Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
neformal.pdf
Скачиваний:
108
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
3.02 Mб
Скачать

НКС Минвуза СССР, а также частично из материалов «Программы «МИОП-3-87» («Создание экогрупп на базе протестных подростковых движений»).

Вначале 90-х годов только что возникшее движение ролевых игр активно взаимодействовало с подразделениями Леноблгорсовета Всероссийского общества охраны природы и партией зеленых Ленинграда (Санкт-Петербурга). Большое количество ролевиков являлось общественными инспекторами Общественной инспекции по охране природы Ленинграда и Ленинградской области. Данные архивные материалы также были использованы при подготовке настоящего описания.

Вработе использовались данные лаборатории изучения молодежных субкультур «Института подростка». С участием сотрудников лаборатории проводился целый ряд игр, особенно на первом этапе возникновения ДРИ.

Наиболее подробный сбор данных производился о моменте зарождения ДРИ. Благодаря указанным источникам, удалось получить информацию о первичных группах и об их персональном составе.

Информация о ДРИ накапливалась в течение длительного времени с момента формирования самого движения, структурная интерпретация имеющихся материалов позволила провести генетический анализ движения и его субкультуры.

Уникальность данного исследования обусловлена, в том числе, тем, что в случае с ДРИ имелась возможность изучить начальный период его существования, со стадии формирования. По иным НМО такая возможность отсутствует.

Второй особенностью сбора информации о возникновении ДРИ была сильная мифологизация событий тех времен у ролевиков в настоящее время.

Мифологизация происходила в течение длительного времени несколькими поколениями ролевиков с отнесением создания ДРИ на разные периоды начала и середины 90-х годов. Информационной ценности для настоящего описания данные мифологемы не имели, так как не подтверждались фактическими событиями. Как правило, в мифах давалась не иная интерпретация реальных событий зарождения ДРИ, а произвольно назначалась дата возникновения ДРИ, обычно существенно более поздняя, чем в реальности. Вторым вариантом возникновения подобных мифов была попытка произвольной экстраполяции аналогичных событий в других регионах на Санкт-Петербург.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРИ

Формирование ДРИ

Формирование движения ролевых игр происходило в несколько этапов.

1.Формирование прото-сообщества с первичной субкультурой. На первом этапе (в 19891990) возникло диффузное сообщество разноплановых групп, которые сформировали в дальнейшем движение ролевых игр.

2.Формирование движения РИ. На втором этапе (1990-1991), возникает социальный институт ролевой игры, вокруг которого формируется движение. Сформировали движение в Ленинграде и выступили в качестве нормоформирующего слоя группы, относившиеся к «Системе» хиппи.

3.На третьем этапе (1991-1994) начало происходить быстрое видоизменение субкультурных норм, адаптируясь к требованиям реализации ролевых игр и функционированию движения. Субкультура продолжает оставаться хиппи-ориентированной, однако отход от собственно хипповских норм очевиден.

4.Четвертый этап (1994-1997) характеризуется формированием нового сообщества с иными субкультурными характеристиками («вторая волна»), вовлечение его в конфликт с нормоформирующим слоем «первой волны».

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРЕДПОСЫЛКИ К ФОРМИРОВАНИЮ ДВИЖЕНИЯ

Формирование прото-сообщества и первичной субкультуры

63

Среда формирования прото-сообщества и первичной субкультуры

Говоря об истории движения, необходимо затронуть тот фон, на котором оно возникало.

Начало 90-х характеризовалось разрушением социальных институтов общества, существовавших до того, кризисом социальной идентификации. В этих условиях проблема самоидентификации молодежи встала крайне остро. Одновременно происходит распад хипповской «Системы» и кризис большинства существующих неформальных движений. Социально-экономические условия, к которым эти движения были приспособлены и которые, по большому счету, определяли сам факт их существования – исчезли, что и привело к кризису.

Одновременно субкультура хипповской «Системы» вошла в стадию «размытия» (5-й уровень развития субкультуры) и перешла в разряд части общемолодежной субкультуры (моды). Это, в частности, сказалось на том, что в около-хипповских тусовках, а затем в диффузном сообществе, сформировавшем в дальнейшем ролевое движение, было достаточно много молодых людей, ранее не участвовавших в НМО – школьников из физико-математических школ (30-й, 239-й), в которых были сильно развиты туристические традиции и традиционно подход к воспитанию был неформальным.

В рамках исследования проведен анализ среды и конкретных групп, на базе которых впоследствии возникло движение ролевых игр в Ленинграде. Следует отметить, что особенности формирования движения в Ленинграде сказались и на дальнейшем развитии движения в регионе.

Здесь следует отметить, что многие представители ленинградской «Системы» принимали активное участие в деятельности Совета Экологии и Культуры и иных неформальных политизированных структурах перестроечного периода вместе с коммунарами и творческими молодежными объединениями (Ленинградский дворец пионеров — литературный клуб «Дерзание», Фрунзенский ДПШ — КСП «Ваганты», ЮАШ «Земля–Вселенная»). Это приводило, в частности, к взаимной субкультурной толерантности. Поэтому, например, периодически сложно провести границу между коммунарскими и хипповскими тусовками того периода.

