Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
history.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
767.49 Кб
Скачать

Тема 6. Друга світова війна. Велика вітчизняна війна /1939-1945/.

2. Радянсько-німецькі договори 1939 року,їх суть і сучасні оцінки.

Предгрозовое лето 1939 года... В Москве понимали:только создание англо-франко-советского оборонитель­ного союза может перекрыть пути Гитлеру, сорвать его агрессивные планы. Казалось бы, это поняли и в Лондо­не, и в Париже. Во всяком случае, советское предложе­ние начать тройственные переговоры было принято. Переговоры начались. Но инерция оказалась сильнее здравого смысла. Западные страны договариваясь с СССР, думали о союзе с Германией против СССР. 3 августа 1939 г. полпред СССР во Франции Я. 3 Суриц телеграфировал в НКИД СССР "...Здесь и в Лондоне далеко еще не оставлены надежды договориться с Берли­ном и ... на соглашение с СССР смотрят не как на средство "сломать Германию", а как на средство добиться лишь лучших позиций при будущих переговорах с Герма­нией".

Именно поэтому переговоры зашли в тупик. Перед Советским Союзом встал жесткий выбор: или остаться в ' опасной изоляции, или заключить договор о ненападе­нии с немцами, — так стоял вопрос. И Сталин выбрал второй вариант.

12 августа 1939 г. германское правительство было извещено о том, что СССР готов обсудить с Германией характер' новых отношений. Это заявление было ответом на германское предложение, сделанное еще в начале августа министром иностранных дел Германии Риббен­тропом.

А до этого дня события развивались следующим образом. В начале августа германское правительство приняло решение "раскрыть карты". Высокопоставленный чиновник МИД Германии сообщил послу Германии рассматривается как чрезвычайно срочная и ею занимаются не только Риббентроп, но и Гитлер.

2 августа советский полпред в Берлине Астахов был приглашен к Риббентропу, который изложил свои взгляды на развитие советско-германских отношений. "Мы считаем, — сказал министр, — что противоречий между нашими странами лет на протяжении всего пространства от Черного моря до Балтийского. По этим вопросам можно договориться; если советское правитель­ство разделяет предпосылки, то можно обменяться мнениями более конкретного порядка".

Значение этого шага немцы подчеркнули тем, что на следующий день, 3 августа, по срочному указанию из Берлина Ф. Шуленбург посетил В. Молотова — нового наркома иностранных дел, сменившего на этом посту М. Литвинова. Повторив основное высказывание Риббентропа, посол продолжал: "Германия намерена ува­жать интересы СССР в Балтийских странах. Жизненным интересам СССР в Прибалтийских странах Германия не будет мешать. Что касается германской I в Москве Щуленбургу 2 августа, что' в "политическом аспекте русская проблема позиции в отно­шении Польши, то Германия не намерена предприни­мать что-либо противоречащее интересам СССР".

Первый шаг к разделу сфер влияния в Европе был сделан. Оценивая суть немецких зондажей, Астахов 8 августа докладывал, что ."немцы считают мыслимым пойти на известную договоренность ... чтобы этой ценой нейтрализовать нас в случае своей войны с Польшей". 11 августа Молотов ответил, что разговоры с немцами "требуют подготовки и некоторых переходных ступеней от торгово-кредитного соглашения к другим вопросам, Вести переговоры предпочитаем в Москве".

После заявления советского правительства о готов­ности вести переговоры 12 августа, переговоры начались 15 августа 1939 г., где Шуленбург зачитал Молотову, поду­ченную из Берлина инструкцию. Снова посетив Молото­ва 16 августа, Шуленбург зачитал очередную инструкцию, гласившую, что "Германия готова заключил» с СССР пакт о ненападении. Явившись к Молотову в Очередной раз 19 августа Шуленбург констатировал, что существует опасность конфликта между Германией и Польшей. "Положение настолько обострилось, — продолжал посол, — что достаточно небольшого инцидента, ,чтобы возникли

серьезные последствия. Риббентороп думает, что еще до возникновения конфликта необходимо выяснить взаи­моотношения между СССР г Германией, так как. во время конфликта это сделать будет трудно".

Тем временем в Германии завершалась подготовка к нападению на Польшу. До начала войны оставалось 10 дней. В это время в Москве англо-франко-совстские Переговоры зашли в политический тупик. Польша катего­рически отказывалась дать разрешение на пропуск совет­ских войск через свою территорию, а Англия и Фракция не могли оказать на нее необходимого воздействия. В этой обстановке советское руководство дало согласие на приезд Риббентропа в Москву 26—27 августа. В ночь с 19 на 20 августа в Берлине было подписано уже упоминавшееся советско-германское кредитное соглашение, о чем сообщала печать. Однако Гитлер торопился. 20 августа он обратил­ся к Сталину с личным посланием, настаивая на приезде Риббентропа в Москву 22-го или, самое позднее» 23 авгус­та» на что было дано согласие. Переговоры с Риббентропом 23—-24 августа вели Сталин и Молотов.

