Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная и духовная динамика.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

7.3. Модернизация социальной энергии.

«Отыскать рамки для задуманного дела уже значит наполовину обеспечить успех его».

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Низкое положение российского государства в ряде международных рейтингов имеет и позитивные последствия. Лидеры мировой экономики и технологий постепенно утрачивают былые темпы развития. Мы же обладаем нерастраченным потенциалом и энергией совершенствования. Второе наше преимущество – возможность учесть ошибки других стран и выбрать наиболее оптимальный и экономный путь модернизации. Социальная энергия расходуется неравномерно в мировом пространстве, лидеры и ведомые периодически меняются местами.

Энергетический подход к обществу и организации позволяет интерпретировать изменения как естественный процесс. Социальная энергия всюду и она пребывает в непрерывном движении. Динамика перемен с этой точки зрения и есть нормальное русло. В качестве примера один факт: за год обновляются все клетки нашего тела. Физически мы уже не те люди, какими были год назад.

«Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу совершать ошибки».

Из законов Мерфи.

Административно-бюрократические меры тотального характера, принятые в РФ в начале 21 века, привели к явному снижению энтузиазма, творческого вдохновения, предпринимательской активности граждан. Скованные многочисленными барьерами и препонами, одни люди стали впадать в уныние, депрессию, апатию, другие – в экстремизм, агрессию, вандализм. Основное направление усилий – делание рутинной карьеры чиновничьего типа. Лавинообразное увеличение бюрократической документации пожирало значительную часть сил, нервов, денежных и других ресурсов. Такого рода бумажный вал не порождал, а уничтожал энергетику личности, групп и всего социума. Социальная энергия трансформировалась в негативно-избыточную информацию. Следовательно, если мы ставим цель сделать страну более конкурентоспособной, мы должны сбросить с себя груз чрезмерной бумажной волокиты, а освободившееся время затратить на производительный труд. Только так мы сможем превратить вредную и избыточную информацию в социальную энергию обновления социума. Причем необходима защита не только от бесполезной или негативной, но и от позитивной информации – ее избыток также тормозит развитие научно-образовательной сферы. Когда информации слишком много, она не способна повысить эффективность нашей деятельности, напротив, она становится сильнейшим тормозом.

Так что проблема может быть двоякой – дефицит и избыток. Проблема на примере современной экономики – кризис перепроизводства, сопряженный с уничтожением природной среды.

Один из побочных результатов информатизации общества – энергетическое истощение социального организма. Это объективный процесс и он вполне поддается саморегуляции на началах свободного выбора источников информации.

Однако государство в лице института бюрократии создало искусственный принудительный механизм блокирования и отъёма созидательной энергии общества. Поэтому оптимизация деятельности госслужащих – ключевое направление повышения социальной энергетики, без которой немыслимы ни инновационная экономика, ни технологический прорыв.

Страх перед информацией должен быть заменен ее регулированием и фильтрацией на основе научных рекомендаций.

Как разблокировать и активизировать социальную энергию российского социума? Следует ввести в научный оборот понятие «социальная энергия», научиться измерять ее не только количественно, но и качественно, с учетом направленности и вектора этой энергии.

Потенциал социальной энергии россиян, как следует из авторского анализа, в значительной степени скован бюрократизмом и он пока не достаточен для достижения позитивных изменений.

Развитие гражданского общества и социального правового государства предполагает аналогичное ослабление роли бюрократии. Модернизация общества и его тотальная бюрократизация несовместимы. Автор статьи в словаре Брокгауза (19 в.) пишет: «Побороть бюрократию крайне трудно. Новые учреждения, если только они вводятся в жизнь под покровом бюрократии, немедленно проникаются ее духом».

Усиление роли бюрократии в 21 в. в РФ было бы органично для индустриального общества. В постиндустриальном обществе роль бюрократии объективно снижается. Многие современные виды деятельности требуют творческого воображения (научное консультирование, экспертиза, проектирование, реклама, разработка компьютерных программ и т. д.). Креативность нельзя регулировать так же, как конвейерную сборку автомобилей. Не случайно многие высокотехнологичные компании отменили униформу и таймеры.

