Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1polikarpov_v_v_sovremennye_problemy_nauki / Поликарпов В.В. Современные проблемы науки.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
661.77 Кб
Скачать

5.7. Биопсихические основания религии.

Современная наука начинает исследовать проблему оснований религии, что обусловлено как развитием различных областей гуманитарного знания, так и результатами, полученными в смежных областях науки, прежде всего в психологии. До сих пор в религиоведении доминирует социологический подход, способствующий значительному прогрессу в понимании функционирования религий в различных культурах, однако он уже обнаруживает свою ограниченность. Известный социолог Э. Гидденс перечисляет присущие всем религиям характерные для них черты: «Религия предполагает существование некоторого набора символов, которые вызывают у верующих чувства почтения и благоговейного страха. Эти символы участвуют в ритуалах и обрядах (таких, как церковные службы), проводимых общиной верующих»459. Вместе с тем такого определения религии уже недостаточно для ее глубокого понимания, здесь требуется психологический подход. Именно его развивает в своих последних работах отечественный исследователь Е.А. Торчинов, который считает, «что в основе религии лежат подчас весьма глубинные, подчас и более поверхностные психические переживания или состояния, которые позднее, в рамках сложившейся традиции, могут быть квалифицированы как религиозный опыт»460. Этот религиозный опыт и лежит в основе феномена религии как таковой, является фундаментом религии со всеми ее верованиями, догматами и институтами.

В связи с изложенным возникает проблема биопсихических оснований религии, так как субстратом человеческой психики является физиология (и культура). Не случайно всемирно известный нейрофизиолог Х. Дельгадо в статье «Новое в исследовании мозга» отмечает важность сенсорных рецепторов мозга: «Обычно мы воспринимаем влияние, оказываемое на человека средствами массовой информации, воспитанием и обучением, как часть «нормальной» жизни, не зная о том, что, по данным недавних исследований, эти сенсорные воздействия циркулируют в виде закодированных сигналов по проводящим путям мозга и оказывают решающее влияние на морфологию нейронов, на происходящие в мозге биохимические процессы, на формирование мозга, разума и личности. Язык, характер эмоциональных и поведенческих реакций, верования и культуру человек воспринимает через глаза и уши, их нельзя ввести в мозг при помощи проводов и электронных приборов»461. Из этого становится понятным, что анализ оснований феномена религии, требует рассмотрения различных видов человеческой памяти, особенно эмоциональной.

Отличительными чертами эмоциональной памяти являются: быстрота формирования; особая прочность; непроизвольность воспроизведения. Они оказывают значительное влияние на поведение человека, его поступки, настроение и взаимоотношения с другими индивидами. Существенна роль эмоциональной памяти в формировании религиозных чувств. Приверженность религиозной системе ценностей, проявляющаяся в исступлении, использование наркотиков в ритуальных целях и т.д. в своей основе имеют стойкий след от испытанных ранее эмоциональных состояний, чаще всего на неосознанном уровне. Этот след, как было показано выше, фиксируется изменениями электрических и молекулярных свойств нервных клеток.

Известно, что все религии нацеливают своих адептов на поиск связи с «невидимым» божеством. Во всех религиях существуют ритуальные позы, которые необходимы для выражения почитания и способствуют созерцанию, благоприятному для такого общения. Физиологические исследования, применяющие такую современную технику, как спектрометрия, введение в кровь потенциометрических доз гормонов и лактатов, электороэнцефалограммы и измерение электрического сопротивления кожи, показывают, что выработанные на основе тысячелетней практики ритуальные позы действительно влияют на состояние органов человека в направлении, способствующем созерцанию. При этом ускоряется секреция определенных веществ, модифицируются процессы окисления и т.д. Все это происходит в условиях, которые, по-видимому, экспериментальным путем может произвести нейрофизиология462.

Оказывается, что традиционная поза обожания - коленопреклонение и падание ниц, насыщенная эмоциональностью, - отнюдь не результат суеверия, а ожидание «откровения», выражение интуитивной природы многомерного человека и его стремления к единению с окружающей его социальной и физиологической средой. Об этом свидетельствует бесконечное множество примеров, охватывающих всю область эзотерической и магической практики и знания, мифологическое наследие, обычаи и условности самых разнообразных культур и т.п. Когда человек что-нибудь делает, думает, чувствует или вспоминает, то в его нервной системе, в том числе и мозге, происходят физиологические изменения, сопровождающиеся эмоциональными реакциями.

