Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
госы.docx
Скачиваний:
52
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
735.79 Кб
Скачать

1570-Е гг. – восстановление строительной деятельности после затишья. Церковь Рождества в с. Беседы небольшая одноапсидная церковь.

Храм Петра Митрополита в Переяславле-Залесском (1585), ц. в Красном Селе (1591). Мемориальный характер шатровых памятников к концу XVI в. начинает забываться.

Завершение архитектуры XVI в. – ц. Бориса и Глеба в Борисовом городке (завершена в 1603 г.). Сохранились только чертежи. Борисов городок – царская резиденция Бориса Годунова, заброшенная после его смерти. Церковь разобрана на камень в XIX в. Колоссальная высота храма – 74 м. Церковь имела квадратный план, трехчастную апсиду, была поднята на подклет и с трех сторон окружена двухъярусной галереей. Церковь Борисова городка отличала виртуозная прорисовка деталей, изумительное чутье пропорций, однако суховатая графичность фасадов и отсутствие устремленности ввысь.

После Смуты каменное строительство возобновляется лишь в 20-е гг. XVII в. Декоративизм. Строят и двух- и трехшатровые храмы. Обычным становится несоответствие внешнего облика храма и его конструктивных особенностей. Так, например, по верху четверика шатрового храма могут располагаться закомары – имитация крестово-купольной системы.

Ц. Покрова в Медведкове (1634 - 1635). Особенность этого храма – по углам четверика на подклете расположены четыре глухие главки. Измельчение формы, шатер не принимает участия в формировании пространства.

Трехшатровый храм – Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе («Дивная церковь», 1628). Примыкает к трапезной. Продольная ориентация. Шатер не участвует в формировании внутреннего пространства. Интерьер церкви разделен стенами на три части, перекрытые сводами, над которыми расположены четверики – шатер становится чисто декоративной формой. Средний шатер выше боковых.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 - 1652). Наиболее яркое проявление декоративного значения шатра в архитектуре XVII в. Основное помещение церкви – прямоугольное, вытянутое с севера на юг, имеет низкий трехчастный алтарь. Как церковь, так и северо-западный придел, перекрыты сводами, причем над сводом церкви размещены три небольших глухих шатра, а над сводом придела – пирамида кокошников и маленький шатер, шейка которого служит световым барабаном и имеет окна. Кроме того, над восточной частью придела возведена шатровая колокольня. В целом создается сложная, несимметричная и очень живописная композиция, увенчанная пятью шатрами. Церковь в Путинках завершила собой развитие каменного шатрового зодчества: на этом оно прервалось. Очевидно, в шатровом храмостроении чувствовался какой-то светский оттенок. Запрет не коснулся завершения колоколен, крылец и гражданских построек.

Р. 7. Архитектура Москвы последней четверти XV – нач. XVI вв.

Литература:

И.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 93-138 Н.Н. Воронин Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV веков. Т. 2, М., 1962, стр. 150, 161-162

В.П. Выголов Арихтектура Московской Руси середины XV века. М., 1988 стр. 68-70

Историческая справка:

В годы правления Ивана III (1462-1472) Москва стала центром единого государства. В то время и в 16 в. происходило окончательное сложение русского феодального государства, росли производительные силы, расширялись торговые связи, возникали предпосылки для образования единого всероссийского рынка. Процессы эти протекали отнюдь не гладко, а в жестокой политической и классовой борьбе. Одно за другим потеряли свою самостоятельность отдельные княжества, подчинился господству Москвы Великий Новгород. При Иване IV к России присоединились древние русские земли на западе, расширилась се территория и на восток. Намного поднялся международный престиж Руси, завязывались оживленные дипломатические сношения со странами Западной Европы, папской курией, государствами Востока. Русские послы стали частыми гостями германского императора, венецианских дожей, турецкого султана. Москву охотно посещали иностранные инженеры, архитекторы, мастера различных профессий.

После гибели Византийской империи Москва стала центром и восточно-христианской церкви. Московские князья использовали создавшееся положение для обоснования якобы божественного происхождения царской власти и укрепления феодальной монархии.

Условия общественной жизни, рост международных связей и авторитета молодого Русского государства заставляли шире смотреть на мир и обращаться к опыту науки и культуры других стран. Фактом огромной важности было появление на Руси книгопечатания.

Идейные сдвиги в конце 15 и в 16 в. ярко отражались в искусстве. Естественно, что в пору укрепления авторитета великого князя и создания единого централизованного государства особенно большое значение придавалось архитектуре.