Бюрократия существует за счет перераспределения бюджетных и внебюджетных средств. У нее отсутствуют собственные, внутренние стимулы к реформам, к переходу на новый тип общественного развития. Более того, новые социальные институты призваны ограничивать ее всевластие, что создает мотивацию на сопротивление переменам.

Бюджетные организации у нас оплачиваются не за достижение результата, а за организацию процесса. Отсюда слабая эффективность их деятельности. Доходы госслужащих растут вне зависимости от уровня жизни граждан и темпов роста экономики, что и лишает их стимула способствовать первому и второму. Следовательно, нужно привязать доходы работников бюджетных организаций к конечному результату. Например, работа страховых компаний и врачей должна финансироваться по конечному результату, под которым понимается здоровье пациента. Развивается только то, что поощряется. Ученый и депутат С. Колесников говорит: « У нас извращенная ситуация, когда до сих пор планируется занятость койки. А вылечили больного или не вылечили, не столь важно. Финансирование клиники и зарплата врача от этого сейчас не зависит. На самом деле деньги должны следовать за пациентом. Во всем мире финансирование зависит от количества пролеченных пациентов и результатов этого лечения. Вот к чему мы должны стремиться».1)

Объективно необходимо уменьшить власть чиновников над обществом, сократить их полномочия, что приведет к уменьшению коррупции. А пока, на пороге 2 десятилетия нового века, дебюрократизация общества сводится к незначительным мерам.

Не создавайте многого там, где можно обойтись малым.

«бритва Оккама».

На сокращении 100 тысяч федеральных чиновников казна каждый год может экономить 30-40 млрд. рублей. Раньше расходы по статье «Общегосударственные вопросы» росли и в реальном, и в номинальном выражении.

Назрела реформа и госуправления, направленная на изменение мотивации чиновников на социально-экономический результат своей деятельности. Важно привлечь к управлению и государственному менеджменту людей, не пораженных вирусом бюрократического менталитета.

В сентябре 2010 г. новый президент РБ Р. Хамитов дал поручение министерству экономического развития разработать ключевые показатели эффективности (КПЭ) деятельности членов Правительства и других республиканских чиновников.

Критерии оценки деятельности будут разработаны исходя из вклада каждого чиновника в экономику республики. По мнению Президента, лишь объективные показатели работы могут быть основанием для принятия кадровых решений.2)

Технологические изменения – базис для изменения экономики, политики, социальной сферы и культуры. Однако надстройка автоматически не меняется. Необходимо обновлять социальные институты, среди которых важнейший – само государство. Ряд специалистов, например, социальный философ А.Рубцов, считают, что модернизация начинается не с экономики и технологий, а с институциональной среды, а в современном мире решающее значение имеет конкуренция институтов. (83, с. 80). Что касается России, то политика имеет несомненное первенство. Хотя в целом любая трансформация осуществляется только как системный, комплексный процесс.

Бюрократия и культура не могут не выполнять функцию главного тормоза модернизации. Ведь важно не только внедрить новые технологии, но и сохранить духовное богатство, прогрессивные традиции, совместить инновации с национальным менталитетом. Но трудно оспорить ту мысль, что обновлению нужно подвергнуть прежде всего сферу государственной политики, модернизировать ее контролирующую систему так, чтобы она соответствовала современным технологиям и уровню развития социума. Необходима если не идеальная, образцовая, то оптимальная, приемлемая для сегодняшней России, модель бюрократии.

Почему живые инновации, рожденные в сфере бизнеса или науки, разрушаются, а устаревшее (символ «Мавзолей») титаническими усилиями сохраняется? Да потому, что есть социальные силы, группы, общности, организации, которым это выгодно, условия существования которых мотивируют и стимулируют их к консервации старого. Поэтому необходим демонтаж контролирующих (избыточных) систем, которые мешают естественному проявлению творческих потенций отдельных людей и групп. Зачастую бюрократическая система не только непомерно затратная, но и работает только на саму себя.

