Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
You touch my talalaev2.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
3.14 Mб
Скачать

Глава IV. Международные договоры и третьи государства

Рассмотрение пространственной сферы действия и применения международных договоров включает также рассмотрение вопроса о значении международного договора для третьих государств.

1. Понятие "третье государство". Виды третьих государств

Третье государство - это государство, которое не является участником данного международного договора. Государство перестает быть третьим, как только оно становится участником договора. Поскольку участником, или субъектом, международного договора является только государство, которое выразило согласие на обязательность для него договора и для которого договор вступил и находится в силе, то третьим будет также и такое государство, которое принимало участие в разработке текста договора, но в конечном счете не выразило своего согласия с ним, и даже такое государство, которое выразило с ним свое согласие, но для которого договор еще не вступил в силу или утратил ее. Иначе говоря, третье государство - всегда государство, которое не оформило окончательно свое участие во вступившем в силу международном договоре или вышло из него*(94).

Таким образом, могут быть различные разновидности третьих государств с точки зрения степени их отношения к данному международному договору: государства, которые не имеют никакого отношения к договору; государства, участвовавшие в переговорах по договору; договаривающиеся государства и т.п.*(95) Было бы неправильным считать, что эти различия не влекут за собой никаких юридических последствий в правовом положении третьих государств в отношении международного договора. Так участвовавшие в переговорах государства имеют право подписать и ратифицировать договор, в то время как совершенно посторонние государства имеют право только присоединиться к нему (если договор открыт для присоединения, а не для подписания). Ряд обязанностей по отношению к договаривающимся государствам, не ставшим еще участниками многостороннего договора, имеет депозитарий этого договора: посылка им заверенных копий договора, информирование о документах и исправлениях к нему, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору, и т.д. (ст. 77, 79 Венской конвенции). Договаривающиеся государства имеют право знать о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимое для вступления договора в силу, было получено или депонировано, и депозитарий обязан их информировать об этом, хотя они и будут еще третьими государствами в отношении этого договора. Они также должны знать о случаях денонсации или выхода из договора. Многосторонний договор может быть прекращен в любое время с согласия всех его участников, но "по консультации с прочими договаривающимися государствами" (ст. 54 Венской конвенции).

Особую категорию "третьей стороны" представляют международные организации. Данный вопрос возник практически в связи с обсуждением в Комиссии международного права проекта статей о праве договоров с участием международных организаций. Докладчик по этой теме - французский юрист П. Ретер поставил ряд новых вопросов, и прежде всего о том, является ли международная организация третьей стороной по отношению к договору между государствами, создающими эту организацию, то есть к ее уставу. Он приходит к выводу, что хотя сама эта организация не является участницей такого договора, но и третьей стороной она не является. Все права и основные обязанности организации основываются на ее учредительном акте, так что эта организация не только вправе ссылаться на свой учредительный акт, но и должна основывать на нем свои действия в процессе функционирования. Поэтому трудно говорить об отсутствии действия в отношении третьих государств договоров, заключенных или государствами - членами международной организации, или самой организацией, когда эти договоры касаются вопросов, затрагивающих компетенцию этой организации и ее государств-членов*(96). Еще более сложная ситуация возникает в случае, когда не все государства являются участниками международного договора, в котором участвует международная организация, куда входят не участвующие в этом договоре государства. Являются или нет такие государства "третьими" по отношению к этому договору? По мнению Ретера, в таких случаях необходимо придать большую гибкость понятию "третье государство", равно как и понятию "участник договора".

Поставленные Ретером вопросы и его концепция, которую он провел в своих докладах (первый - в 1972 г., второй - в 1973 г. и шестой - в 1977 г.)*(97), вызвали оживленную дискуссию в Комиссии международного права. Результатом ее явились формулировки ст. 34-38 проекта и специальная ст. 36-бис, аналогичной которой нет в Венской конвенции 1969 года, о последствиях договора, участником которого является международная организация, для третьих государств - членов этой организации. Формулировка ст. 36-бис со времени ее рассмотрения на 30-й сессии Комиссии международного права вызвала много противоречивых мнений как в самой комиссии, так и в замечаниях правительств и в ходе прений в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН. Под влиянием острой критики П. Ретер предложил новую формулировку этой статьи, но и она подверглась критике*(98). Ряд правительств, в том числе СССР, в своих замечаниях высказались вообще за исключение этой статьи из проекта как находящейся в противоречии с остальными статьями проекта и принципами международного права, зафиксированными в Венской конвенции о праве международных договоров в ее статьях, касающихся третьих государств*(99).

Что касается понятия "третья международная организация", то в ст. 2 проекта под ней понимается "международная организация, которая не является участницей международного договора". Это определение не раскрывает и не ставит перед собой цель раскрыть юридические последствия таких ситуаций. Рассмотрение всех этих вопросов нуждается в специальном исследовании, которое выходит за рамки данной книги. (См. книгу третью настоящего издания. - Ред.)

Возникает вопрос, не являются ли новые независимые государства, образовавшиеся на месте прежних колоний, "третьими" государствами в отношении договоров, заключенных от их имени колониальными державами - метрополиями? Нет, не являются, так как речь идет не о проблеме третьих государств, а о правопреемстве государств в отношении международных договоров. Новое государство является не третьим государством по отношению к таким договорам, а государством-правопреемником. Его правовое положение, права и обязанности регулируются не Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года, а Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года, где действует принцип tabula rasa, а не принцип нераспространения договора на не участвующие в нем государства (pacta tertiis nec nocent nec prosunt). Юридическое содержание этих двух принципов неодинаково и потому требует отдельного рассмотрения*(100). Рассмотрим тот из них, который непосредственно относится к праву международных договоров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]