Архитектура Москвы. (столица общерусского государства)

В начале 16 в. окончательно сложился ансамбль Московского Кремля. Еще в 1462 г. под руководством В. Д. Ермолина (скульптора, исполнившего в 1464 г. горельефную фигуру св. Георгия) старые кремлевские стены и башни были коренным образом перестроены и приспособлены к новому, «огневому» бою. В конце 15 в. кремлевские стены приобрели современный вид (кроме шатровых завершений башен, которые были в основном сооружены в 80-х гг. 17 в.).

Московский Кремль сооружен у слияния Москвы-реки и Неглинки. Некогда и со стороны Красной площади он был отделен рвом от остального города. В плане Кремль представляет собой довольно правильный треугольник. Подобно многим средневековым ансамблям, Московский Кремль приобрел свой окончательный вид в результате многовекового строительства. Внутренняя его планировка отличается большой свободой, хотя архитекторы и придерживались определенной системы. Так, они прежде всего выделили главную площадь, к которой ведут дороги от Спасских и Никольских ворот. Эта площадь открывается взорам с другого берега Москвы-реки; оттуда Кремль предстает во всем своем праздничном великолепии. Однако его «фасадом» является сторона, обращенная к Красной площади, где особенную торжественность ансамблю придают Спасская и Никольская башни. В целом Кремль с его мощными зубчатыми стенами, с величественными башнями, с горящими золотыми куполами соборов и главным ориентиром - колокольней Ивана Великого - образует грандиозный и одновременно удивительно поэтичный архитектурный ансамбль, органично вошедший в современную ему и позднейшую городскую застройку.

На Соборной площади, обращенной к Москве-реке, сосредоточены наиболее замечательные сооружения, воздвигнутые в 15 и 16 вв.

Успенский собор (заложен 1475 – окончен 1479, освящен 15 августа (Успение).

В 1472 г. Зодчие Иван Кривцов и Мышкин начали строительство. В 1474 г. Собор возведенный до свобов рухнул (землятрясение). Псковские мастера отказались достраивать. Итальянский архитектор по приглашению Ивана III – Аристотель Фиорованти . 1475 г. – разобрал руины и заложил новый фундамент. - тщательно изучил русскую архитектуру и глубоко проникся ее спецификой.

Прототип: владимирский Успенский собор.

Внешний вид: геометрическая правильность плана и архитектурных деталей

Успенский собор выстроен из специально изготовленного Фиораванти кирпича и облицован снаружи блоками белого камня. Собор имеет глубокий фундамент, под которым забиты дубовые сваи. В стенах применены железные связи, что, как и выкладка крестовых сводов в один кирпич, позволило сделать более тонкими стены и круглые столбы. План собора не совсем обычен для русских крестовокупольных зданий. Он подразделяется на двенадцать одинаковых квадратов. Собор увенчан пятью куполами, причем вся группа куполов сдвинута к востоку. Однако членения, примыкающие к центральному подкупольному квадрату, вместо полуцилиндров, образующих внутри пространственный крест, несут крестовые своды, такие же, как и остальные членения собора (исключая, разумеется, те, которые перекрыты куполами). Чтобы сделать среднюю главу больше других, зодчему пришлось, начав кладку центрального барабана, через несколько рядов отступить от ее внутреннего кольца и увеличить диаметр цилиндра, образовав в его основании полую камеру.

Фасады собора делятся лопатками на равные части: северный и южный — на четыре, западный и восточный — на три. Каждое из членений фасадов завершается полукружием закомары. Гладь стен разделена широким аркатурно-колончатым поясом и прорезана узкими щелевидными окнами. Перспективные порталы вместе с главным куполом выделяют основную вертикальную ось здания. Со стороны южного и северного фасадов пять апсид собора скрыты выступами угловых лопаток.

Интерьер: Контраст внешней замкнутости, слитности объема Успенского собора («как един камень») его просторному интерьеру, поразившему современников «светлостью, звонкостью и пространством», — одна из особенностей этого величественного здания. Четыре круглых столба с капителями, низкая первоначальная алтарная преграда, пристроенная к восточным квадратным в плане столбам, позволяли обозревать внутреннее пространство храма в целом. Отсутствие хор, равномерная расстановка столбов, нивелировка центрального подкупольного пространства усиливали впечатление обширности, «зальности» интерьера.

