Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гримм Лекции по догме римского права.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
2.27 Mб
Скачать

_ 318. Иски, возникающие из опекунских отношений

В чистом римском праве возникали два иска из опеки: 1) actio de rationibus distrahendis, это был деликтный иск, который предъявлялся против опекуна, расхитившего вверенное ему имущество; иск был направлен на уплату duplum; 2) actio tutelae directa и contraria. В современном праве сохранился только последний иск: actio tutelae directa есть иск подопечного против опекуна; он возникает, по общему правилу, после прекращения опеки; на основании его можно требовать представления отчета, возврата имущества и возмещения за причиненный убыток. Actio tutelae contraria есть иск опекуна против опекаемого, при помощи его можно требовать возврата издержек и уплаты гонорара.

Что касается попечительства, то для него не был выработан специальный иск. Вместо этого прибегали к actio negotiorum gestorum directa (со стороны куранда) и actio negotiorum contraria (со стороны куратора).

Наследственное право

Общие положения*(177)

Глава I. Понятие и главные моменты в истории римского наследственного права _ 319. Понятие наследственного права

Наследственное право обнимает совокупность норм, регулирующих судьбу имущества лиц умерших. Задача законодателя в данной области очень сложна и трудна, так как ему приходится считаться с весьма серьезными и нередко диаметрально противоположными общими интересами оборота, с одной стороны, личными интересами и стремлениями наследодателя и лиц, связанных с ним узами родства, с другой стороны. Интересы оборота и, в частности, кредиторов покойного наследодателя настоятельно требуют, чтобы и после смерти его сохранилась полная возможность получить удовлетворение по долгам наследодателя. Это требование привело к знаменитой формуле Юлиана: hereditas nihil aliud est, quam successio in universum jus, quod defunctushabuerit (1.62 D. reg. jur. 50,17). Другими словами, наследник становится универсальным преемником наследодателя, он как бы воплощает в себе имущественную личность последнего. К наследнику, с одной стороны, переходит весь имущественный актив наследодателя, состоящий из отдельных реальных объектов и обязательственных требований; притом этот переход совершается в силу самого акта приобретения наследства, не требуется специального приобретения отдельных объектов, какое необходимо inter vivos. С другой стороны, к наследнику переходит и весь имущественный пассив, он становится должником кредиторов своего наследодателя. Притом он, по общему правилу, отвечает за долги наследодателя не только в пределах дошедшего к нему имущественного актива, но in solidum, т. е. и собственным имуществом.

Наряду со стремлением обеспечить интересы оборота и параллельно с ним идет стремление примирить интересы наследодателя с интересами его родственников. Оно привело к выработке следующих начал. Наследодатель в принципе пользуется свободой завещать свое имущество, кому пожелает. Он может назначить и несколько наследников по завещанию, в таком случае имущество делится между ними в такой пропорции, какую укажет наследодатель; in dubio каждый получает по равной части. Если по тем или другим причинам не будет назначен наследник по завещанию, то имущество поступает к наследникам по закону. Таковыми признаются лица, связанные с наследодателем узами родства или брака. Эти лица призываются в известном, раз навсегда установленном порядке (сначала те, которых закон считает ближайшими родственниками; если таковых не окажется или они не пожелают приобрести наследство, дальнейшие). Сверх того, сама свобода завещаний ограничивается в пользу определенного круга ближайших родственников. Так, напр., если у завещателя имеются дети, он обязан выделить в их пользу известную часть своего имущества в качестве так назыв. обязательной доли, в противном случае дети могут оспорить силу завещания. Такие лица называются необходимыми наследниками, а их право на определенную часть наследственной массы - правом необходимого наследования.

Наследодатель, наряду с назначением наследника или помимо такового, может пожелать доставить определенным третьим лицам известные выгоды, не обременяя их ответственностью за долги наследственной массы. И это для него возможно. Чаще всего доставление известных выгод третьим лицам в ущерб наследнику совершается в форме отказов. При этом, однако, в интересах кредиторов, с одной стороны, и наследников, с другой, действуют следующие два правила: а) отказы имеют силу лишь постольку, поскольку актив наследства превышает его пассив; b) наследник, сверх того, по lex Falcidia имеет право требовать, чтобы одна четвертая часть наследственной массы (за вычетом, конечно, долгов) осталась ему свободной от отказов. Поскольку отказы превышают эту норму, они считаются недействительными.