Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
fs_PDF.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
6.42 Mб
Скачать

12.2. Интервенционизм Джона Кейнса

Интервенционизм – это политика и концепция ограниченной, регулируемой государством капиталистической экономики.

Интервенционистская концепция капитализма провозглашена Джоном Мейнардом Кейнсом (1883–1946) – одним из ведущих английских экономистов первой половины ХХ в., основателем кейнсианского направле-

ния в экономической теории. Кейнс – не только ученый, но и сотрудник правительственных финансовых учреждениях Англии, успешный инвестор, игрок на бирже, член правления нескольких финансовых кампаний. В 1936 г. ученый публикует свой основной труд – «Общую теорию занятости, процента и денег».

В 1920–1930-х гг. Кейнс заявил о необходимости отказа от радикального (laissez faire) либерализма и призвал государство активно участвовать в экономической жизни общества, проводить продуманную кредитную и валютную политику, реализовать политику социальной поддержки приемлемого жизненного уровня населения, обеспечить полную (или приблизительно полную) занятость населения. Государство может регулировать экономику посредством психологического стимулирования потребительского спроса индивидов, финансовой политики, включающей в себя кредитования под небольшие проценты. Рекомендуемые меры должны обеспечить рост производства и занятости населения. Но вмешательство государства не должно ниспровергнуть право частной собственности. Кейнс отмечает, что частная собственность – необходимая для общества основа децентрализации власти и личного интереса.

В 1950–1960-е гг. и в первой половине 1970-х гг. концепция Кейнса помогла правительствам западных стран обеспечить довольно высокие темпы развития экономики, подъем общего благосостояния. Интервенционизм стал господствующей политэкономической теорией и политикой ХХ в. в западном мире, а капитализм от своей частнособственнической формы перешел к государственно регулируемому капитализму.

12.3. Экономический либерализм

      1. 12.3.1. Австрийская школа экономики

Основателем австрийской школы политической экономии считается Карл Менгер (1840–1921), утверждавший, что основным принципом построения экономической концепции должен быть индивидуализм. Расцвет австрийской школы экономики пришелся на более позднее время, когда в западном мире господствовали неиндивидуалистские: социалистические и этатистские настроения. Рузвельт провозгласил «Новый курс»80 в США; сформировавшаяся в Великобритании и подхваченная в ряде стран доктрина Кейнса приобретала все больше адептов; в пользу государственного регулирования экономики говорили шумно рекламируемые успехи первых пятилеток в СССР. В этих условиях было непросто утверждать идеи, противоположные этатизму.

Основная идея австрийской школы – математическое моделирование в экономике крайне неэффективно из-за сложности человеческого поведения и постоянного изменения рыночной ситуации. Поэтому главным принципом экономической политики должен быть принцип свободной экономики (laissez-faire), экономический либерализм.

Наиболее ярко связь экономики и политики со свободой представлена в работах Л. фон Мизеса, Ф.А. фон Хайека.

Людвиг фон Мизес (1881–1972) – сторонник концепции радикального либерализма в экономике, т.е. недопустимости вмешательства государства в деятельность экономических институтов. Мизес – профессор Венского уни-

верситета. В 1940 г. эмигрировал в США.

На русском языке опубликованы следующие книги: «Бюрократия» (1944), «Запланированный хаос» (1952), «Антикапиталистическая ментальность» (1952).

О либерализме. Мизес признает, что либерализм выражает интересы всех, а не избранных. «Безусловно ошибочным» распространенное предубеждение, что либерализм «ставит интересы части общества – имущих классов, капиталистов и предпринимателей – выше интересов других классов». «Либерализм всегда исходил из блага для всех людей, а не для какой-либо особой группы. Именно это пытались выразить английские утилитаристы – хотя, по правде говоря, не совсем точно – в известной формуле: «Величайшее счастье для величайшего числа»». Мизес считает, что либерализм основывается на здравом смысле: «Для каждого человека успех в достижении собственных целей возможен только в обществе, благоприятствующем их осуществлению».

