Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
YuP_shpory_obshie_bez_nomerov.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
1.33 Mб
Скачать

9. Понятие направленности личности

1. Направленность личности— ценностно-ориеитационная систе­ма личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устой­чивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности. Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношении личности к действительности, иерархизирует мотивационную систему личности.

Различаются следующие особенности направленности личности;

социальная значимость отношений личности, уровень их обще­ственно» ценности — нравственность ее повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности;

♦ разнообразие потребностей личности, шпрота ее интересов и оп­ределенность центральных стержневых интересов — целеустремленнотъ личности;

♦ степень устойчивости отношений — последовательность и прин­ципиальность личности, цельность личности,

2. Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность лич­ности. Ценность — это значимость для человека определенных явле­ний. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Социальная адаптация личности — это, прежде всего, ее приобще­ние к системе ценностей определенных социальных общностей. Сре­ди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхцениости. Свобода личности, сво­бода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. На­правленность личности -это ценностно-ориентационная категориза­ция ее сознания. Направленности личности определяет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактические цели, которые регу­лируют деятельность личности.

По если цель - основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей.

39. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.

Психология обвиняемого (подозреваемого). Основанием для привлечения лица к уголовной от­ветственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения. В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.

Для успешного осуществления предварительного след­ствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиня­емого и подозреваемого (иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях). Особенно важ­но знать этапные факторы формирования личности обви­няемого, существенные биографические данные. Необхо­димо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и ком­муникативные возможности, способы поведения в конф­ликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (по­дозреваемого) в значительной мере определяются его от­ношением к событию преступления и правосудию. Суще­ственное значение имеют социально-ценностные личност­ные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозре­ваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возник­нуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и спра­ведливого наказания, или с осознанием неизбежности суда.

Первая ведет к выработке соответствующей защитной тактики, форми­рованию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так на­зываемой "защитной доминанты". Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничто­жение вещественных доказательств, создание ложных до­казательств, влияние на свидетелей и пассивной — отказ от сотрудничества со следователем без использования ак­тивных средств противодействия. Защитные механизмы начинают формироваться уже при возникно­вении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный пре­ступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направ­ленность его психической деятельности, повышенную чув­ствительность ко всему тому, что охраняется сложивши­мися защитными позициями. Но в этом и основная сла­бость позиции обвиняемого. Возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воз­действий.

Психология обвиняе­мых (подозреваемых) определяется и теми общими ха­рактерологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений. Например, насиль­никиотличаются крайним эгоизмом при­митивно-анархическими устремлениями, эмоционально-нравственной асинтонностью, жестокостью и агрессивнос­тью. Возможные аффективные вспышки, ситуативные конфликты. Наряду с этим пони­женная критичность их поведения делает невозможным длительное, тактически продуманное противодействие следователю. Психические особен­ности: как бесстыдство, крайняя вульгарность, разнуздан­ная чувственность, аморальность.

"Случайные" убийцы, как правило, имеют неблагоприятные бытовые обстоятельства.

Лица, обвиняемые в корыстно-насильствен­ных преступлениях (грабежи и разбои), как правило, с крайней антисоциальной и антипра­вовой ориентацией. Для них характерны глубокая аморальность, пьянство. Наряду с этим они во многих случаях отличаются повышенным самоконтролем, способностью к устойчивому тактическому противодействию.

Насильственные типы преступников, как правило, склонны к обвинительной трактовке действий других лиц.

Преступники уходят от признания своей виновности, внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадек­ватностью. Формируя механизм психо­логической защиты преступники становятся мало­чувствительными к информации, противоречащей их лич­ностным установкам (механизм психологического вытесне­ния), изыскивают доводы для оправдания своего поведе­ния (механизм самооправдательной рационализации), все­возможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки. Не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих ка­честв, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Личность обвиняемых, как правило, противоречива — одни их оценки, оправдательные, направлены на себя, другие, обвинительные,— на окружающих лиц.

Психология потерпевшего. Психические состояния потерпевшего в значитель­ной мере могут определяться его "обвинительной доми­нантой", отрицательными эмоциями, связанными с поне­сенным ущербом.

Показания многих потерпевших перенасыщены оценоч­ными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения.

Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдви­ги в его отражательно-регуляционной сфере.

В конфликтных ситуациях сужается сознание потер­певшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаи­модействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потерпевшими вре­менных интервалов (иногда в 2—3 раза).

Грубые физические воздействия, являясь сверхсиль­ными раздражителями, вызывают нарушение психичес­кой деятельности. Возникает сложный устойчивый нервно-эмоциональный комплекс со сложными взаимодействиями чувства стыда, обиды, уни­жения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возмож­ной беременности и заражении венерическими заболевани­ями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние повы­шенного уровня тревожности и как следствие этого — де­стабилизация личной психической активности, нарушенность социальной адаптированности, адекватности поведения. Повторное обращение к аффектогенным обстоятель­ствам может вызвать напряженное психическое состоя­ние, непроизвольный уход от психотравмирующих обсто­ятельств.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в мно­гочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших может не­произвольно сформироваться механизм психической за­щиты от повторных психотравмирующих воздействий. Ин­тенсивные процессы торможения, их иррадиация могут значительно затруднить получение от потерпевшего нуж­ных для расследования сведений. Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформ­ным показаниям, согласию с предложениями следователя.

Психология свидетелей. Направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллекту­ального и нравственного развития.

При взаимодействии со следователем свидетель при­держивается определенной линии поведения, дает свои оценки сообщаемым фактам, о чем-то умалчивает, до­пускает недомолвки. Они могут быть обусловлены различ­ными побуждениями — боязнью мести, жалостью, стрем­лением избавиться от свидетельских обязанностей и др. Наряду с этим свидетельские показания сами по себе зат­руднены рядом психологических обстоятельств — фраг­ментарностью первоначального восприятия событий, мнемическими и речевыразительными трудностями.

Мнемическая помощь- содействие лицу по восстановлению в памяти забытого материала.

Билет 10.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]