Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лонерган Б. Метод в теологии (с. 201-399).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.2 Mб
Скачать

8. Наука и ученость

Я хочу предложить конвенцию. Закрепим термин «наука» [science] за тем знанием, которое содержится в принципах и законах и под­лежит либо универсальной верификации, либо пересмотру. Термин «Ученость» [scholarship] пусть обозначает то знание, которое на осно-

Ibid., p. 272.

257

ве здравого смысла постигает присущие здравому смыслу мышление, речь, действие, имевшие место в отдаленных местах и / или в отда­ленные времена. Филологи, лингвисты, экзегеты, историки пусть в общем и целом именуются не учеными, а эрудитами, знатоками [scholars]. Нужно понимать, однако, что человек может быть одно­временно ученым и знатоком. Он может прилагать современную науку к пониманию древней истории, а может обращаться к истори­ческому знанию ради обогащения современной научной теории.

10

ДИАЛЕКТИКА

Диалектика, четвертая из наших специализаций, имеет дело с кон­фликтами. Конфликты могут быть открытыми или скрытыми. Они могут корениться в религиозных источниках, религиозных тради­циях, высказываниях авторитетов, сочинениях теологов. Их пред­метом могут быть противоположно ориентированные разыскания, противоположные интерпретации, противоположные истории, сти­ли оценки, горизонты, доктрины, системы и политики.

Не всякая противоположность диалектична. Одни различия устраняются с обнаружением новых данных; другие, которые мы на­зываем различиями перспективы, просто свидетельствуют о слож­ности исторической реальности. Но за ними стоят фундаментальные конфликты, вырастающие из явной и подразумеваемой теории по­знания, этической позиции, религиозных воззрений. Эти конфлик­ты глубоко затрагивают ментальность индивида и преодолеваются только через интеллектуальное, моральное, религиозное обращение. Функции диалектики — высветить такие конфликты и предоставить технические средства, которые позволят объективировать субъек­тивные различия и способствуют обращению.

1. Горизонты

Слово «горизонт» буквально означает окружность, линию, на которой зрительно соприкасаются земля и небо. Эта линия ограни­чивает поле нашего зрения. Когда мы движемся относительно нее, горизонт отступает спереди и замыкается сзади. Так что для разных точек зрения имеются разные горизонты. Более того, для каждой но-

259

МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

вой точки зрения и нового горизонта совокупность видимых объек­тов распределяется по-разному. Объекты, которые нельзя увидеть —. во всяком случае, в данный момент, — лежат за пределами горизонта. Внутри горизонта лежат объекты, которые в данный момент види­мы.

Наше поле зрения, а также видимая цель нашего познания и сфе­ра наших интересов взаимосвязаны. Подобно тому, как поле зрения варьируется в зависимости от точки зрения, так видимая цель позна­ния и сфера наших интересов варьируются в зависимости от эпохи, в которую мы живем, от нашего социального происхождения и окру­жения, образования и личностного развития. Отсюда происходит метафорический или, пожалуй, аналогический смысл слова «гори­зонт». В этом смысле лежащее за пределами нашего горизонта есть просто то, что лежит вне сферы нашего познания и наших интересов: то, чего мы не знаем и о чем не заботимся. Но то, что лежит внутри нашего горизонта, в той или иной мере — большей или меньшей — является предметом интереса и познания.

Различия в горизонте могут быть взаимодополнительными, ге­нетическими или диалектическими. Рабочие, мастера, контролеры, техники, инженеры, менеджеры, врачи, адвокаты, преподаватели имеют разные интересы. В некотором смысле они живут в разных мирах. Каждый из них прекрасно знает свой собственный мир, но каждый знает и о других мирах, и каждый признает необходимость других миров. Таким образом, их горизонты в своей множественно­сти до какой-то степени включают друг друга, более того, дополняют друг друга. Порознь они не самодостаточны, а вместе представляют мотивации и знания, необходимые для функционирования совмест­ного мира. Такие горизонты взаимодополнительны.

Далее, горизонты могут различаться генетически, соотносясь друг с другом как последовательные стадии некоторого процесса развития. Каждая последующая стадия предполагает предыдущие, отчасти включая их в себя, а отчасти трансформируя их. Именно по-тому, что стадии делятся на предыдущие и последующие, нет двух одновременных стадий. Они представляют собою части не единого совместного мира, а единой биографии или единой истории.

Далее, горизонты могут противостоять друг другу диалектически. То, что интеллигибельно в одном горизонте, в другом оказывается

ДИАЛЕКТИКА

неинтеллигибельным. Что для одного истинно, для другого ложно. Что для одного хорошо, для другого плохо. Каждый может осозна­вать существование другого и, стало быть, некоторым образом вклю­чать его в себя. Но такое включение означает также отрицание и от­вержение, ибо наличие другого горизонта объясняется — по крайней мере, отчасти — всеядностью мышления, приверженностью мифам, неведением или заблуждением, слепотой или иллюзией, отсталостью или незрелостью, неверностью, злой волей, отречением от Божьей благодати. Подобное отвержение другого может быть страстным, и тогда призыв к открытости и терпимости способен привести челове­ка в ярость. Но отвержение может быть также твердым и холодным, как лед, без намека на страсть или хоть на какое-нибудь чувство, за исключением, быть может, легкой улыбки. Астрология и геноцид равно переходят границы допустимого, но первая вызывает насмеш­ку, второй же — проклятия.

Наконец, горизонты представляют собой структурированные ре­зультирующие прошлых достижений, а также условия и в то же время ограничения дальнейшего развития. Они структурированы, ибо лю­бое знание — не просто добавление к прежнему знанию, а, скорее, органическое вырастание из него. Таким образом, все наши наме­рения, утверждения, деяния помещены в контекст. К этим контек­стам мы обращаемся, когда прикидываем резоны для наших целей, когда проясняем, расширяем, уточняем наши утверждения или ког­да объясняем наши поступки. В эти контексты должен вписываться каждый новый элемент знания и каждый новый фактор в наших по­зициях. Что не будет вписано, то не будет замечено, а если и будет за­мечено, то покажется иррелевантным или неважным. Следовательно, горизонты определяют диапазон наших интересов и знаний, служат плодотворным источником дальнейшего познания и заботы. Но они также представляют собой пределы, которыми ограничивается наша возможность усвоить более того, чего мы уже достигли.