На первый взгляд, это чисто теоретические построения далекие от реальной жизни. На самом деле, здесь обозначена выполнимая задача практического менеджмента. Приведем конкретный пример. Существует проблема: российские судовладельцы несут огромные убытки в силу низкой эффективности работы бюрократических структур. Решение задачи: реформирование системы на основе заимствования лучшей образцовой модели функционирования подобных систем. А в других странах на регистрацию судна уходит 5-7 дней, значит, следует изменить структуру и методы работы так, чтобы оформление укладывалось в эти сроки. Анализ позволяет выявить избыточный элемент в системе контролирующих функций государства – это главный радиочастотный центр, функция которого сводится к выдаче судну уникального радиопозывного. Именно эта структура, отсутствующая в других странах, часто ставит в тупик судовладельцев. Характерно, что повсюду выдача нового радиопозывного осуществляется в рабочем порядке, без участия специальной организации. Следовательно, выявлен блокирующий фактор, избыточный элемент – конкретная организация – ГРЧЦ. По мнению специалистов, эта структура – наследие холодной войны, пережиток архаичной системы. Ликвидируется избыточный элемент, автоматизируется выдача радиосигнала. Эта задача решается на уровне Министерства или Премьер-Министра, если отсутствует мотивация на средних и нижних уровнях управления.

Уже из приведенного примера видно, что для того, чтобы каждое судно не теряло 120 000 долларов, необходимо проявить политическую волю. Однако, более оптимальный путь заключается в том, чтобы решение этой частной задачи было элементом в комплексе системных мер по трансформации бюрократизма в эффективную бюрократию. Тогда любое сокращение, любая ликвидация предполагает альтернативу, к примеру, новые рабочие места, новые возможности на рынке труда. А это уже уровень высших эшелонов законодательной и исполнительной власти, применительно к России – прерогатива президента России.

Как честно признался лидер одной из африканских стран: «я мог бы покончить с морским пиратством, но пока я не могу предложить альтернативу бедным и безработным людям». Но данный субъект уже поставил цель, ищет способы и пытается создать альтернативу. Он на верном пути.

Социальная, экономическая, политическая, духовная среда в обществе во многом не способствует инновациям, а препятствует им, отторгает их как чужеродную ткань. Следовательно, начинать нужно не с отдельного института, каким бы он важным не был, а с общества, как целостной системы. Если уподобить общество автомобилю, то в нем обязательно, помимо двигателя, должен быть и тормоз. В обществе функцию тормоза выполняют два социальных института – бюрократия, государство со своими силовыми и репрессивными органами и культура. Стабильное функционирование социальной системы предполагает наличие тормозящей, точнее, контролирующей, инспектирующей системы, но в оптимальном объеме и рамках, которые не мешают движению вперед.

«Застой не там, где стоят, а там, где не дают двигаться».

«…конфликты бывают там, где запрещены споры».

П. Таранов

Две новые научные парадигмы – синергетика и соционика – рассматривают порядок только как один из вариантов. Синергетика – наука о самоорганизации в сложных системах. Авторитарные и тоталитарные методы управления опираются только на рационально-планомерные сознательные усилия, не используя мощный резерв установления порядка – процессы самоорганизации и самоуправления. Согласно синергетике, упорядоченность возможна и через флуктуации – случайные отклонения. Признается конструктивная роль хаоса. В рамках синергетической парадигмы хаос – это толчок, движение к новому порядку, новому равновесному состоянию. Поэтому хаос не только разрушителен, но и созидателен. Хаос – средство усложнения организации, ее гармонизации.

Илья Пригожин получил Нобелевскую премию за изучение физико-химических процессов, которым свойственна внутренняя свобода и непредсказуемость развития в сторону усложнения. Он показал, что свобода в равной степени свойственна миру вещей и миру людей.