Исследования показывают, что ритуал или культ является одной из аутентичных программ деятельности человеческого мозга (речь идет о религиозном и нерелигиозном культе)463. Отправление культа может принимать форму внутренних или внешних актов, дающих в результате подтверждения или упорядочивание переживаний, приносящих определенное удовлетворение. Можно сказать, что для некоторых людей культ является символическим «путешествием», «вступлением» в глубь, в бездну тайны или в сферу света. «Переживание культа должно давать человеку прилив жизненных сил, чувство полноты, божественной любви и того, что он находится в неподвижном центре вращающегося колеса»464, - подчеркивает американский религиовед Р. Белл.

Когда человек испытывает чувство почитания или поклонения, будь ли это в форме тихого созерцания пейзажа или во время религиозной церемонии, тогда блаженство, идущее из центра награды, разливается по коре головного мозга. «Это отнюдь не фантастическое предположение, - подчеркивает Дж. Янг, - ибо когда испытываем чувство блаженства, почитания, то по каналам систем распространяются нервные импульсы, освобождающие поток химических сигналов, которые открывают пути к коре мозга и ее сфере»465. Эффекты радости и почитания требуют дальнейшего более глубокого физиологического исследования процессов, происходящих в мозге при выполнении культа.

Новейшие исследования в нейрофизиологии приоткрывают завесу того, что происходит при достижении человеком чувства наслаждения и блаженства. Известно, что нейрон передает возбуждение другому нейрону, когда преодолевается «контактный барьер» (синапс). Наслаждение уменьшает сопротивление синапсов между нейронами при прохождении сигналов. Если в одном и том же проводящем пути повторяются разряды, то это облегчает такую передачу, т.е. происходит обучение. Система проторенных путей оказывает влияние на структуру человеческого «Я» (личности), причем эти эффективные проводящие пути превращаются в «мотив» и, воспринятые корой, становятся «желаниями». Согласно З. Фрейду, «мысль» возникает из сравнения «желаний» с «восприятиями»466. Таким образом, эмоциональная окраска определенных внешних сигналов (положительная или отрицательная) позволяет регулирующим системам мозга выбрать из множества возможных ответов на такие сигналы наиболее подходящий. Для адепта религии наиболее подходящим будет ответ, ориентированный на религиозную практику, которая в первую очередь нацелена на эмоциональную сферу жизни человека.

В научной литературе имеется представление о том, что мозговой аппарат эмоций и мотиваций усиливает циркуляцию импульсов в нейронных системах, необходимую для перехода нейродинамической фазы фиксации следа в фазу структурно-химических изменений, которые обеспечивают долговременное хранение информации в структуре мозга. Данное представление получило экспериментальное подтверждение467. Эмоциогенные зоны мозга принимают активное участие в процессах консолидации следов памяти. Здесь существенно то, что включение эмоционального компонента одновременно с процессом фиксации информации есть суть эмоционального восприятия человеком внешнего мира. Вместе с тем следует учитывать, что при нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции468. Этот аппарат эмоций, используемый в качестве регуляторного механизма для управления процессами памяти, уже давно применяется в культовых практиках христианства, ислама, индуизма, даосизма, буддизма, дзэн-буддизма, оккультизма и в других религиях и религиозных сектах.

Сложными материальными носителям памяти человека являются свыше ста миллиардов нейронов и бесконечное множество связей между ними: «В конечном счете память — это некая последовательность событий на молекулярном уровне»469. Изучение активности нейронов при поведении человека обнаружило их поведенческую специализацию. В различных областях мозга описаны, в частности, нейроны «конкретных поведенческих актов» (В.Б. Швырков), «места» (О. Киф), «экстраперсонального пространства» (В. Маунткасл), «целей» (В.Б. Швырков) и др. Эксперименты подтверждают гипотезу, согласно которой существует исходное генетическое разнообразие нейронов различной специализации, проявляющееся лишь в том или ином поведении. Иными словами, специализация нейронов носит врожденный характер470.

Вместе с тем нельзя забывать о том, что несмотря на многоуровневый характер (молекулярный, клеточный и т.д.) человеческой памяти, она является интегральным целым. При этом аппарат эмоций может «запускать» в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов. Следует учитывать, что «эмоциональная память включает не только память о самом состоянии эффекта, но и системе запуска», т.е. о ситуации, обусловившей его возникновение»471. Вот почему различного рода ритуальные церемонии, ритуалы и культы, неразрывно связанные с соответствующими религиозными догматами, эмоционально закрепляют эти догмы в памяти. Известно, что существуют скрытые формы участия эмоциональной памяти в жизнедеятельности человека (в значительном числе случаев эмоциональная память «срабатывает» на неосознанном уровне); можно сказать, что усвоенные религиозные догмы автоматически определяют поведение человека (особенно поведение религиозного фанатика). Таким образом, данные, полученные в ходе исследования памяти человека, позволяют в общем виде представить биопсихические основания и механизмы формирования религиозного подхода к миру, однако здесь еще много неясностей, что требует дальнейших исследований.