В 1547 г. Здание пострадало от пожара. Восстановлено. Пристроено крыльцо к западному фасаду.

Символ РПЦ. Здесь хранилась икона Владимирской Богоматери, здесь происходило венчание на царство и погребали русских митрополитов.

Благовещенский собор (1484 – 1489 г.)

храм, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества.

Иван III перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собор и дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

Внешний вид: 3хапсидный, 3хкупольный храм, на подклете (14в) окруженный с юга, запада и севера крытыми галереями-папертями. Стены завершены килевидными закомарами. Барабан украшен выложенными из кирпича бегунцом и поребриком (псовск. мотивы), на апсидах аркатурный пояс, как бы повторяющий подобный пояс на Успенском соборе, связав тем самым два здания в единый ансамбль. Иван IV перестраивает Благовещенский собор. 1562-1563 над перекрытыми сводами папертями возведены 4 одноглавых предела (Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского). На восточной стороне крыши соорудили еще два барабана с куполами, превратив таким образом трехглавый храм в величественный девятиглавый. Трое врат - на северной, западной и южной стороне - ведут из галереи в храм. Северный и западный входы украшены белокаменными порталами (16 в) украшены тонким и сложным итальянским орнаментом. В интерьере: роспись Феодосия, Иконостас – А. Рублев, Ф. Грее, Прохор с Городца).

Архангельский собор (1505-1509)

В южной — «княжеской» — части Соборной площади, напротив Благовещенского собора, возвышается Архангельский собор, бывший до конца ХVIII века усыпальницей великих князей и царей.

В 1333 году при князе Иване Даниловиче Калите деревянную церковь заменили белокаменным храмом Архангела Михаила. В последней трети ХV века в Кремле шло обширное строительство. Иван III решение перестроить родовой некрополь. Храм, пришедший в ветхость, был разобран, и на его месте в 1505—1508 годах был возведен нынешний Архангельский собор. Храм-усыпальница является одним из основных зданий этого ансамбля, для его сооружения в Москву был приглашен архитектор из Венеции Алевиз Новый.

В своем конструктивном решении Архангельский собор действительно традиционен для древнерусской архитектуры. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами, с четырехэтажным притвором с западной стороны, куда ведут боковые входы и где на уровне третьего этажа находятся хоры. Пять глав, венчающих собор, несколько смещены к востоку, барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично, что создает впечатление динамики и свободы архитектурного решения.

Особенностью внешнего облика собора является применение ренессансных декоративных форм в отделке фасадов. Карниз разделяет их на два яруса по горизонтали, пилястры с резными капителями по вертикали с запада — на три, а с юга и севера — на пять частей.

Западный, главный вход в собор заглублен в арочную лоджию, над которой во втором ярусе располагается огромное двойное окно, а в третьем, в центральной западной закомаре, — группа небольших круглых окон. Остальные закомары, которыми завершаются все фасады, заполнены белокаменными резными раковинами. Резьба является подлинным украшением собора: белокаменным орнаментом насыщены порталы, декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Известно, что первоначально фасады собора были окрашены под красный кирпич, на фоне которого резьба читалась еще четче. Закомары венчали декоративные сосуды — фиалы, а кровлю покрывала черная и красная черепица. За почти пятисотлетний период своего существования Архангельский собор изменился. Не сохранилась, в частности, крытая галерея, предназначенная для почетных гостей и зрителей во время торжественных шествий и церемоний на Соборной площади.

В некотором контрасте с пышным, нарядным и торжественным декором фасадов находится интерьер собора. Цилиндрические своды, поднятые на разную высоту, опираются на крещатые в плане столбы, традиционные для русских церквей.

Руку мастера-итальянца выдают мощные базы столпов с профилированными цоколями, которым отвечают пилястры на стенах. В уровне подпружных арок рукава креста обходит карниз. Эти горизонтальные членения разделяют пространство интерьера на три зоны, которым соответствует конструкция иконостаса и ярусное расположение сюжетов стенописи.

Впервые Архангельский собор был расписан во второй половине ХVI века, во время правления Ивана Грозного. Фрагменты стенописи сохранились в алтарной части и на алтарной преграде. В центральном помещении собора они тоже сохранились, но весьма своеобразно — не в первозданном виде, а в редакции художников середины ХVII века.

