Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pravovye_osnovy_operativno-rozysknoy_deyatelnos....doc
Скачиваний:
114
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
910.85 Кб
Скачать

10.1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве

Доказывание представляет собой процесс установления истины в уголовном процессе, ее познание и обоснование представлений о ее содержании.

Согласно ст. 73 и 85 УПК РФ сущностью доказывания является собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления следующих обстоятельств, или элементов, предмета доказывания: события преступления, виновности лица в его совершении, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, характера и размера вреда, причиненного преступлением, обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, либо которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

При этом источниками доказательств, или процессуальными источниками сведений, в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве служат любые сведения, на основании которых органы предварительного расследования и суд в порядке, определяемом УПК РФ, устанавливают обстоятельства дела. В этой связи согласно ст. 74 УПК в качестве доказательств допускаются показания свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, заключение и показание эксперта и специалиста, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

Основой понимания доказательств в уголовном процессе является философское учение об отражении как общем свойстве материи. Отражение – это способность любого предмета или явления изменяться при воздействии на него какого-либо другого предмета или явления. Отражение может проявляться в материальных предметах, которыми в уголовном процессе являются вещественные доказательства. Высшей формой отражения является психическое отражение, проявляющееся в мыслительной деятельности человека, когда он путем ощущений воспринимает в своем сознании те или иные события, запечатлевает их в своей памяти, а затем воспроизводит для конкретных целей, в нашем случае – в целях дачи показаний.

Тем самым, вещи и физические лица (их память, следы телесного воздействия) становятся носителями информации о фактах, которые интересуют органы следствия и суд. Задачей указанных органов является установление носителя информации, получение указанной информации с помощью процессуальных действий и закрепление добытых сведений в установленном законом порядке. В результате этой деятельности и возникает (а точнее – формируется) доказательство.

Следовательно, доказательство представляет собой единство сведений и процессуального источника. То есть содержанием доказательств являются сведения, информация, зафиксированная в установленном законом порядке. Иначе говоря, в доказательстве различают две стороны – содержание и форму. При этом содержанием в доказательстве являются заключенные в нем сведения, а формой, способом существования и выражения – источник доказательств. Например, содержанием устного доказательства, показаний обвиняемого будут сообщаемые им на допросе сведения о фактах, а формой – само сообщение, сделанное обвиняемым на допросе и записанное в протоколе. Соответственно, доказательственная информация (сведения) об определенных обстоятельствах может быть получена только из прямо указанных в законе источников.

Вместе с тем, с точки зрения теории познания оперативно-розыскной процесс подчиняется общим законам отражения и производства информации как продукта и результата, а также собственным законам, определяемым существом и особенностью оперативно-розыскной деятельности. Как пишет Р.С.Белкин, «в сущности, оперативная информация должна удовлетворять с точки зрения содержания тем же требованиям, что и информация доказательственная».

Однако, как известно, результаты оперативно-розыскной деятельности в перечне доказательств, предусмотренных ст. 74 УПК РФ, не названы. Это объясняется спецификой ОРД, ее негласным характером, отсутствием в ней целей доказывания, а также деятельностью должностных лиц оперативно-розыскных органов и лиц, им содействующих, в обязанности которых входит практически только собирание информации для выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, то есть функции в соответствии с задачами ОРД. Исходя из этого собранные оперативно-розыскным путем фактические данные сами по себе, без их получения и подтверждения в уголовно-процессуальном порядке, доказательствами не являются. Это означает, что в «голом» виде, то есть напрямую, непосредственно результаты ОРД в качестве доказательств в уголовный процесс представлены быть не могут, а требуют определенного правового урегулирования, или «обработки».

Правовой основой использования результатов оперативно-розыскной деятельности как правового института является совокупность норм, посвященных данному институту в УПК РФ и в ФЗ об ОРД. В соответствии с п. 36-1 ст. 5 УПК РФ результаты оперативно-розыскной деятельности – это сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. В унисон данному положению ст. 11 ФЗ об ОРД указывает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания или в суд, в производстве которых находится уголовное дело, и использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Данное положение статьи 11 ФЗ об ОРД конкретизируется в уголовном процессе – в единственной норме УПК РФ, посвященной использованию в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности – ст. 89, из которой следует, что в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Разъясняя указанные положения, Верховный суд РФ в своем Постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» указал, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанные «с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных Федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством» (п. 14). Из указанного Постановления следует, что результаты ОРМ могут быть приобщены к материалам уголовного дела, но силу доказательств приобретают только после их соответствующей проверки и оценки.

Тем самым, результаты оперативно-розыскной деятельности для использования их в качестве доказательств должны пройти три стадии доказывания – собирание, проверку и оценку. В соответствии с вышеуказанными положениями УПК РФ, ФЗ об ОРД и приведенным судебным комментарием результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в уголовный процесс на основании ст. 11 ФЗ об ОРД в соответствующем порядке. После чего данные результаты «принимаются» субъектами уголовного судопроизводства – прокурором следователем, органом дознания – на основании ст. 86 УПК РФ, регламентирующей собирание доказательств в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, т. е. приобщаются к материалам уголовного дела для дальнейшей проверки и оценки.

Далее в соответствии с общим порядком доказывания в уголовном процессе результаты оперативно-розыскной деятельности проверяются на основании ст. 87 УПК РФ путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих результаты ОРД. С целью проверки переданных органам следствия оперативных материалов могут быть допрошены оперативные работники и иные лица, участвовавшие в оперативно-розыскных мероприятиях, проведены очные ставки, экспертизы (фоноскопические, почерковедческие и др.), а также другие следственные действия с целью установления достоверности сведений, содержащихся в представленных результатах оперативной работы. Для проверки результатов оперативно-розыскной деятельности следователь может поручить проведение других ОРМ либо организовать производство комплекса следственно-оперативных действий, что может стать дополнительным доказательством достоверности результатов ОРД либо поставить их под обоснованное сомнение.

После завершения стадии проверки указанные результаты ОРД подлежат оценке в соответствии со ст. 88 УПК РФ с позиций критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Иными словами, к результатам ОРД применимы положения уголовного судопроизводства, в соответствии с которыми никакие доказательства (данные) не имеют заранее обусловленной силы, в связи с чем они подлежат проверке и оценке наравне с другими доказательствами по уголовному делу.

В правовом плане в качестве доказательств результаты оперативно-розыскной деятельности допускаются на основании п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ как «иные документы».