Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие_Часть1_-_2004.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
640 Кб
Скачать

3.Политический строй.

а) Возникновение и развитие Литовского государства.

Великое княжество Литовское образовалось в XIII в. Внешняя угроза, необходимость вести борьбу на несколько фронтов была одной из основных причин возникновения Великого княжества Литовского и формирования его как русско-литовского государства.

Необходимо обратить внимание на одно интересное явление. Уровень политического развития литовских «завоевателей» был ниже, чем восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Такого рода обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают православие, усваивают русский язык и культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории – в Новогрудке Литовском. Позже она была перенесена в Вильно.

Юго-Западная Русь, собранная воедино великими князьями литовскими, не имела национального ядра, около которого она могла бы сплотиться. Литовская династия и литовская знать вначале подверглись было обрусению и стали сливаться с княжеско-боярским сословием Западной Руси. Но уния с Польшей и переход в католичество снова сделали их чуждыми русской православной народности и поставили в неприязненные с ней отношения.

В конце XV в. в Литве правили одновременно два князя: Ольгерд и Кейстут. Они договорились между собой, разделив функции: Кейстут занималсмя обороной Литвы от рыцарей, а Ольгерд осуществлял роасширение территории за счет русских земель. Русские земли входили в состав Литвы на правах автономии. Великие литовские князья придерживались принципа: «Мы старины не рухаем, а новин не вводим». Они довольствовались сбором дани с присоединенных русских земель и привлечением местного населения к участию в общеземском ополчении. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах – уставных грамотах. Так формировалось своеобразное средневековое федеративное государство. Такой генезис Великого княжества Литовского привел к тому, что русские земли в его составе долгое время сохраняли свои особенности, внутреннюю структуру и политическое устройство. И хотя рост территории проходил не только мирно, но и путем ожесточенных вооруженных столкновений, все же некоторые русские земли действительно были заинтересованы в поддержке со стороны литовских князей, видя в них защиту от татар.

В конце XIV в. ситуация стала меняться. В 1386 г. был заключен брак между литовским князем Ягайло Ольгердовичем (1377-1434) и дочерью венгерского короля Ядвигой, избранной польской королевой после пресечения правившей там династии. Браку предшествовало заключение в 1385 г. польско-литовской унии (Кревская уния) об объединении двух государств. Но эта уния фактически осталась на бумаге: в Великом княжестве Литовском воцарился Витовт Кейстутович (1392-1430), который сумел добиться самостоятельности Литвы в борьбе с Ягайло. В 1392 г. Ягайло признал Витовта великим князем литовским, оставаясь сам королем. После смерти Витовта власть центральной администрации быстро ослабла. Во внутреннюю жизнь земель и княжеств великий князь литовский вмешивался мало.

После победы над орденом в Грюнвальдской битве (1410 г.) в 1413 г. была заключена Городельская уния между Литвой и Польшей. И хотя оба государства сохранили свою самостоятельность, с этого времени начинается процесс полонизации (ополячивания) и активной католизации Литовско-Русского государства. По условиям унии католики получили определенные привилегии при доступе к «урядам» - государственным должностям. Польская знать роднилась с литовской, передавая ей свои гербы. Начала формироваться новая политическая элита, чуждая народным массам по своей вере и даже по этнической принадлежности. Именно Городельская уния создала предпосылки для наступления Польши на русские земли Великого княжества Литовского. Это вызвало противодействие части литовской знати (восстание Свидригайло Ольгердовича в первой половине XV в., «заговор русских князей» в 1481 г., мятеж Глинского в 1508 г.). Часть порубежных князей со своими землями стала переходить на сторону Москвы.

Ливонская война выявила слабые стороны в экономическом и политическом строе государства и сделала правительство великого княжества Литовского более сговорчивым. В 1569 г. была подписана Люблинская уния об образовании единого польско-литовского государства – Речи Посполитой.

б) Политический строй Литовского государства.

Потомство удельных князей в Литовско-Русском государстве не превратилось в служилых бояр, а образовало сильное вельможное владельческое сословие (похожее на западно-европейских феодалов). Это сословие сосредоточило в своих руках огромные земельные владения, а также захватило в свои руки высшие государственные должности («уряды»).

Главой Литовского княжества был господарь (великий князь). В своей деятельности он опирался на совет панов, в состав которого входили католические епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В XIV в. великий князь Литовский имел неограниченную власть. Вече было упразднено. Из главных сановников составлялся при великом князе высший правительственный совет, похожий на древнерусскую думу, но получивший название «рада». Члены этого совета назвались «паны радные». Князь считался верховным собственником земли и утверждал все акты, касавшиеся передачи недвижимой собственности из рук в руки. Он же считался собственником всего достояния государства. Великокняжеские грамоты назывались «привилеи».

Сословно-представительным органом был Великий вальный сейм. Он состоял из двух палат: сената и палаты депутатов, которые избирались на местных сеймах.

Высшими должностными лицами Великого княжества Литовского были:

- воевода, который начальствовал над целою областью (воеводством), причем соединял в своих руках власть военную, правительственную и судебную. Он являлся членом сената;

- каштелян (кастелян) – комендант замка и округи, назначаемый королем, наделенный кроме военных и административными полномочиями и судебной властью. С середины XV в. каштелян заседал в совете короля, потом в сенате и в его обязанности входил сбор народного ополчения.

