Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
fs_PDF.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
6.42 Mб
Скачать

12.5. Современный политико-правовой либерализм

Современный политико-правовой либерализм – достаточно обширное течение, объединяющее в себе разные представления о справедливости, праве и государстве.

12.5.1. Негативный либерализм Исайи Берлина

Один из основателей современной либеральной философии английский философ Исайя Берлин (1909–1997) –представитель негативного либерализма. И. Берлин родился в семье торговца лесом в Риге. Позже семья пере-

ехала в Петербург, где в 1917 г. он стал свидетелем революционных событий. Память об этих событиях, по-видимому, оказала влияние на его резко отрицательное отношение к марксизму и социализму. В 1921 г. семья эмигрировала в Великобританию. В 1935 г. И. Берлин закончил колледж при Оксфордском университете. Практически вся его дальнейшая жизнь была связана с этим университетом.

Берлин различал негативную и позитивную свободы. Утверждая негативный либерализм, философ отмечал, что человеческие цели – разные, и никто не может сделать выбор, который является правильным для всех людей. Берлин признает «безусловно ошибочной веру в принципиальную возможность единой формулы, позволяющей привести в гармонию все разнообразные цели людей» [15, 41]. Только негативная концепция свободы, согласно Берлину, совместима с плюрализмом. «Для меня плюрализм с его требованием определенной доли «негативной» свободы – более истинный и более человечный идеал, чем цели тех, кто пытается найти в великих авторитарных и подчиненных строгой дисциплине обществах идеал «позитивного» самоосуществления для классов, народов и всего человечества… Плюрализм более человечен, ибо не отнимает у людей (как это делают создатели систем) ради далекого и внутренне противоречивого идеала многое из того, что они считают абсолютно необходимым для своей жизни…» [15, 43] И. Берлин вслед за либеральной традицией Констана, Милля, Токвиля утверждает два взаимосвязанных негативных принципа свободы.

«Во-первых, абсолютными следует считать только права людей, власть же таковой не является, а потому, какая бы власть ни стояла над людьми, они имеют полное право отказаться вести себя недостойным человека образом. Во-вторых, должна существовать область, в границах которой люди неприкосновенны, причем эти границы устанавливаются не произвольным образом, а в соответствии с нормами, получившими… широкое и проверенное временем признание» [15, 37-38].

А «позитивная концепция свободы предполагает … свободу вести какой-то предписанный образ жизни, поэтому для сторонников «негативной» свободы она порой оказывается лишь лицемерной маской жестокой тирании» [15, 29]. Различие между негативными либералами и позитивными Берлин видит в том, что «первые хотят обуздать власть, вторые – получить ее в собственные руки» [15, 38], первые исходят из эмпиризма, а вторые – из метафизики. Берлин провозглашает: «Все есть то, что есть: свобода есть свобода; она не может быть равенством, честностью, справедливостью, культурой, человеческим счастьем или спокойной совестью» [15, 24].

12.5.2. Джон Ролз. Политический либерализм и справедливость

Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли.

Джон Ролз (1921–2002) – американский философ, один из самых цитируемых мыслителей современости. Ролз окончил Пристонский университет в 1943 г., служил в армии, в 1950 г. получил степень доктора фи-

лософии. С 1962 г. Ролз работал в Гарвардском университете. Он избирался президентом Американской ассоциации политических и социальных философов, президентом Восточного отделения Американской философской ассоциации. Его книга «Теория справедливости» (1971) считается парадигмальным выражением политического, неиндивидуалистического либерализма наших дней. Во второй крупной работе «Политический либерализм» (1993) Ролз предлагает решение проблемы защиты основных свобод в плюра-листическом обществе, основанное на концепции человека как существа политического homo politicus в противовес концепции человека как homo oeconomicus.

Главная концепция Ролза «справедливость как честность» продолжает либералистскую традицию Локка, Руссо и Канта и опирается на вечные идеалы свободы, равенства, братства. Под честностью Ролз понимает добровольное стремление к взаимовыгодной кооперации. Основной целью концепции справедливости как честности является организация хорошо организованного общества.

О хорошо организованном обществе. О справедливости

Хорошо организованное общество – «это такое общество, в котором каждый принимает принципы справедливости и знает, что Другие принимают те же самые принципы, а основные социальные институты удовлетворяют этим принципам, и всем известно, что они им удовлетворяют» [14, 397]. Хорошо организованное общество предназначается для блага своих членов и «эффективно управляется публичной концепцией справедливости» [14, 397].

Ролз провозглашает: «Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли [выд. Л.Г.]. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы. Каждая личность обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом» [14, 19-20].

Ролз предлагает следующие принципы справедливости.

Первый принцип. Принцип свободы. «Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей».

Второй принцип. Принцип справедливости. «Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших... и (b) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей» [14, 66].