Порядок и дисциплина не являются абсолютной ценностью. Яркий пример: тоталитарные режимы. Рационально организованный тоталитарный режим в гитлеровской Германии, будучи планомерным и системно управляемым, оказался неразумным и бесчеловечным… В конечном итоге, он привел к разрушению мирового порядка – мировой войне. Не случайно Оруэлл изрек: «Нам угрожает не хаос, а порядок».

Развитие идет не только по прямой линии – линейное развитие. В обществе реально действует многоканальная и многофакторная детерминация, что приводит к умножению количества возможных последствий действий субъектов и непредсказуемости.

Соционика как наука о типах информационных систем и энергетической динамике отношений, также доказала, что порядок и планомерность эффективны лишь на 50%. Хаотичность, неупорядоченность, спонтанность соответствует природе второй группы социотипов – как индивидуальных, так и коллективных (интегральных). Для половины социотипов строгая дисциплина – зло, ибо она сковывает их творческую мысль. Более того, у спонтанных типов в стрессовой, экстремальной ситуации активизируется мышление, они проявляют находчивость и смекалку.

«Процесс перестройки – скорее строительство электростанции: надо сначала ее возвести, а затем ждать электроэнергию».

Из Литературной газеты 80-х гг.

Социоанализ описал два пути в развитии социума – эволюционный и инволюционный. В 1990-е гг. в РФ доминировала инволюция, скачкообразность, нестабильность, основные силы были брошены на достижение результата в ущерб отлаженному процессу. В первом десятилетии нового века возобладал эволюционный путь развития – замедленный, стабильный, отличающийся плавностью и постепенностью в развитии экономики и социума. Упор был сделан на отлаженный, бюрократизированный процесс в ущерб результату. Наша политическая элита в 2008 году оказалась не готова к новым вызовам, которые исходили от кризисных процессов. Сегодня востребованы реформаторские действия взрывного, скачкообразного характера, т. е. инволюционность, креативность, поисковость. В прогрессивно организованном социуме в такие периоды происходит естественная смена элитных групп, когда на первый план выходят новые лидеры, природный тип которых соответствует духу времен.

В 90-е гг. 20 века в России господствовало спонтанно-творческое, реформаторское начало. В начале 21 века установление жесткой властной вертикали, привело к снижению предприимчивости и инновационности российского социума, в котором дискомфортно, в первую очередь личностям спонтанного и инволюционного типов. Одностороннее применение методов жесткого контроля не приводит к стабильности и устойчивости социума, ибо в полной мере не задействованы ресурсы самоорганизации и самоуправления, а также скован творческий потенциал 50% граждан. Поэтому примитивное управление в развитых странах заменено на более сложное – с делегированием полномочий, с предоставлением субъектам свободы и самостоятельности в принятии решений. Следует также заметить, что русский национальный характер отличается спонтанностью, иррациональностью, инволюционностью.

Господствующие слои политической элиты мыслят категориями эпохи Просвещения (18 век) – они верят в полную управляемость, линейность и сознательность развития экономики и общества. На практике устойчивое линейное поступательное движение к цели – это начальный этап новой эпохи. Применительно к РФ, эпоха стабильности и порядка закончилась в 2008 г. И дело здесь отнюдь не в мировом финансовом кризисе. У нас кризис является в первую очередь социально-политическим, связанным с отсутствием гибкости в управлении, неучетом плюрализма ценностей, типов, культур, игнорированием интересов, потребностей и способностей, социальных субъектов. Система государственного управления не принимает во внимание второй полюс – спонтанности, непредсказуемости, неустойчивости. Вполне закономерно, что общество из стабильного перешло в переходное состояние. А в переходные эпохи методы ручного управления экономикой и другими сферами непригодны, здесь необходимо качественно новые инструменты. Эти инструменты наиболее эффективно могут применить представители определенных типов интеллекта, энергетика которых в большей мере соответствует реформаторскому этапу в развитии российского социума.