Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анатомия и физиология человека.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
9 Mб
Скачать

Возрастные особенности внд детей и подростков

Говоря о выраженности и взаимодействии основных нервных процессов – возбуждения и торможения – следует помнить, что возбудительный процесс (а тем более раздражительный) является эволюционно более старым и развивается уже в антенатальный и ранний постнатальный периоды. На базе этого процесса у новорожденного младенца формируются безусловные и первые простые условные рефлексы. Однако на момент новорожденности у младенца проявляются только простейшие безусловные рефлексы, которые еще весьма несовершенны и имеют генерализованный характер. Но уже в первый год жизни развивается наряду с условнорефлекторной функцией торможение условных рефлексов, которое совершенствуется в течение 2-го и 3-го года жизни, что способствует установлению определенного баланса между возбудительным и тормозным процессами. При этом в первые годы жизни оба процесса еще слабы и легко поддаются внешнему торможению (при слабости торможения внутреннего). В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) существенно возрастает сила и подвижность нервных процессов (особенно внутреннего торможения). Критерием возрастающей подвижности нервных процессов является факт достаточно легкой переделки стереотипов условных раздражителей (особенно в игре). Возрастает роль словесных сигналов и оказывается возможной переделка их значения в пределах второй сигнальной системы, а также и межсигнальных отношений. Было показано, что у детей 7–10 лет характеристики основных нервных процессов и их взаимодействия приближаются к таковым у взрослых людей. В переходном периоде нарушается баланс возбудительного и тормозного процессов при нарастании возбуждения и ослаблении всех видов внутреннего торможения и при нарушении подвижности процессов (приводящем часто к патологической подвижности либо к патологической инертности). К юношескому возрасту (и к взрослому состоянию) устанавливается определенный баланс в возбудительно-тормозных отношениях, детерминированный типологией человека, т.е. нейрохимическими процессами, обусловливающими корково-подкорковые взаимодействия и обеспечивающими весьма индивидуальный характер высшей нервной деятельности отдельного человека. Вариативность протекания нервных процессов сказывается и на вариабельности взаимодействия сигнальных систем у взрослого человека. При наступлении старости у человека отмечается ослабление и возбудительного, и особенно тормозного процессов, и их подвижности, что приводит к инертности процессов при общей их слабости, и в результате к ослаблению внимания, памяти и снижению эмоциональности.

Приложение 13

Функциональная асимметрия мозга

У млекопитающих различают две формы асимметрии: межполушарную, т.е. доминирование активности структур одного полушария, и функциональную – специализацию каждого полушария при выполнении отдельных функций.

Асимметрия может проявляться на анатомическом, сенсорном, моторном и когнитивном уровнях, а ее характер зависит от генетических особенностей, гормонального статуса, уровня развития организма и средовых влияний.

Асимметрия межполушарная. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности правого полушария в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или дpyгиx условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» – пространственно-образное – мышление является симультанным (одновременным) и синтетическим, поскольку создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой – затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

Делить людей на «левшей» и «правшей» не совсем правильно. Существует широкий диапазон людей от полных «левшей» или полных «правшей» до тех, кто одинаково свободно владеет обеими руками. Большинство из нас оказывается где-то посредине, при этом приблизительно 90 % людей оказывают более или менее явное предпочтение правой руке, а 10 % отдают предпочтение левой.

Количество лиц, предпочитающих левую руку при письме, вроде бы возрастает (примерно с 2 % в 1932 г. до 11 % в 1980-х годах). Главной причиной этого роста, вероятно, является то, что преподаватели и родители научились мириться с леворуким письмом и больше не принуждают детей пользоваться правой рукой. Эта относительно недавно сформировавшаяся терпимость – благоприятиое явление, потому что насильственное изменение руки может вызывать у ребенка серьезные проблемы – порой появляется заикание, они часто путают левую и правую стороны, с большим трудом учатся читать.

Исследуя вопрос о предпочтительном пользовании одной рукой, полезно иметь в виду, что это предпочтение – наиболее очевидный внешний признак того, как организован мозг человека. Есть и другие внешние признаки: главенство какого-то одного глаза (у каждого есть доминирующий глаз, используемый, например, при визировании по краю) и ноги (которой обыкновенно делают шаг, сходя с края тротуара, или начинают танец). Ключевым доводом в пользу того, что не следует принуждать ребенка использовать правую руку наперекор его предпочтению, является то, что организация мозга, вероятно, предопределена генетически и принудительная перемена противоречит этой естественной организации. Естественное предпочтение настолько сильно, что все предпринимавшиеся в прошлом усилия по переучиванию «левшей» часто заканчивались выработкой у них способности одинаково свободно владеть обеими руками: дети подчинялись давлению (а в былые времена даже наказанию) и приучались использовать правую руку для письма, продолжая пользоваться левой для всего прочего.

Вся современная система образования нацелена в основном на развитие формально-логического левополушарного мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности. Однако традиционный «левополушарный» характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. Если при обучении акцентируются механизмы левого полушария, то учащиеся могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний. Учителю необходимо учитывать, что учащиеся с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки.

Таблица 13.1