Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие_Часть1_-_2004.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
640 Кб
Скачать

3.Политический строй.

Монгольское завоевание искусственно и резко прервало независимое развитие русской государственности. Не только оборвалось государственное развитие, но вся русская государственная машина в княжествах, попавших под власть Золотой Орды, была круто переориентирована Восток, в Азию. Изменилось существо русской внешней политики: из самостоятельной она стала вассальной, из ориентированной на европейскую государственность и культуру превращалась в приспособленческо-азиатскую, из базирующейся на христианской психологии и понятиях начинала базироваться на восточно-рабской психологии.

В 1240 г. Русь в военном отношении была покорена монголами. К этому времени все открытые и широкие военные действия монголо-татар закончились из-за полного прекращения русского сопротивления. Среди русских князей в отношениях с Ордой возобладала линия Александра Невского на признание власти монголо-татар и использование военной мощи Орды в борьбе против угрозы с Запада.

Невзирая на недовольство в народных низах, он активно боролся с антиордынскими настроениями на Руси, считая их опасными, провокационными, и вел поэтому решительную линию на достижение стабильных мирных отношений с Ордой и ее ханами, не останавливаясь перед открытой демонстрацией своей покорности завоевателям. Отсюда логически следовало то, что Александр Невский безжалостно подавлял любые антиордынские выступления с русской стороны, невзирая на лица, т.е. наказывая за поддержку таких выступлений не только участвующие в них народные массы, но и представителей правящего класса, самих князей, в том числе и собственного сына и брата, мешавших ему в осуществлении политики примирения с Ордой.

Пример и давление Александра Невского быстро нашли отклик у правящей верхушки русских монархов, которые стали вскоре даже соревноваться между собой за выражение преданности «царю», т.е. ордынскому хану.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала улусом татарского хана («царя», как называли его русские летописи). Его власть не отменяла и не заменяла власти русских князей. Орда не установила своего управления на Руси. Князья становили как бы вассалами ханов. Власть князей не только сохранилась, но и усилилась, ибо отныне опиралась на огромную военную мощь хана.

Признав верховную власть хана, русские князья должны были получать у хана утверждение своих политических прав на принадлежавшие им владения – им выдавался ярлык, т.е. документ, подтверждающий их права. Также хан выдавал и ярлык на великое княжение. По требованию Орды князья должны были участвовать в ее походах, население княжеств облагалось данью.

Послы Золотой Орды на Руси не были обычными постоянными внешнеполитическими представителями хана при великих князьях, а являлись чрезвычайными и полномочными посланцами хана, направленными на Русь для наведения порядка в связи с определенными обстоятельствами во внутриполитической жизни и взаимоотношениях между отдельными княжествами. Ханские послы имели право принимать и исполнять на месте, от имени хана, любые конкретные военные и политические решения, без их обжалования. Ханские послы подчинялись и давали отчет только лично хану. За 245 лет в общей сложности из Орды на Русь было послано 60 послов. В XII-XIV вв. ордынские послы посылались на Русь в среднем каждые 4 года, в XV в. – каждые 8 лет. (Это косвенно говорит об ослаблении контроля Орды)

Регулярные приезды русских князей и их родственников по вызову ханов в Орду постепенно сложились в своеобразную вассальную повинность и образовали специфический внешнеполитический аспект деятельности представителей русской монархической власти по сношению с властями Золотой Орды. Всего за 188 лет (с 1242 по 1430 гг.) князья приезжали в Орду 70 раз.. Если учесть три длительных перерыва в таких приездах (1372-1382, 1393-1402 и 1412-1430 гг.), то фактически для большинства князей процедура посещения Орды происходила каждый второй год. Многие князья были во время этих приездов казнены, убиты, отравлены или просто скончались от стресса. Любое ослабление Орды влекло сразу же перерыв или прекращение княжеских приездов, т.е. немедленно проявлялось в ослаблении личной вассальной зависимости русских монархов.

Истинная роль князей во время этих поездок сводилась к роли заложников, т.е. вещественных гарантов вассальной зависимости соответствующих княжеств от Орды и гарантов лояльности политики своих государств в отношении Орды (в том числе – гарантов выплаты дани). Аналогов такой практики в истории международных отношении не встречается более нигде.

Главной чертой русско-ордынских отношений было отсутствие их юридического, письменного оформления каким-либо двусторонним документом – договором, соглашением, вассальным обязательством и т.п. Все договоренности русских князей с ордой были устными. При этом русские князья давали вещественные гарантии (дань, аманаты-заложники, подарки), а ордынских гарантий не существовало ни письменных, ни устных.

С 80-х гг. XIII в. русские князья, лишенные, по существу, всякого контроля со стороны отечественных органов, ликвидированных Ордой, начинают сводить свои феодальные счеты друг с другом при помощи ордынской военной силы, приглашая (с согласия великого хана) ордынские отряды пограбить княжества своих политических соперников. В то время и была одержана первая победа русских войск над регулярными ордынскими войсками: в 1285 г. сын Александра Невского великий князь Дмитрий I Александрович разбил приведенный на Русь его братом Андреем II Александровичем, князем Городецким, карательный отряд ордынцев во главе с одним из сыновей хана.

Новый период отношений Руси с Ордой открылся после вступления на ордынский престол чрезвычайно властного и активного хана Узбека (1313-1342). Основная идея Узбека состояла в том, чтобы достичь полного разобщения русских князей и превращения их в непрерывно враждующие группировки. Отсюда его план: передать великое княжение самому слабому и невоинственному князю – Московскому и ослабить правителей «сильных княжеств» - Ростовского, Владимирского, Тверского. Хан Узбек практиковал для сбора дани отправку вместе с князем, получившим инструкции в Орде, специальных уполномоченных-послов в сопровождении военных отрядов численностью в несколько тысяч человек. При этом каждый князь собирал дань на территории соперничающего княжества.

Но после разгрома Твери в 1328 г., что было наказанием за восстание тверичей против ханского посла Челкана (Чолпана, или в русской традиции – Щелкана), до 1367 г. наступает «тишина великая». Карательные походы в центральные районы Северо-Восточной Руси с непременным разорением ее населения с этих пор прекращаются. Однако кратковременные набеги (с разрешения великого хана) с грабительскими (но не разорительными) целями на периферийные, локальные участки русской территории продолжаются как военно-хозяйственные акции ордынцев.

С 1360 по 1375 гг. появляется новое явление в русско-ордынских отношениях: ответные походы русских вооруженных отрядов в периферийные, зависимые от Орды, пограничные с Русью земли.

11 сентября 1378 г. на реке Воже великий князь Дмитрий Иванович наголову разбил войско Бегича, напавшего на Рязанскую землю. После этого обе стороны стали готовиться к решительной схватке.

8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва. Победа русских в этой битве явилась важным шагом к полному освобождению от татарской зависимости и создания единого русского государства. После Куликовской битвы вмешательство Орды во внутренние дела Руси стало номинальным, а великое княжение по наследству закрепилось за московскими князьями.

К середине XV столетия ясно обнаружились противоположные тенденции развития Руси и Золотой Орды. В то время как на Руси наблюдался экономический подъем и шел процесс объединения земель вокруг Москвы, Золотая Орда вследствие феодального дробления и сопротивления подвластных ей народов распадалась на отдельные части (Крымское, Астраханское, Казанское ханства, Большая Орда).