Критика этатизма

Мизес утверждал, что социализм как экономическая система обречена на крах в силу чисто бюрократического способа организации социального устройства, когда «правительство, а не потребитель направляет производство», когда «весь народ преобразуется в единую трудовую армию, служба в которой обязательна». Социализм основан на контроле производства и потребления, на контроле всех цен, доходов и процентных ставок, на приказах, командах, угрозах. Мизес критиковал и интервенционизм, полагая его безусловно вредным для общества, порождающим нестабильность, нарушающим естественный ход развития и ведущим к социализму. Мизес отмечал, что этатисты «ожидают всего от предприимчивости властей и почти ничего не ждут от инициативы граждан».

Мизес отмечал неэффективность и даже вред такой распространенной меры государственного регулирования экономики, как установление фиксированного минимума заработной платы. Эта мера бесполезна, если минимум соответствует рыночному уровню; а если минимальная заработная плата будет выше той, что определил бы свободный рынок, то это приведет к росту безработицы. Фиксирование цен социально значимых продуктов, например молока, по мнению Мизеса, приведет к необходимости фиксирования цен тех факторов производства, которые необходимы для производства молока, а также к исчезновению из рынка слабейших производителей, а значит, к снижению объемов производства молока и других товаров.

Преимущества капитализма. Мизес отмечал значительные успехи свободной капиталистической экономики: усовершенствование методов производства, расширение объемов производства дешевого и качественного товара, улучшение качества жизни в капиталистических странах.

О свободе

«Единственное, что дает гражданину всю полноту свободы, которая только совместима с жизнью в обществе, – это рыночная экономика. Никакие конституции и билли о правах сами по себе не создают свободы. Они лишь защищают от посягательств полицейской власти ту свободу, которую дает индивидууму экономическая система, основанная на конкуренции».

«Единственной разумной экономической политикой для современного индустриального общества может быть только либерализм, предоставление полной свободы выступающим на рынке товаропроизводителям».

Абсолютными основами цивилизации являются, по Мизесу, разделение труда, частная собственность и свободный обмен.

Фридрих Август фон Хайек (1899–1992) – лауреат Нобелевской премии по экономике, классик экономико-политической литературы ХХ века. Хайек окончил Венский университет, получил степени доктор права (1921),

доктор юридических наук (1923). В 1927 г. он совместно с Л. фон Мизесом становится основателем Австрийского института экономических исследований. В 1931 г. по приглашению работает в Лондонской школе экономики. Здесь он становится главным оппонентом Дж. М. Кейнса. В 1949 г. Хайек переезжает в США, а в 1970-х гг. возвращается в Австрию. Основные работы: «Дорога к рабству» (1944), «Основной закон свободы» (1960), «Право, законодательство и свобода» (1973–1979), «Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988). Вслед за Л. фон Мизесом Хайек утверждал, что социализм и интервенционализм есть не что иное, как «дорога к рабству», централизованная экономика несостоятельна, прежде всего, экономически.

О недостатках плановой экономики

– Централизованное планирование в экономике в целом отрицательно сказывается на ее разнообразии [32, 10, 141], а без разнообразия, как мы знаем из экологии, система неустойчива.

– Планирование не учитывает быстрое изменение обстоятельств.

– При централизованном планировании невозможно учитывать склонности индивидов, но «никто не может знать лучше, чем сам человек, что он действительно хочет».

– Конкретный человек более чем когда-либо будет выступать как средство, используемое властями для служения таким отвлеченным целям, как «всеобщее благо» или «общественное благосостояние» [32, 11, 136].

– Без «системы свободной конкуренции, основанной на свободном владении частной собственностью» [32, 10, 151], рождаются привилегии, возникает неравенство и исчезает демократия [32, 11, 124].

Из всего этого Хайек делает вывод, что наиболее целесообразным и демократичным экономическим механизмом является не план, а рынок. Для господства рынка необходимо установить верховенство права и самоограничение государства.

О свободе. «Свобода должна быть признана основным принципом, регулирующим законодательство», но во время чрезвычайной ситуации этот принцип может быть нарушен.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]