В договоре о ненападении, подписанном 23 августа, предусматривалось, что СССР и Германия обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессив­ного действия в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими странами. Договор был заключен сроком на 10 лет.

Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.

23 августа 1939 года.

"Правительство СССР и Правительство Германии, руководимые желанием укреплять дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивно­го действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет, ни в какой форме поддерживать эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся .Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультаций, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой Стороны. ' Статья 5. В случае возникновения конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода обе стороны будут разре­шать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в; нужных случаях путем создания комиссий по урегулиро­ванию конфликта.

Статья 6.Настоящий договор заключен сроком на : десять лет с тем, что, поскольку одна из Договариваю­щихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считатъсяавтомати-чески продленным на следующие пять лет.

Статья 7. Настоящий договор подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. " Договор вступает в силу немедленно после его подписания. Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках, в Москве.

Однако у договора был секретный дополнительный протокол, в котором речь шла о судьбе Польского госу­дарства, а фактически о сферах влияния СССР и гитле­ровской Германии в Европе. НечиегепякУЮая .политическая игра, в которой каждая из трех сторон пыталась добыть безопасность за счет других, привела к тому, что проиграли народы всех стран.

Секретный Дополнительный Протокол.

"При подписании договора о ненападении Между Германией и Союзом СоветскихСоциалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные Обеих

Сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе.

Это обсуждение привело к нижеследующему резуль­тату

1. В случае территориально-полшического пере­устройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), север­ная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.

2. В случае территориально-политического пере­устройства областей, входящих в состав Польского госу­дарства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Висла и Сан. Вопрос, является ли в обоюдных интересах жела­тельным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Прави­тельства будут решать этот вопрос в порядке дружествен­ного обоюдного согласия.

3. Касательно юго-востока Европы с советской сторо­ны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С Германской стороны заявляется о ее полной политичес­кой незаинтересованности в этих областях.

4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторона­ми в строгом секрете.

Подлинники протокола не обнаружены ни в совет­ских, ни в зарубежных архивах. Однако многочисленные экспертизы копий, сравнительный анализ документов подтверждают факт его подписания и существования. Этот факт подтверждает документ высшего органа власти СССР —'Постановление Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик от 24 де­кабря 1989 г. "О политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении от 1939 г.". Весной 1945 г. поступило указание уничтожить архи­вы. Этим в частности занимался советник и переводчик канцелярии министра Карл -фон Лёш. На свой страх и риск он не стал уничтожать микрофильмы, а положил катушки с ними в жестяную коробку, обмотал ее Промас­ленной тряпкой и зарыл в парке замка Шёнберг под Мюльхаузеном.

апреля берлинская группировка была рассечена на три части, 30 апреля пал рейхстаг, а 1 мая началась массовая капитуляция гарнизона. Днем 2 мая борьба за Берлин закончилась палкой победой советских войск.

Штурм Берлина и его падение означали конец фашистского рейха. На Западе капитуляция вскоре приняла массовый характер. Но на Восточном фронте немецко-фашистские войска продолжали, где могли, ожесточенное сопротивление. Цель созданного после самоубийства Гитлера (30 апреля) правительства Денница состояла в том, чтобы, не прекращая борьбы против Красной Армии, заключить соглашение о "частичной капитуляции" с США и Великобританией.

Наиболее сильной группировке войск — группам армий "Центр" и "Австрия" — Денниц приказал не прекращать военных действий в Чехословакии и однов­ременно отводить к востоку "все, что только возможно". Возглавивший эту группировку фельдмаршал Ф. Шернер получил от главного командования приказ "как можно дольше продолжать борьбу против советских войск". Для ликвидации группировки Шернера и помощи народному восстанию в Праге советское Верховное главнокомандование организовало наступление 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов. Разгромом войск Шернера и осво­бождением Праги (9 мая) частями Красной Армии совместно с чехословацкими соединениями при участии польской и румынской армий и чехословацких партизан завершилась Пражская операция 1945 г. — последняя операций в Европе во Второй мировой войне.

7 мая генерал А. Йодль от имени германского коман­дования подписал в ставке Эйзенхауэра в Реймсе условия безоговорочной капитуляции, которая вступала в силу 9 мая в 00 ч. 01 мин. Советское правительство выразило категорический протест против этого одностороннего акта, поэтому союзники согласились считать его предва­рительным протоколом капитуляции. Было решено провести подписание акта о безоговорочной капитуляции в Берлине при участии СССР, Юяорый вынес на своих плечах главную тяжесть войны. В полночь 8 мая в предместье Берлина Карлсхорсте, занятом советскими войсками, представители германского верховного коман­дования во главе с В. Кейтелем подписали акт о безого­ворочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии; безоговорочная капитуляция была принята по поручению советского правительства Маршалом Совет­ского Союза Г. К. Жуковым совместно с представителя­ми США, Великобритании, Франции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]