Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лонерган Б. Метод в теологии (с. 201-399).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.2 Mб
Скачать

4. Христианская церковь и ее современная ситуация

Христианская Церковь — это сообщество, возникающее из внеш­ней коммуникации христианского провозвестия и внутреннего дара любви Божьей. Так как благодать подает сам Бог, практическая тео­логия имеет дело с действенной коммуникацией христианского про­возвестия.

Провозвестие возвещает, во что христиане должны верить, чем они должны стать, что они должны делать. Следовательно, его смысл — когнитивный, конститутивный, производящий. Он когни­тивен, поскольку провозвестие говорит нам, во что надлежит верить. Он конститутивен, поскольку кристаллизует скрытый внутренний дар любви в явное христианское содружество. Он производящий, по­скольку направляет христианское служение на человеческое обще­ство ради созидания царства Божьего.

388

389

МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

Сообщать христианское провозвестие означает вести другого к тому, чтобы он разделил твой когнитивный, конститутивный, произ­водящий смысл. Поэтому те, кто будет сообщать когнитивный смысл провозвестия, прежде всего должны его знать. К их услугам — семь предыдущих функциональных специализаций. Далее, те, кто будет сообщать конститутивный смысл христианского провозвестия, пре­жде всего должны жить им. Ибо если ты не живешь христианским провозвестием, то не обладаешь его конститутивным смыслом; но нельзя разделить с другими того, чем не обладаешь сам. Наконец, те, кто будет сообщать производящий смысл христианского провозве­стия, должны практиковать его. Ибо дела говорят громче слов, тогда как проповедь, не переходящая в дела, подобна меди звенящей или кимвалу звучащему [ср. 1 Кор 13, 1].

Христианское провозвестие должно сообщаться всем народам. Это сообщение предварительно требует от проповедников и учи­телей расширить свои горизонты, чтобы включить в них точное и глубокое понимание культуры и языка народа, к которому они обра­щаются. Они должны отдавать себе отчет в потенциальных ресурсах этой культуры и этого языка и творчески использовать эти потенци­альные ресурсы, чтобы христианское провозвестие стало не разру­шительным фактором для культуры, не чужеродной заплатой на ней, а линией развития внутри культуры.

Здесь пролегает базовое различие между проповедью Евангелия как таковой и проповедью Евангелия, как оно развивалось в твоей собственной культуре. В той мере, в какой Евангелие проповеду­ют, как оно развивалось в собственной культуре проповедника, он проповедует не только Евангелие, но и свою собственную культуру. В той мере, в какой он проповедует свою собственную культуру, он требует от других не только принять Евангелие, но и отречься от сво­ей культуры, чтобы принять его собственную культуру.

Классицист посчитал бы для себя вполне законным навязывать свою культуру другим: ведь он понимает культуру нормативно, а за норму принимает свою собственную культуру. Соответственно, для него проповедовать Евангелие вместе со своей культурой означает сообщать двойное благо: истинную религию и истинную культуру. Плюралист, напротив, признаёт множественность культурных тра-

КОММУНИКАЦИИ

диций. В любой традиции он усматривает возможность расходящих­ся дифференциаций сознания. Но он не считает своей задачей ни способствовать дифференциации сознания, ни требовать от людей отречения от их собственной культуры. Он предпочел бы продви­гаться внутри их культуры в поисках путей и средств, которые сдела­ли бы ее орудием сообщения христианского провозвестия.

Через коммуникацию учреждается сообщество, и наоборот: сооб­щество учреждает и совершенствует себя через коммуникацию. Соот­ветственно, христианская Церковь есть процесс самоконституирова-ния, Selbstvollzug. Хотя слово «общество» в ней все еще употребляется в средневековом смысле, так что Церковь может быть названа обще­ством, однако современный смысл этого термина, порожденный эм­пирическими социальными исследованиями, побуждает говорить о Церкви как о процессе самоконституирования, которое совершается в универсальном человеческом обществе. Существо этого процесса составляет христианское провозвестие в соединении с внутренним даром любви Божьей, порождающее, как свои следствия, христиан­ское свидетельство, христианское содружество и христианское слу­жение человечеству.

