Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
философия.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
186.03 Кб
Скачать

4. Иррационалистическая философия: учение ф. Ницше. Воля к власти. Сверхчеловек.

Фридрих Ницше (1844-1900) – не­мецкий мыслитель, в значительной мере определивший основ­ные черты неклассического типа философствования, ос­нователь «философии жизни».

Основные сочинения: «Рождение трагедии», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и другие.

В культуре Ницше утверждал противоположность аполлоновского (как оптимистически радостного, логи­чески членящего, прекрасного) и дионисийского (как трагически-оргиастического, жизнеопьяняющего) на­чал, через развитие которой прослеживается вся исто­рия человечества, и в особенности история Германии. Науку, разум Ницше рассматривал как опасную, подрывающую и подменяющую жизнь сила. Первосте­пенную роль в развитии общества Ницше придал ис­кусству, которое одно, на его взгляд, является полно­кровным воплощением и проявлением подлинной жиз­ни, стихийным (ничем, кроме воли и инстинктов худож­ника, не определяемым) процессом жизнеизлияния. Все проблемы со­временной культуры, считал Ницше, связаны с тем, что она ориентирована на науку, а последняя опирается на искусственный (чуждый инстинктивной в ее основе жиз­ни) разум.

 Ницше утверждал верховной цен­ностью культурное совершенствование человека, в ре­зультате которого появится новый, превосходящий со­временных людей по своим морально-интеллектуаль­ным качествам тип человека. В роли такого культурно-этического идеала Ницше выдвигает образсверхчелове­ка. Это понятие становится одной из главных несущих конструкций его учения, фиксируя в себе образ челове­ка, преодолевшего собственную естественную природу и достигшего состояния качест­венно иного существа – ориентированного на идеал ра­дикального и многомерного освобождения человека по­средством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами. Чаще всего он говорит о сверхчеловеке как о главной, единственно правильной цели все­го человечества, и тогда «человек есть нечто, что долж­но превзойти», в нем важно то, что он «мост, переход, гибель». Мы должны превзойти, преодолеть себя вче­рашних, и в этом смысле сверхчеловек у Ницше – это не бе­локурая бестия, он  впереди, а не позади. Хотя в то же самое время философ иногда употребляет это понятие и для характеристики уже существовавших в истории отдельных личностей, наиболее полно воплотивших в себе идеал сверхчеловека. Речь идет о так называемом «историческом сверхчеловеке» - Алек­сандр Великий, Юлий Цезарь, Гёте, Микеланджело, Борджиа, Наполеон и т.д.

Сверхчеловека отличают гармония и синтез двух начал – дионисийского, с его радостным утверждением инстинктивной жажды жиз­ни, и аполлоновского, придающего этой бьющей через край жизни одухотворяющую стройность и цельность идеала. Именно сверхчеловек воплощает в себе основной принцип, пронизывающий всё существующее – волю к власти. Только сверхчеловек не боится быть господином и поэтому сверхчеловек не может жить по моральным меркам человека. Сверхчеловеку нужны другие, нечеловеческие ценности.

На пути творения новых ценностей Ницше исследует феномен морали, по­казывая, что всякая мораль является тиранией по отно­шению к «природе» и «разуму», что прежде всего она учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает в людях потребность в ограниченных горизонтах, со­действует глупости как условию жизни и роста. Он убежден, что необыкновенная ограниченность челове­ческого развития в значительной мере обусловлена моральным инстинк­том повиновения, способствовавшим культивированию в Европе стадного типа человека, считающего себя на сегодняшний день единственно возможным типом чело­века вообще. Он перечисляет присущие этому типу мо­ральные добродетели, которые и делают его смирным, уживчивым и полезным стаду, это – дух общественно­сти, благожелательность, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, снисходительность, состра­дание и т.п. С другой стороны, все то, что возвы­шает отдельную личность над стадом – великий неза­висимый дух, желание оставаться одиноким, чувство собственного достоинства, великий разум и т.п., кажется сегодня опасным и называется злым, в противопо­ложность прославляемой посредственности вожделе­ний. Здесь же философ излагает свою знаменитую тео­рию морали господ и рабов, считая, что во всех культу­рах существовали два основных типа морали, обуслов­ленные разницей в положении, функциях и назначении двух различных человеческих типов. За нынешнее со­стояние культуры ответственны, по мнению Ницше, рабы, которые и привели ее к такому жалкому итогу. Они ут­вердили свою мораль, требующую всеобщего равенст­ва. Теперь понятно, каким образом можно объяснить из­мельчение людей: ведь все это рабы и их потомки, они задают тон и создают современные культурные идеалы. Так как современность, буквально во всех ее проявлени­ях, зиждется исключительно на моральном творчестве рабов, необходима не просто критика, а радикальная пе­реоценка всех европейских идеалов и всей европейской морали в целом. Тем самым проблема морали господ и рабов становится в философии Ницше своего рода историко-теоретическим фундаментом борьбы за переоценку всех ценностей. Тот путь, по которому до сих пор шло евро­пейское человечество, чреват, по Ницше, целым рядом чудо­вищных последствий, которые он пророчески предве­щает своим современникам, приоткрывая завесу евро­пейского будущего: распад европейской духовности и девальвация ее ценностей, «восстание масс», тоталита­ризм и воцарение «грядущего Хама» с его нивелировкой человека под флагом всеобщего равенства людей.