Формирование диффузного сообщества

На базе таких взаимопроникающих тусовок возникло диффузное сообщество по типу группировки (группировка – тип сообщества, возникающий за счет наличия устойчивого контакта между несколькими группами), численностью порядка 100 человек, сохранявшее в общих чертах социальные институты и нормы хипповской «Системы».

Для данного сообщества были характерны «ядерные» структуры – базирующиеся вокруг эмоционального лидера. Для данной общности был характерен антиурбанистический уклон и наличие практик, связанных с местонахождением в лесу. Общность существовала за счет наличия коммуникативных социальных институтов, обеспечивавших возникновение личных контактов между представителями различных сообществ и наличие общего культурного фона. За счет существования этих контактов происходил обмен нормами и ценностями.

Приток в это сообщество происходил за счет старых коммуникативных связей – возникших в более ранний период.

В качестве объединяющих коммуникативных институтов функционировали как хипповские и околохипповские тусовки: кафе «Дора», «Ротонда» и другие подобные места, так и совместные практики.

У данного диффузного сообщества имелись как «доставшиеся по наследству» от хиппи и других неформальных структур (экологи, защитники городской архитектуры, музыканты) социальные институты, так и ряд собственных, возникших вокруг совместных практик.

На тот момент это было не проявлено, но ретроспективно можно проследить влияние субкультурных особенностей групп, входивших в данное диффузное сообщество.

Состав прото-сообщества

На момент формирования сообщества в 1989 – 1990 годах около двух третей его составляли представители двух хиппи-ориентированных группировок: тусовки эколого-этического направления, находившейся в поле влияния «Гринхиппа», и тусовки кельтско-фольклорного направления – группы

64

Яцуренко («Рюкзакевичей»), привнесшей в субкультуру сообщества, а в дальнейшем в субкультуру ленинградского движения ролевых игр элементы кельтской мифологии.

Среди данных направлений были широко развиты мистериальные практики. Обе группировки достаточно тесно взаимодействовали.

Эколого-этическое направление в «Системе»

Эколого-этическое направление в ленинградской «Системе» возникло в 1986 году и к 1987 году оформилось в форме молодежной дружины по охране природы «Гринхипп».

«Гринхипп» был сформирован в 1987 году Леноблгорсоветом Всероссийского общества охраны природы по программе МИОП НКС Минвуза СССР «Программы «МИОП-3-87» («Создание экогрупп на базе протестных подростковых движений»). Первоначально имел статус отряда «Зеленого патруля», а впоследствии, по мере приема хиппи в качестве общественных инспекторов Общественной инспекции по охране природы Ленинграда и Ленинградской области, «Гринхипп» получил статус отряда данной инспекции на правах районного отряда.

Леноблгорсоветом ВООП были выделены помещения «Гринхиппу» для его работы в Дзержинском районном совете ВООП и в Леноблгорштабе Общественной инспекции по охране природы. В Дзержинском районном совете ВООП имелись условия для формирования собственной тусовки «Гринхиппа».

Параллельно шло развитие субкультурных норм эколого-этического характера вокруг ЮАШ (юношеской астрономической школы) «Земля - Вселенная». Оттуда был заметный приток в состав экологоэтического крыла хиппи с привнесением специфической мифологии и этики.

В 1988, 1989 годах эти группы организовывали хипповские лагеря в Ленинградской области, отличавшиеся от традиционных лагерей хиппи (таких, как лагерь в Пицунде, лагерь на р. Гауе в ЭССР) ярко выраженной экологической направленностью. В лагерях проводились обучающие игры по программам Молодежной инспекции по охране природы (МИОП), мистерии, сходные с концепцией «Живой Земли» Билла Пфайпффера. (психотехники, направленные на восприятие всего живого как части себя, в том числе через вживание в роль неантропоморфных живых существ).

Для эколого-этического направления было характерно использование в собственной мифологии мотивов творчества Стругацких (Сталкер, Зона), туристической (в первую очередь, «пещерной» – спелеологической и спелестологической) мифологии, эстетики «копателей», привнесенной околохипповской тусовкой вокруг ЮАШ «Земля–Вселенная» (эстетики военных формирований, напоминающей униформистскую, опирающейся на период Зимней и ВОВ), элементов субкультуры как традиционно хипповских, так и привнесенных из движения дружин по охране природы и КСП. Ряд устойчивых образов мифологии Толкиена использовался даже не читавшими его.

Появляются характерные социальные институты, совмещающие экологическое просвещение, природоохранную деятельность и построение альтернативной культуры на основе «погружения в сказку».

Кельтско-фольклорное направление в «Системе»

Было представлено на тот момент группой «Рюкзакевичи». Значительная часть членов группы вышла из литературного клуба «Дерзание» ленинградского Дворца пионеров. В группе высокой популярностью пользовались малоизвестные в молодежных кругах на тот момент кельтская литература и кельтский эпос. Для группы была характерна высокая общегуманитарная образованность. Собственно, именно «Рюкзакевичи» привнесли в субкультуру

ролевого движения города кельтские праздники – сперва в качестве околомистических практик, затем трансформировавшихся в субкультурную традицию.

Заключение

В период конца 1980-х – до 90-го гг. формируется прото-сообщество с субкультурой, которая сыграла роль первичной субкультуры для ДРИ. Данное сообщество возникло на базе «Системных» сообществ,

65

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]