. Поэтому простой накачкой денег проблему бедности не решить.

Личные качества представителей государственной элиты препятствуют естественному процессу заимствования прогрессивных стандартов жизни. Они не готовы управлять свободными и автономными регионами, самостоятельными группами и ассоциациями граждан, не готовы строить равноправные отношения с народами бывшего СССР. В условиях отсутствия кадровой, управленческой и политической конкуренции перекрыты каналы для смены старой элиты новой, обновления ее рядов. Деградация качественного состава порождает страх перед внешним миром, процессами глобализации и нарастанию соблазнов изоляционизма, закрытого общества.

«Нам не нужна кадровая политика, опирающаяся на блат и знакомства. Лично я никогда не приглашал людей по такому принципу, а опирался на профессионалов и всегда на этом выигрывал».

Рустэм Хамитов, президент РБ.

Критерий профессионализма при подборе кадров за последние годы ушел на задний план. То же касается и критериев стратегического и инновационного мышления. На первый план вышло качество, известное со времен советской номенклатуры – удобность. Послушные, серые, но удобные личности стали воцаряться на управленческих должностях.

Например, футбольный арбитр должен отсудить во второй лиге не менее 15 матчей. Талантливые профессионалы должны потратить несколько лет, прежде чем их допустят к судейству в Премьер-Лиге. Такая система продвижения кадров способствует профессиональному застою и потере времени. Отсутствует индивидуальный подход и игнорируется принцип конкуренции.

Смена руководства часто оказывается фиктивной. Так, многолетний президент Федерации фигурного катания В. Писеев покинул пост, но свои позиции в качестве руководителя сохранил. Он стал генеральным директором.

В целом, в РФ снова возобладала клановость в подборе кадров.