Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гримм Лекции по догме римского права.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
2.27 Mб
Скачать

_ 376. Уничтожение отказов

Отказ прежде всего теряет силу, если отпадает завещание или кодицилл, в котором он установлен. Впрочем, если даже завещание как таковое должно быть признано недействительным, то отказы все-таки остаются в силе, если завещатель включил в завещание clausula codicillaris и если имеются налицо условия действительности кодицилла. То же самое имеет место в конечном результате и тогда, когда отпадение завещания вызвано обманным образом действия наследника, отказывающегося от наследства с тем, чтобы доставить его себе или другим свободным от отказов. Кроме того, отказ теряет силу: 1) если лицо, которому предназначался отказ, умрет до наступления dies cedens; 2) если отпадает обязанное лицо (напр., наследник) без замены его другим, т. е. без возложения его обязанностей по выдаче отказов на следующего за ним; такая замена, по общему правилу, имеет место, когда на место первоначального наследника становится трансмиссар, субститут или сонаследник, приобретающий jure accrescendi, то же имеет место и в случае перехода наследства к фиску; то же применяется по аналогии и к тем случаям, когда обязанным лицом является не наследник, а легатар; 3) если уничтожится объект отказа; 4) если наследодатель объявит отказ уничтоженным. Такое заявление может быть сделано неформально.

Глава V. Юридическое положение легатария и ограничения свободы отказов _ 377. Юридическое положения легатария

1) В до-юстиниановском праве получатель отказа в зависимости от формы отказа приобретал либо вещное, либо личное право на отказанный объект. Юстиниан установил, что легатарий во всех случаях приобретает одновременно и вещное, и личное право на оставленные ему объекты. При этом, конечно, предполагается, что отказана телесная вещь, принадлежавшая самому наследодателю на праве собственности, ибо если была отказана чужая вещь или обязательственное требование (nomen), то, понятное дело, легатарий не мог приобрести всякого права. 2) Обязанное лицо в качестве должника отвечает пред отказопринимателем за omnis culpa, если же оно не сохраняет никакой выгоды после исполнения распоряжения, то только за dolus и culpa lata, ср. 1. 108 _ 12 D. de leg. 1, 30. 3) Если данный объект отказан условно или со включением срока, или если по другим причинам легатарий не может получить его сразу, то он может требовать представления обеспечения - cautio. Если наследник не представлял обеспечения, то легатарий мог испросить у претора ввод во владение наследственной массой, так назыв. missio in bona legatorum servandorum causa. В современном праве вместо missio практикуется наложение секвестра на наследственную массу. В заключение надо заметить, что легаты, конечно, действительны лишь постольку, поскольку актив наследства превышает его пассив.

_ 378. Ограничения свободы отказов

Первоначально наследодатель пользовался безграничной свободой отказов. С течением времени, однако, был установлен ряд ограничений в интересах наследника. Сначала lex Furia testamentaria определила, что отдельные отказы не должны превышать суммы в 1000 ассов. Lex Voconia видоизменила этот принцип; в ней постановлено, что ни один легатарий не должен получать больше того, что получит наследник. Наконец, была издана lex Falcidia. По этому закону наследник имеет право удержать четвертую часть своей наследственной доли, свободной от отказов (так. назыв. quarta Falcidia). Поскольку отказы нарушают эту норму, они считаются недействительными. Правило это, установленное сначала только по отношению к легатам, впоследствии было распространено и на фидекомиссы, и другие виды сингулярных распоряжений на случай смерти, как-то: mortis causa donationes и conditionis implendae causa imposita. Ср. подробности исчисления quarta у Дернбурга. Pandekten. Т. III. _ 101.

В этом виде эти постановления перешли в юстиниановское право. Юстиниан, однако, в Новвелле I лишил постановления quarta Falcidia характера обязательных норм и сохранил за ними только значение диспозитивных норм. Именно он предоставил наследодателю право постановить, что установленные им отказы не должны подлежать редукции.