Далее, Церковь есть структурированный процесс. Как человече­ское общество, она готовит персонал, распределяет роли и назначает задачи. Она развивает уже понятые и принятые способы кооперации. Она способствует благоустроению, в котором регулярно, достаточно и действенно удовлетворяются нужды христиан. Она содействует ду­ховному и культурному развитию своих членов, побуждает их к пре­ображению их личных и групповых отношений христианской любо­вью. Она сосредоточивает в себе высшие смыслы, проистекающие из их жизней.

Церковь есть длящийся процесс. Она существует не для себя, но для человечества. Ее цель — осуществить царство Божье не только в своей собственной организации, но во всецелом человеческом обще­стве, и не только в посмертной, но и в земной жизни.

Церковь есть искупительный процесс. Христианское провозве­стие, воплощенное в бичуемом и распятом, умершем и воскресшем Христе, говорит не только о любви Бога, но и о грехе человека. Грех — это отчуждение от подлинного бытия человека, то есть от самотранс -

391

НИШшв»

МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

цендирования, причем грех оправдывает себя посредством идеоло­гии. Если отчуждение и идеология разрушительны для сообщества, то жертвенная любовь, то есть христианское милосердие, примиряет отчужденного человека с его истинным бытием и возмещает ущерб, нанесенный отчуждением и усугубленный идеологией.

Этот искупительный процесс должен осуществляться в Церкви и во всем человеческом обществе. Он затрагивает Церковь как це­лое и, равным образом, каждую из ее частей. В каждом случае нужно отбирать цели и определять приоритеты. Нужно анализировать ре­сурсы, и, если их недостаточно, планировать их увеличение. Нужно исследовать условия, которые позволяют задействовать ресурсы для достижения целей. Нужно планировать оптимальное использование ресурсов при наличных условиях, чтобы достигнуть целей. Наконец, нужно координировать между собой различные планы в различных областях и в Церкви в целом.

Благодаря всему этому христианская Церковь способна стать не просто процессом самоконституирования, но вполне сознатель­ным процессом самоконституирования. Однако для этого ей нужно признать, что теология не является в полном смысле человеческой наукой, что она освещает лишь определенные аспекты человеческой реальности, что Церковь может стать вполне сознательным процес­сом самоконституирования лишь при условии, что теология объе­динится со всеми другими релевантными отраслями исследований человека.

Возможность такой интеграции предоставляет метод, параллель­ный методу в теологии. В самом деле, функциональные специали­зации разыскания, интерпретации и истории могут прилагаться к данным в любой сфере ученых гуманитарных исследований. Точно так же эти три специализации, будучи помыслены не как специали­зации, а просто как опыт, понимание и суждение, могут прилагать­ся к данным в любой сфере человеческой жизни с целью получить классические принципы и законы или статистические тенденции в рамках естественнонаучных исследований человека.

Но как в теологии, так и в исторических или эмпирических ис­следованиях эрудиты и ученые не всегда согласны друг с другом. Следовательно, здесь опять-таки находится место диалектике, кото-

КОММУНИКАЦИИ

рая собирает различия, классифицирует их, доходит до их корней и до последних следствий в развертывании представленных позиций и в опровержении контрпозиций. Теоретическое фундирование, ко­торое объективирует имплицитно присутствующий в религиозном, моральном и интеллектуальном обращении горизонт, может теперь побудить к принятию решения относительно того, чтб является дей­ствительно позицией, а что — контрпозицией. Так отфильтровыва­ется любое вторжение идеологии в ученые или научные исследова­ния человека.

Но понятие диалектики способно играть еще одну роль. Оно спо­собно служить инструментом анализа социального процесса и соци­альной ситуации. Социальный историк будет выискивать примеры того, как работает идеология. Ученый-социолог будет прослеживать ее влияние на социальную ситуацию. Политический деятель будет вырабатывать процедуры как для ликвидации ее дурных влияний, так и для преодоления отчуждения, из которого они проистекают.

Преимущество этого второго применения диалектики заключает­ся в том, что работа историка и ученого непосредственно сопряжена с политикой. Отчуждение и идеология разрушительны для сообще­ства; сообщество служит подлинным базисом общества; следователь­но, чтобы устранить отчуждение и идеологию, нужно содействовать общественному благу.

