Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие_Часть1_-_2004.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
640 Кб
Скачать

4. Положение церкви.

Церковную организацию на Руси возглавлял митрополит, имевший резиденцию в кафедральном соборе св. Софии в Киеве. Церковное управление на местах, в политических и административных центрах, осуществлялось епископами, подчиненных митрополиту. Киевская митрополия находилась в юрисдикции Константинопольской патриархии, а также византийского императора, который в церковном и государственно-правовом сознании мыслился как самодержец всех православных. В то же время обширная территория митрополии, ее удаленность от Константинополя и политическая независимость Руси давали русской церкви значительные автономные права. Высшая церковная власть принадлежала митрополиту с собором епископов. В работе церковного собора часто принимал участие великий князь и другие представители династии. Епархии состояли из приходов, возглавляемых священниками. Высшее духовенство, как правило, было греческим по происхождению. Исключение составляли поставленные русскими князьями Иларион и Климент Смолятич. По мнению А. В. Карташева, оценивать факт господства митрополитов греческого происхождения следует положительно. При некоторых неудобствах, проистекавших от незнания ими языка, они сохраняли церковь от распада. Весь период раздробленности протекал в беспрерывных междоусобных войнах, причем на киевском престоле князья постоянно сменяли друг друга. И если бы в их власти было ставить себе митрополитов, то в Русской православной церкви произошли бы такие же неурядицы, как и в политической жизни.

Во время княжения Ярослава Мудрого христианская церковь получила большее распространение и приобрела больший вес в обществе. Первому русскому митрополиту Илариону принадлежит ряд произведений, среди которых особое место занимает “Слово о законе и благодати”. По существу, в этом произведении Иларион излагает государственно-идеологическую концепцию Древней Руси. Расцвет Киевской Руси совпал с окончанием действия последнего мирного договора с Византией, что несколько осложнило отношения между этими государствами. В “Слове о законе и благодати” содержится трактовка Руси как наследницы Римского царства.

Канонизация святых на Руси была средством распространения христианского культа на местных, древнерусских основах. Вместе с тем она имела и политическое значение, так как превращала в объекты поклонения реальных политических деятелей.

Христианство в данный период начало проникать прежде всего в верхние слои русского общества. Особая роль в первоначальном становлении Русской православной церкви принадлежит князьям и боярству. Строительство монастырей происходило как благодаря княжеской религиозной политике, так и частным религиозным устремлениям. Начиная со второй половины ХII в. бояре и другие состоятельные люди основывали церкви и монастыри. Монастыри играли важную роль в миссионерской деятельности и хозяйственном освоении земель. В первой половине ХIII века на Руси было известно до 70 монастырей.

В середине и второй половине ХI века епископии основываются на территориях, которые осваивались киевскими князьями. К 30-40-м годам этого столетия, вскоре после основания Ярославом новой линии укреплений на реке Роси и некоторых успехов в подчинении печенегов, относится создание епископской кафедры в Юрьеве. Эта епископия должна была, очевидно, способствовать христианизации и подчинении Киеву кочевников. В 70-80-е годы XI в. основывается епископская кафедра в Ростове.

После смерти Ярослава Мудрого и установления триумвирата князей: Изяслава в Киеве, Святослава в Чернигове и Всеволода в Переяславле, наряду с киевской митрополией возникли две новые – черниговская и переяславская. Есть упоминания в летописях о митрополите черниговском Неофите (1072), а также о двух переяславских – Леонтии и Ефреме. Существование в Древнерусском государстве одновременно трех митрополий было значительным политическим успехом Ярославичей, навстречу требованиям которых пошел Константинополь..

Тенденции к формированию новых крупных феодальных княжеств привели к тому, что каждая столица княжества претендовала на получение собственной епископской кафедры, и митрополия шла навстречу этим требованиям. Инициаторами создания этих епископий выступали местные князья, которых поддерживали города. Тем самым как бы фиксировалась самостоятельность княжества, подчинение местной церковной организации своему князю, а не “чужому” политическому центру, где находилась до этого кафедра.

К середине ХIII в. на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным русским княжествам. Структура церковного управления была отлична от византийской. Она соответствовала не византийским принципам административного деления патриархии, а русской государственной структуре, сложившейся в ХI-ХII веках. Если разделение одной митрополии на несколько епархий зависело от решения Константинополя, то выделение новых епископий было в компетенции князей и митрополита.

Активная роль государственной власти при формировании церковной организации сказалась не только в создание ее структуры - митрополичий и епископских кафедр, но и в обеспечении материальных условий их деятельности. Особой формой, в которой происходило отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви, была десятина, что означает одну десятую часть всех доходов государства. Церковная десятина отчислялась в том числе от поступлений княжеского суда и от княжеских торговых пошлин. Наиболее раннее упоминание судебной десятины находится в «Краткой правде» ХI века; другие источники ХII-ХIII веков фиксируют судебную десятину в процессе ее отмирания и замены другими способами материального обеспечения церкви. Десятину от даней в ХI-ХII вв. есть основания рассматривать как долю централизованной раннефеодальной церковной ренты, поскольку она собиралась с подчиненных государственной власти земель, где существовала особая территориальная структура волостей и погостов. Наряду с десятиной и появившимися в ХII в. земельными пожалованиями церковь получала от князей большие материальные средства в виде дарений.

Ранние упоминания земельной собственности кафедр и соборов относится к первой половине ХII века. Это несколько позже, чем первые упоминания о земельной собственности монастырей (киевский Печерский монастырь получил в собственность села в третей четверти ХI в.), но примерно тогда же, когда получают земли другие известные монастыри.

В ведении церкви в ХII-ХIII вв. находилась такая важная городская функция, как служба мер и весов. Статья о мерилах в «Уставе» Владимира Мономаха передает в ведомство епископа “городские и торговые” меры, а следовательно, и пошлины с пользующихся этими мерами.

Церкви в Древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав, определяемых структурой феодального общества: судебная власть над всем церковным населением Руси по делам, не подлежащим светскому суду (церковное право регулировало семейные отношение и некоторые другие правоотношения); право суда над некоторыми группами населения (церковные люди), независимо от территории, где они жили; судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церковных организаций. В «Уставе» Ярослава Мудрого каждому преступлению дана денежная оценка с указанием, идет ли штраф епископу или князю. Также в этом документе говориться о превосходстве христианского нравственного вероучения над земной властью, но допускается лишь нравственное ее ограничение. Причем эти ограничения распространялись только на христиан, что же касается язычников, то по отношению к ним княжеская власть являлась абсолютной.

Обобщая сказанное, отметим, что формирование церковной структуры на Руси в конце ХI –ХII вв. явилось процессом внутреннего развития государственного строя. Сама митрополия в Киеве, объединявшая (за исключением короткого периода во второй половине ХI в) всю территорию Древней Руси. В пору феодальной раздробленности церковная система из 11-16 епископий, подчиненных как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировала недостаток политической централизации.

Светская и духовная власть на Руси существовали автономно. Государственная власть способствовала распространению христианства. Сама церковь становится к ХII веку важным субъектом управления, но, в отличие от католицизма, не вмешивается непосредственно в дела светской власти. Такое отсутствие каких-либо ограничений княжеской власти со стороны церкви было унаследовано от Византии. Богослужебная, проповедническая, миссионерская и просветительская деятельность церкви оказывала существенное воздействие на формирование феодального общественного сознания, письменности, литературы. Но все же следует отметить, что в домонгольский период церковь еще не смогла распространить христианский культ на всю территорию Русской земли.