Ролз утверждает приоритет принципа свободы. «Под приоритетом свободы я понимаю первенство принципа равной свободы над вторым принципом справедливости. Эти два принципа располагаются в лексическом порядке, и следовательно, требования свободы должны удовлетворяться в первую очередь. Пока это не достигнуто, другой принцип не вступает в действие» [14, 217]. «Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований» [14, 196]. Философ считает, что «свобода может быть ограничена только во имя самой свободы» [14, 218]. Свободы должны защищаться правлением закона. «Первый принцип равной свободы является первичным стандартом для конституционного собрания. Его главные требования – защита фундаментальных личных свобод, свободы совести и свободы мысли, а также и в том, чтобы политический процесс в целом был справедливой процедурой» [14, 180].

Принцип справедливости Ролза делится на две части, имеющие соответствующие названия: (1) принцип распределения ресурсов в пользу бедных, или принцип различия; (2) принцип равных возможностей.

Самые большие нарекания со стороны многих либералов вызывает принцип различия. В ответ на критику Ролз утверждает, что «…у нас есть естественные обязанности не быть жестокими, помогать другим» [14, 108]. Ролз высказывает предположение, что рациональный человек способен осознать идеи братства, вид лишений других у него не вызывает удовольствия, самоуважения. К тому же «разделение преимуществ должно быть таким, чтобы вызвать желание к сотрудничеству у каждого, включая тех, чье положение ниже» [14, 28-29]. Добровольное перераспределение ресурсов в пользу наименее преуспевших, по Ролзу, будет способствовать социальной кооперации, возникновению ощущения единства, сплоченности общества. Следует выделять ресурсы в образование, скажем, для того, чтобы улучшить положение наименее преуспевших и имеющих меньшие природные дарования. Примером соблюдения принципа различия является распространенная во многих странах практика прогрессивного налогообложения, когда те, кто больше зарабатывает, платят более высокие налоги.

Ролз отмечает, что принятие и соблюдение предложенных им принципов справедливости дает постоянный рост уверенности в себе, «надежное чувство своего собственного достоинства, которое служит основой человеческой любви» [14, 434].

Ролз считает, что «разумной и эффективной формой несогласия» в обществе, в значительной степени регулируемом чувством справедливости, является гражданское неповиновение.

«Прибегая к гражданскому неповиновению, индивид, таким образом, намеревается обратиться к чувству справедливости большинства и честно уведомить его о том, что, по его искреннему и обдуманному мнению, условия свободной кооперации нарушаются. Мы апеллируем к другим людям с просьбой пересмотреть свои убеждения, поставить себя на наше место и признать, что они не могут ожидать от нас бесконечной готовности соглашаться на условия, которые они нам навязывают» [14, 335].

Хорошо организованное общество должно быть построено без насилия, согласно договоренностям. Изначальный договор необходим, чтобы в дальнейшем при распределении благ не было насилия. Рациональные и свободные индивиды, преследующие свои интересы, объединяясь, должны принять фундаментальное соглашение относительно основных принципов справедливости, из которых могут быть дедуцированы остальные соглашения. Концепция справедливость как честность предлагает участникам предстоящего договора поместиться в ситуацию неведения относительно того, в каком месте, в какой семье, с какими способностями и с каким здоровьем мог бы родиться этот участник договора. Рациональные индивиды, полагает Ролз, в ситуации такого неведения должны признать предлагаемые им принципы справедливости и строить на их основе хорошо организованное общество.

О принципе нейтральности государства. Право и благо

Ролз считает, что политический либерализм должен опираться на принцип нейтральности в процедурном и целевом отношении. Он приветствует также такие нейтральные ценности, как непредвзятость, последовательность в применении общих принципов ко всем более или менее сходным случаям, предоставление равных возможностей противоборствующим сторонам при изложении их позиций. Эти ценности определяют справедливые процедуры для решения конфликтов между противоположными требованиями.

В то же время либеральная концепция Ролза позволяет государству не быть нейтральным в этическом отношении. Она не запрещает государству «утверждать превосходство определенных форм человеческого характера и поощрять определенные нравственные добродетели». Таким образом, «право и благо дополняют друг друга: политическая концепция должна опираться на разнообразные идеи блага» [15, 78]. Здесь необходимо подчеркнуть утверждение Ролзом разнообразия идей блага. «Государство должно предоставлять равные возможности гражданам для претворения в жизнь любого допустимого представления о благе» [15, 90]. Идеи блага в политических концепциях должны удовлетворять следующим условиям: « (1) этих идей придерживаются или могут придерживаться только свободные и равноправные граждане; (2) эти идеи не предполагают никакой конкретной (в полной мере или частично) всеобъемлющей доктрины» [15, 78]. Таким образом, Ролз предписывает государству быть нейтральным в определении блага и не навязывать никаких представлений о благе.

О необходимости развития политических добродетелей

Ролз призывает к развитию политических добродетелей и склонности участвовать в общественной жизни.

«Если широкие слои энергичных и образованных людей не будут участвовать в демократическом процессе, если они всецело посвятят себя заботам частной жизни, они неизбежно окажутся в руках тех, кто стремится к господству, кто ради власти и военной славы, ради корыстных классовых и экономических интересов, а тем более из религиозного и националистического фанатизма, готов использовать государственный аппарат для навязывания своей воли» [15, 102-103].

Ролз призывал к определенным политическим добродетелям добродетелям справедливого социального сотрудничества – таким, как вежливость и терпимость, благоразумие и чувство справедливости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]