- маршалки - придворные служилые люди, подразделявшиеся на земских, дворных и пр. Первоначально маршалок – представитель князя в данной земле, позднее – один из высших государственных чиновников с большим кругом полномочий. Со временем эта должность стала по значимости третьей после воеводы и каштеляна. До XVII в. была должность великого маршалка. Звание маршалка носил председатель Главного трибунала. С конца XV в. на сеймах избирался маршалок сейма, который председательствовал на заседаниях. Поветовые (или уездные) маршалки принадлежали к высшим чинам местной администрации.;

- канцлер – он занимался государственным делопроизводством, ведал канцелярией и казной, хранил печать великого князя;

- подскарбий земский и подскарбий дворный – управляли соответственно государственной и государевой казной. С 1504 г. великие подскарбии наблюдали за сбором доходов, чеканкой денег, выдачей жалования войскам. О своей деятельности они давали отчет на заседаниях сеймов;

- гетман земский, в компетенцию которого входило военное командование. В первой половине XVI в. была введена должность великого гетмана, а с 1539 г. у него появился заместитель и помощник – польный гетман (от слова «поле»).

- польный писарь – высшее должностное лицо в войсковой администрации. В его обязанности входила закупка лошадей, наблюдение за наличием запасов провианта и амуниции, набором войска и т.д. Ежеквартально польный писарь представлял реестр великому гетману литовскому.

- подкормий – первоначально заместитель управляющего княжеским двором. Позднее существовало две должности подкормиев: надворный, который управлял кабинетом великого князя, и земский, который был третьим лицом в местной администрации своей округи.

- хорунжий – человек, которому поручена государственная хоругвь (знамя). Великий хорунжий литовский во время торжественных государственных церемоний находился со штандартом Великого княжества Литовского с левой стороны великого князя. Воеводские и поветовые земские хорунжии собирали шляхту в случае объявления войны, составляли списки ополчения и затем передавали командование маршалкам, которые вели ополчение к гетману.

После объединения с Польшей были образованы единые центральные органы: король, избираемый шляхтой; сенат, в который входило 16 членов, и сейм.

Местное управление в течение всего периода существования Литовского государства возлагалось на воевод, старост, урядников, войтов, державцев и лавников. Существовали местные сеймы.

Староста – предводитель, начальник, лицо старшее в должности в данной местности. Староста – наместник, осуществляющий в своем округе административную, финансовую, политическую и судебную власть Часто реальную власть от имени старосты осуществлял его уполномоченный - подстароста.

Высшими должностными лицами городской администрации были войт, радцы и бурмистры.

Войт – высшее должностное лицо, назначаемое королем или частным владельцем города. Он действовал одновременно с магистратом, был председателем в войтовом суде.

Наместник в городе ведал судом, сбором пошлин и др. Должность установилась после XIV в. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Вознаграждались они за службу путем кормлений, т.е. за счет местного населения. В своем распоряжении наместник имел административный персонал и военные отряды для обороны.

Высшим судебным органом Литовского княжества был суд господаря (великого князя). В судебную систему входил также суд Рады, главный трибунал, земские и подкоморские суды, общинные крестьянские суды, суды старост и воевод, суд войта.

XV в. ознаменовался в Литве серьезными изменениями общественного строя. Города получили самоуправление на основе немецкого магдебургского права и стали свободны от власти княжеских наместников. Финансовой базой городского самоуправления стал сбор пошлин в свою пользу.

При решении важных вопросов собиралась «громада» - сходка всех граждан, аналог вече в Древней Руси. Для управления городом и суда избирались рада (совет, магистрат) во главе с бурмистром (бургомистром) и лавничий суд во главе с войтом. Но в разных городах эти формы самоуправления были разными. Часто менялось число выборных членов в обеих коллегиях. В некоторых городах существовала третья, не предусмотренная законом, коллегия – совет тридцати или сорока выборных от цехов, контролировавших раду в деле управления городскими финансами и благоустройством, а также иногда управлявший городским хозяйством. Главную роль в городском самоуправлении играли крупные купцы.

В XV в. в «общеземельских привилегиях» великие князья Литовские подтвердили принцип, по которому князь имел право подвергать феодалов (панов и шляхту) личным наказаниям и конфискации имущества не иначе как по суду и на основании закона. Шляхте были даны корпоративные права: собираться на сеймы (съезды), занимать высшие должности в государстве. В соответствии с законом 1492 г. носителем власти в Литве становился не князь, а сейм – собрание шляхты (бояр и дворян). Именно на сейме («вальном сейме») выбирался великий князь Литовский. Другим органом власти шляхты была «тайная рада»- совет, от которого зависело выдвижение того или иного претендента на престол. Роль великого князя становилась все более служебной. Фактически он ничего не мог решить без совещания с радой.

Появление «великого вального сейма» знаменовало формирование новой государственности: сословно-аристократической.

Основными противоборствующими социальными силами в Литовском государстве были крупные феодалы и горожане. Здесь рано сложились структуры, позволявшие этим силам самостоятельно защищать свои интересы. В этих условиях роль великого князя сводилась к роли высшего арбитра в спорах между ними, а также к роли организатора общенациональных процессов (оборона, дипломатия и т.д.). Поскольку католическая церковь, которая стала преобладающей в Литовском государстве после унии с Польшей, была наднациональной, то ее епископы фактически были независимы от литовской власти – они подчинялись римскому папе. Это позволяло католической церкви проводить самостоятельную политику в Литве. Подобное соотношение основных социальных сил вело к предпосылкам формирования гражданского общества – варианту развития, по которому позднее пошли европейские страны.