Однако необходимы, как представляется, оба применения диа­лектики. Первое применение позволяет историкам и ученым полу­чить из первых рук знание об отчуждении и об идеологии: диалекти­ка прилагается к их собственной работе. Как психиатр в ходе сеансов узнает о своих собственных неврозах, так социальный историк или ученый становятся более чуткими к отчуждению и идеологии в из­учаемых ими процессах, если сходные явления были подвергнуты критике в их собственной работе.

Соответствуя доктринам, систематике и коммуникации в бого­словском методе, интегрированные исследования могли бы прове­сти различение между политической деятельностью, планированием и выполнением планов. Политика имеет дело с позициями и целя­ми. Планирование намечает оптимальное использование наличных ресурсов для достижения целей при данных условиях. Выполнение

392

393

МЕТОД В ТЕОЛОГИИ

создает обратную связь: оно снабжает эрудитов и ученых данными для изучения эффективности политики и действенности планирова­ния. Результатом такого внимания к обратной связи может стать пре­вращение политической деятельности и планирования в длящиеся процессы, непрестанно пересматриваемые в свете их последствий.

Мы обрисовали метод, параллельный методу в теологии: метод, способный интегрировать теологию с учеными и научными гумани­тарными исследованиями. Цель такой интеграции заключается в том, чтобы создать хорошо выстроенную и непрестанно пересматривае­мую политику и планы для содействия благу и обезвреживания зла — как в Церкви, так и в человеческом обществе в целом. Нет нужды говорить, что подобные интегрированные исследования нужно будет проводить на разных уровнях: локальном, региональном, националь­ном, интернациональном. Принцип делегирования власти требует, чтобы проблемы определялись и, по мере возможного, решения вы­рабатывались на локальном уровне. Более высокие уровни будут ра­ботать на обеспечение информационных центров, где накопленная информация станет доступной по запросу и таким образом позволит избежать бесполезного дублирования исследований. На этих уров­нях также будет проводиться работа над более масштабными и более сложными проблемами, не имеющими решения на низших уровнях, и низшие уровни будут организовываться для сотрудничества в при­ложении решений ко всем случаям, когда это будет сочтено необхо­димым. Наконец, есть общая задача координации, детальной разра­ботки вопроса о том, какого рода проблемы преобладают, на каком уровне их лучше всего изучать, как нужно организовать для совмест­ной эффективной работы всех, кто связан с каждым определенным типом проблемы.

Я говорил преимущественно об искупительном действии Церк­ви в современном мире. Но не менее важно ее конструктивное дей­ствие. Ибо эти два действия неотделимы друг от друга: ни одно из них не может обезвредить зло, не принося блага. Но думать исклю­чительно о формировании политики, о планировании операций и об их реализации означало бы весьма поверхностно и абсолютно бес­плодно понимать конститутивную сторону христианского действия. Существует гораздо более трудная задача: (1) продвигаться в научном

394

КОММУНИКАЦИИ

познании; (2) убедить выдающихся и влиятельных людей в необхо­димости тщательного и непредвзятого анализа этого продвижения; (3) после этого убедить политиков и людей, занятых планированием, в том, что продвижение существует, и что оно подразумевает такие-то и такие-то пересмотры текущей политики, планирование таких-то и таких-то последствий.

В завершение позвольте мне сказать, что такие интегрированные исследования отвечают глубокой потребности, существующей в ны­нешней ситуации. Ибо наше время — это время возрастающих из­менений, вызванных возрастающим расширением познания. Чтобы работать на уровне сегодняшнего дня, нужно прилагать наилучшее доступное знание к наиболее эффективным техникам, координируя групповые действия. Но попытки соответствовать этому современ­ному требованию одновременно вовлекут Церковь в движение не­престанного обновления. Оно устранит широко распространенное впечатление удобного безразличия и пустоты ее действий, заставит теологов вступить в тесный контакт с экспертами в самых разных об­ластях. Оно заставит их вступить в контакт с политиками, с разработ­чиками планов, а через них — с церковными и светскими работника­ми, дело которых — прилагать решения к проблемам и находить пути к удовлетворению нужд христиан и всего человечества.