Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Билеты к Кененовой 2020 от 402 гр.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
4.02 Mб
Скачать

Проверку проводили в отношении всех госслужащих, претендовавших на важные посты.

Меры:

1) увольнение,

2)понижение в должности 3) запрещение на 5 лет занимать ответственные посты в государственном аппарате для люстрируемых лиц.

Практически существовала возможность подвергнуть люстрации любого человека, в отношении которого могло было быть выдвинуто обвинение в нарушении прав человека. Но в Чехии существовали определенные процессуальные гарантии, облегчавшие участь люстрируемых, так как началась проблема достоверности информации архивов спецслужб, итогом явилось то, что обвинялись невинные люди.

Процессуальные гарантии

Одна из гарантий в том, что правительство Чехии было обязано предоставит доказательства вины люстрируемых лиц, т.е. процесс был открытым, а обвиняемые получали традиционные процессуальные гарантии, включая право на апелляцию.

4. Словакия - Люстрация не работает.

В Словакии этот закон не работал в первую очередь из-за симпати й к коммунистам, в первы й период существования словацкого государства до 1996 года к словацким руководителям плохо относился запад, так как они пытались освободиться от американского влияния и западного влияния.

Эту активность прокоммунисты пытались погасить, следовательно, люстрация там не работала.

ИТОГ:Люстрацию не прошли Болгария (КС отменил закон о декомунизции 1992), Румыния. Ее прошли только те страны, которые были более успешны в экономическом плане.

50. Квазиконституционализм и конституционное развитие (на примере Болгарии и (или) других государств ЦВЕ). «Юридический» конституционализм против «политического» конституционализма (пример Польши).

Болгарские конституционалисты считают, что у них отразилось показательное явление для Восточнои<Европы. Это называется "квазиконституционализм"

Конституционализм - при помощи двух основных средств сдерживание государственнои< власти:

-признание основных конституционных прав и свобод

-признание принципа разделения властеи< и построение всеи< системы государственных органов.

В каких пропорциях на практике должны соотноситься эти принципы друг с другом?

Пока шла борьба между хорошим (от запада) и лучшим (свое) выяснилось, что сложились механизмы власти, которые отличаются от конституционнои<модели. Но эти отличия тем не менее не исключают влияния на новыи<механизм власти неконституционно очерченных вполне легальных структур (то есть как я понял — это в реальности политическая власть складывается отлично от того, как то прописано в конституции; 2) ведет к ослаблению самои<конституции, так как неформальные правила оспаривают верховенство писаных правил).

Причины популярности квазиК:

Во-первых, это так называемыи<рост нового популизма: образование сильных мажоритарных движении<вокруг харизматических лидеров, которые способны стать своеобразным тестом для существующих конституционных установок.

Во-вторых, это процесс интеграции в ЕС, которыи<укрепляет не только формальные, но и неформальные конституционные правила

Вступление в ЕС закрепило ряд неформальных, но весьма обширных ограничении< политического процесса в Болгарии, которые получили название «квазиконституционализм».

С однои<стороны, они сделали демократический процесс необратимым и способствовали укреплению демократии. С другои<стороны, они ограничили пространство политической конкуренции между ведущими политическими партиями. Это снизило их потенциал в области мобилизации общественнои<поддержки и создало пространство для появления новых политических игроков популистского толка, продвигающих националистические идеи и выступающих за личную честность и порядочность политиков.

Реальныи<конституционализм между тем оказался в невыгодном положении: пострадали легитимность и статус Конституционного суда; в аналогичнои<ситуации оказалась и сама Конституция.

Вступление Болгарии в ЕС и появление в политическои<практике квазиконституционализма не помогло предотвратить ослабление доверия населения к представительным институтам.

В целом, вступление в ЕС убедило болгарских избирателеи<в том, что принцип демократии должен иметь первостепенное значение при осуществлении государственнои<власти. Но в то же время оно не принесло удовлетворения теми формами и способами, в каких этот принцип деи<ствует. И в самом деле, пока болгарская демократия не оправдала возлагавшихся на нее надежд и вызывает недовольство общества.