Церковь Ризположения в Кремле (1484-1486)

Первая кремлевская церковь Ризоположения на митрополичьем дворе была построена в середине 15 в. по инициативе московского митрополита Ионы. В 1473 она сгорела. В 1484 артель псковских мастеров начала строительство нового храма. Церковь возведена из кирпича и поставлена на высокий цокольный подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Под куполом расположен тройной орнаментальный фриз из кирпича – «визитная карточка» псковских зодчих. Южный вход в храм оформлен резным белокаменным порталом, к которому ведет высокое каменное крыльцо. Стены и апсиды украшены декоративным поясом из кирпича и терракоты.

Церковь, поставленная на митрополичьем дворе, служила местом домашней молитвы святителей. Росписи церкви Ризоположения были исполнены в 1644 живописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым.

Комплекс Колокольни «Иван Великий» в Кремле (1505-1508)

Ц. Иоанна Лествечника

Церковь-колокольня Иоанна Лествичника – Иван Великий (1505–1508). Впервые церковь Иоанна Лествичника появилась на территории Кремля при Иване Калите в 1329. Данные археологии показывают, что это было небольшое восьмигранное в плане сооружение. Новую колокольню в 1505–1508 строил итальянец Бон Фрязин. Ломбардский архитектор сохранил идею восьмигранного сооружения, разместив крошечную церковь Иоанна Лествичника в самом нижнем ярусе колокольни. В 1532 итальянец Петрок Малой пристроил к Ивану Великому еще одну церковь, превращенную затем в четырехъярусную звонницу с проемами для больших колоколов. Горделивая надпись под куполом колокольни говорит о том, что при Борисе Годунове первоначальный столп был надстроен. Достигнув высоты 81 м, он горделиво вознес свою позлащенную главу над кремлевскими соборами. В 1624 возвратившийся из польского плена патриарх Филарет повелел пристроить к ней третью часть – увенчанную шатром Филаретовскую пристройку. Под карнизом нового сооружения пустили надпись, сообщавшую, кем и когда была сооружена пристройка, а годуновскую надпись замазали. В 1812 французы пытались взорвать колокольню, но Иван Великий устоял. Восстановлением святыни занимались архитекторы-классицисты, которые перетолковали некоторые детали в духе господствовавшего тогда архитектурного стиля (фронтон второго яруса звонницы, обрамления окон).

Работа итальянских архитекторов в Кремле сыграла положительную роль в развитии русского зодчества. Русские мастера широко восприняли ренессансную строительную технику и стали пользоваться точными измерительными инструментами. Самое же главное в том, что в древнерусское зодчество проникли некоторые архитектурные идеи итальянского Возрождения, влияние которых сказалось в большей ясности сооружений благодаря использованию классического ордера. Вместе с тем применение декора, характерного для итальянского зодчества 15 в. наложило отпечаток светскости и на церковные здания Древней Руси. Проникновение в древнерусскую архитектуру форм итальянского Возрождения нисколько не поколебало ее исконных основ. Напротив, итальянцы, работавшие на Руси, всегда подчинялись той системе, которая была выработана на протяжении многих столетий русскими зодчими.

По образцу пятиглавого Успенского собора с применением декоративных деталей Архангельского:

соборы Новодевичьего монастыря в Москве (1524),

Ростова Великого (начало 16 в.),

Рождества Богородицы Лужецкого монастыря под Можайском (начало 16 в.),

Дмитрова (начало 16 в.),

Никитского монастыря в Переславле-Залесском (середина 16 в.)

Из светских сооружений сохранилась часть старого кремлевского дворца - приемная великого князя - Грановитая палата, построенная Марком Фрязиным и Пьетро Солари в 1487-1491 гг. Окна были двойные, сводчатые. Кровля была высокой. Грановитой названа за рустовку. Вдоль южной стены – спуск и крыльцо. Преддверье – святые сени. Зал – 500м кв., в центре столб, на который опираются крестовые своды. Росписи не сохранились. Здесь заседало правительство, боярская дума. От дворца сохранились только белокаменные подвалы.

Сохранились и другие гражданские сооружения, главным образом монастырские трапезные, большей частью двухэтажные здания, наружный вид которых прост и скромен. Им свойственна тем не менее большая живописность, которая проявляется в планировке, в расположении окон, а также в скупом, но выразительном декоративном убранстве. Примером может служить трапезная Троице-Сергиева монастыря.

Сравнительно небольшое количество дошедших до нас построек светского характера объясняется тем, что их строили преимущественно из дерева.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]