Отдельные черты общественной жизни Болгарии: (негативные)

—низкий уровень доверия населения к представительным структурам власти, в особенности парламенту и ведущим политическим партиям;

—низкий уровень участия в демократическом процессе: выборы, членство в партиях, ограниченный объем пожертвований партиям;

—постоянное появление новых популистских политических партий и движений, лидеры которых обладают харизмой, выступающей своего рода заменой партийной структуре и внятной партийной программе, отсутствующих у подобных сил;

—возрастающее внимание к «проблемам идентичности» в политических платформах ведущих политических партий;

—чрезмерная независимость судебной системы (включая Конституционный суд) — до той степени, когда эти учреждения становятся корпорациями, обслуживающими собственные нужды.

Суть

Формальные характеристики квазиконституционализма следующие:

с точки зрения времени, как предполагается, квазиконституционные ограничения должны «пережить» действующую политическую власть;

эти ограничения имеют более широкий охват и более глубокое воздействие, нежели ограничения конституционализма как такового: они охватывают экономические, социально-политические аспекты, внешнеполитические отношения и тому подобные аспекты;

в целом, они не имеют юридически обязывающей силы: они не являются формальными, правовыми ограничениями;

если политические элиты нарушат данные обязательства, они будут подвергнуты серьезной критике как со стороны общества в целом, так и со стороны внешнеполитических партнеров, или же с обеих сторон. Иными словами, политическая цена за их нарушение очень высока;

квазиконституционные ограничения могут быть институционализированы, то есть воплощены в формальных институтах. Парламент может в принципе упразднить такие институты, однако цена этого будет высокой не только в политическом смысле, но и в смысле временных затрат парламента, его экспертного потенциала и иных «транзакционных издержек»;

квазиконституционные ограничения обычно соблюдаются всеми основными политическими игроками;

обычно эти ограничения являются предметом широкого социального консенсуса. Тем не менее этот консенсус может представлять собой весьма динамичное явление; в любое время могут появиться группы, выступающие против отдельных элементов

квазиконституционных ограничений. Важно, чтобы ограничения были в целом приемлемы для общества.

Квазиконституционные институты по сферам: 1. В сфере экономики.

До 1996 г. БСП (Болгарская социалистическая партия) вела себя в духе социализма и сделала следующее - отложила процесс приватизации, ослабила финансовую дисциплину, финансируя убыточные государственные предприятия и в итоге банковская система страны почти развалилась. В стране началась гиперинфляция.

Первая квазиконституционная мера - создан валютный комитет парламента и он должен был контролировать процессы коррекции финансовои<системы и курс болгарского лева был привязан к курсу евро.

Вторая мера - заключение соглашений с МВФ и всемирным банком, предусматривавшие предоставлявшие заи<мы в обмен на быстрые реформы. Где реформы? В сфере приватизации и улучшение работы административного аппарата. Постепенно эти ограничения были признаны в Болгарии легитимными и были легализованы в национальном праве надлежащим образом.

2. В сфере политики.

Вступление в ЕС и НАТО привело к установлению режима политического наблюдательного совета со стороны европейских экономических и военных структур в

отношениях с правительством Болгарии. Какои<режим был установлен для правительства Болгарии?

- регулярно докладывать о движении реформ Еврокомиссии

- должны было координировать внешнюю политику страны с партнерами по ЕС

-пространство для независимых инициатив в сфере международной внешней

политики резко сужалось, например, единственным актом неповиновения когда велась агрессия против Югославии, был отказ принять албанских беженцев на территорию Болгарии.

3. В области управления правосудием.

2002-2009 г. - реформирование судебнои<системы стало сверхзадачеи<, а также борьба с коррупцией и организованной преступностью. Бюджет судебнои< системы возрастал, зарплаты поднимались, но при это бюджет системы образования был краи<не скудным, зарплаты учителеи<находились на том же самом уровне (cоц. сфера страдала)..

2007 г. - произошла забастовка учителеи<. С 1989 г. ничего похожего в стране не было, масштаб протеста был огромен. Политика правительства была ясна болгарским учителям. (Кризис)

4. Конституционный суд.

Против воли политического большинства страны, КС вывел из области политическои< конкуренции 4 вопроса, просто признал одни меры конституционными, другие - нет. Конфронтация между политическими силами по ним возникла. Предлагались решения политическими противниками. А КС взял и снял эти вопросы. Повлиял ограничивающим образом на политическую активность конституционных органов. Массовое недоверие к обеим сторонам конфликтам вызвало.

Реституция национализированных сельхоз земель (представители правых и левой партии схлестнулись). Под влиянием БСП была отвергнута полная реституция в пользу предоставления бывшим владельцам государственных облигаций. Признана позиция неконституционной, КС настоял на полной реституции, признавая ее конституционным принципом.

Также выработан подход к реституции городских объектов недвижимости.

Вопрос независимости общественных электронных СМИ. Произошел конфликт между правительством и оппозицией. Независимость была обеспечена решением КС. Ранее создан спецорган за контролем общественных СМИ, создан парламентом. Тем самым независимость электронных СМИ была поставлена под угрозу. (Тоже предпосылка)

Судебная независимость. КС таким образом интерпретировал содержание независимости судебной власти, чтобы избежать существенного реформирования судебной системы. Политическая элита настаивала на кардинальной реформы. Побочное значение вмешательства - ограничение пространства политической конкуренции. Спор был прекращен. Радикализм политической партии был снят.

Что плохого сделал КС? Вмешательство КС дало вроде хорошии<результат. Но не для этого он был создан, а для решения вопросов права. А здесь выполнял квазиконстиционную функцию.

5. Акция Высшего Административного Суда Болгарии, которыи< ограничил волю политического руководства страны при решении следующих вопросов:

- блокирование приватизации табачной компании-монополиста - Болгартабак.

- поставил под угрозу проведение одной из образовательных реформ.

В других странах серьезное квазиконституционное влияние на деятельность политического руководства страны оказывают неправительственные организации.

Скомпрометировали позитивный конституционализм . Ограничивает меры, которые используются совершенно в других целях.

Суды имели свои цели, не должны были влиять на политику.

Но по факту все случилось наоборот. Структурирование власти, статус обрели именно эти суды.

«Юридический» конституционализм против «политического» конституционализма (пример Польши).

Основная проблема — разворот в Восточно-европейский странах от либеральных реформ, усиление популизма и власти конкретных людей или партий.

В Польше авангард этого движения — Право и Справедливость (Качиньский главный). Эта партия путем своего усиления и внешне демократическими методами проводила и проводит «антидемократические» реформы.

Качиньски жестко (часто неформально) контролировал министров, а также депутатов, часто обходя нормальные демократических процедуры. Кроме того, жёсткий контроль за депутатами «ПиС» дал Качиньскому редкую возможность оспаривать важные законы ещё до их принятия. Сдерживая парламентские дебаты и избегая консультаций с общественностью, Качиньский не без успеха стремится контролировать все центры

власти: парламент, правительство, судебную систему, средства массовой информации и даже частный бизнес. Этой «теневой» активности сопутствовали также инициированные «ПиС» и её лидером меры по укреплению конституционноправовых основ их влияния, в частности, за счёт судебной реформы, внесения изменений в законодательство СМИ и антитеррористическое законодательство.

Здесь стоит вспомнить и борьбу ПиС с Конституционным трибуналом (мы писали про это задание осенью). Президент Анджей Дуда продолжили наступление на судебную власть. ПиС опасалось, что Конституционный трибунал будет оказывать серьезное сопротивление действиям партии. Они попытались первоначально провернуть это через особую интерпретацию концепции разделения властей, которая заваязана на верховенстве именно парламента (а там у ПиС большинство). Она базировалась также

и на ослаблении конституционного контроля в целях предотвращения экспансии «юристократии» и «юридизации политики». Это происходило через внесение изменений в 3 закона: 1) о ВС Польши; 2) о Национальном судебном совете; 3) о Судах общей юрисдикции. Потом еще был издан и закон, блокирующий во многом деятельность Конституционного трибунала.

Наступление на судебную власть (а именно она может сдерживать законодательную) продолжилась. Был сокращен предельный срок пребывания на должности судьи ВС на фоне протестов судей против неконституционных законов. Причем президент хотел распространить действие закона и на председателя суда, чей срок установлен Конституцией, заявив, что закон здесь выше Конституции! Другой удар — это увеличение числа судей, которые назначаются Президентом по рекомендации национального совета судей, формирующегося Парламентом.