Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Morskoe_pravo__M_I_Savchenko.rtf
Скачиваний:
64
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.56 Mб
Скачать

Глава 19. Арест морских судов

Под арестом имущества в гражданско-процессуальном законодательстве практически всех стран мира понимается задержание имущества должника, осуществляемое судом (арбитражем) и направленное на ограничение права собственника или законного владельца на распоряжение и пользование этим имуществом. Делается это для защиты интересов кредитора или требований любого другого лица. Так, согласно п. 1 ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь одной из мер обеспечения иска может быть "наложение ареста на имущество, в том числе на денежные суммы, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц". Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь также предусматривает арест имущества должника. Обращение взыскания на имущество, в том числе на имущественные права, производится путем наложения ареста на имущество в установленном законодательством порядке.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости - ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Для производства ареста с целью получения обеспечения необходимо подать исковое заявление, добиться его принятия судом, уплатить госпошлину, а затем ходатайствовать об аресте, и если суд сочтет, что такая мера необходима для обеспечения последующего исполнения его решения, то он или судья единолично может вынести определение об аресте, которое приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда. Подобные нормы содержатся в гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, стран Балтии и многих других государств мира всех систем права.

Арест имущества или денежных средств заключается в запрещении распоряжаться соответствующим имуществом или денежными средствами, принадлежащими ответчику. Имущество и денежные средства могут находиться в этом случае как у самого ответчика, так и у других лиц. При аресте имущества оно не может быть продано, обменено, подарено, сдано внаем, заложено или уничтожено. Арест имущества по общему правилу не препятствует пользованию им, если это не влечет уничтожения имущества и не уменьшает его ценности. Наложение ареста на имущество возможно, если при длительном хранении оно не потеряет своих качеств. Такая мера не может применяться, в частности, в отношении скоропортящихся товаров. Наложение ареста на имущество или денежные средства является наиболее распространенной формой обеспечения иска арбитражным судом. Арест имущества производится в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

Арест в торговом мореплавании - это принудительное задержание судна или груза на основании решения суда (арбитража). Аресту судов в КТМ Российской Федерации посвящена глава XXIII (ст. 388 - 393), пункт 1 ст. 388 который гласит: "Для целей настоящей главы арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования". Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации предусматривает возможность вынесения постановления о наложении ареста на находящиеся в российском порту судно или груз другой стороны. Морская арбитражная комиссия (МАК) разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права (п. 2 Положения о МАК при ТПП Российской Федерации)

Необходимо отметить, что арест морских судов преследует три основные цели. Прежде всего, он представляет собой так называемую промежуточную помощь кредитору, предпринимаемую им для защиты своих интересов еще до начала судебно-арбитражного процесса. Так, по законодательству ряда стран, если должник не выставит надлежащего обеспечения и не предпримет других действий по защите своих интересов в установленный законом срок, арестованное судно может быть продано с торгов под надзором суда без рассмотрения спора по существу и требования кредиторов будут удовлетворены из полученного от продажи дохода.

Другой целью ареста судна является установление юрисдикции суда определенного государства. Законодательства довольно значительного количества морских стран предусматривают, что суд, вынесший решение об аресте судна, компетентен, а в ряде стран обязан рассмотреть спор и вынести решение по существу. В Российской Федерации такой арест допустим по постановлению председателя МАК при ТПП, так как в п. 1 ст. 388 КТМ Российской Федерации сказано: "арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования", так как МАК является третейским судом по морским делам.

Третьей, а по значимости главной, целью ареста морского судна является принуждение должника выдать в установленном законом порядке требуемое кредитором обеспечение. Согласно законодательству абсолютного большинства государств мира в случае предоставления должником обеспечения требуемого размера задержанное судно подлежит немедленному освобождению. Так, согласно ст. 391 КТМ Российской Федерации судно может быть освобождено от ареста только на основании постановления суда, арбитражного суда или третейского суда (МАК) при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме.

Таким образом, арест судна представляет собой такую меру воздействия на должника посредством обращения в суд или иной правоприменительный орган, которая позволяет кредитору на любой стадии процесса, а по законодательству большинства стран и до его начала принудить должника на законном основании без признания ответственности, отказа от средств защиты или права на ограничение ответственности с его стороны выставить обеспечение в удобной для кредитора и в установленной законом форме и обеспечить рассмотрение спора по существу в конкретном суде с применением местного законодательства.

Однако законодательство различных стран по-разному регламентирует условия и процедуру ареста морских судов. Для преодоления этих разногласий на международном уровне, обусловленных особенностями гражданско-правового законодательства различных государств, еще 10 мая 1952 г. в Брюсселе была принята Международная конвенция по унификации процедуры ареста морских судов (далее - Конвенция 1952 года), которая вступила в силу 24 февраля 1966 г. Ее участниками в настоящее время являются более 50 государств. Следует подчеркнуть, что 4 января 1999 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов". В соответствии с п. b ст. 14 Конвенции 1952 года для каждого подписавшего государства, ратифицировавшего эту Конвенцию, она вступает в силу через шесть месяцев после сдачи на хранение его ратификационной грамоты. Таким образом, положения этой Конвенции стали применимыми в Российской Федерации с 29 октября 1999 г.

Конвенция 1952 года ограничивает право наложения ареста на морские суда в обеспечение так называемых морских требований, к которым относятся:

ущерб, причиненный в результате столкновения, причинения личного вреда;

спасание;

договоры, относящиеся к использованию и найму судна;

договоры о перевозке груза;

ущерб, причиненный грузу или багажу;

снабжение судов;

расходы, связанные с эксплуатацией судна;

общая авария;

буксировка;

лоцманская проводка;

постройка и ремонт судна и оборудования;

расходы на докование;

зарплата капитана и команды;

дисбурсментские расходы;

споры, касающиеся титула права собственности на судно;

споры, касающиеся собственности, владения и распоряжения судном и доходом от его эксплуатации;

залог судна.

Как видно, список этот является достаточно обширным и практически полностью охватывает все операции, связанные с морским судоходством. При предъявлении любого из этих требований судно может быть арестовано. Следует особо подчеркнуть, что судно может быть арестовано только судом или иным правоприменительным органом в соответствии с законодательством государства - участника Конвенции 1952 года. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции 1952 года устанавливается юрисдикция суда, арестовавшего судно, для рассмотрения спора по существу в соответствии с законодательством этой страны, если кредитор либо его контора находятся в стране, где произведен арест, либо требование возникло в результате столкновения судов или операции по спасанию и, наконец, если требование возникло из залога судна.

Ст. 5 Конвенции 1952 года устанавливает, что судно освобождается из-под ареста после предоставления достаточного обеспечения должником. Исключение составляют лишь случаи, когда судно было арестовано по требованиям в связи со спорами о праве собственности на судно и спорами нескольких собственников, перечисленными в ст. 1 Конвенции 1952 года. В указанных случаях суд может разрешить судовладельцу использовать корабль до предоставления надлежащего обеспечения. При этом если стороны не договорятся о форме и размере обеспечения, то они будут установлены решением суда. Следует подчеркнуть, что ч. 3 ст. 5 Конвенции 1952 года оговаривает, что требование об освобождении судна в связи с выдачей надлежащего обеспечения не может быть расценено как признание ответственности должником или его отказ от права ограничить свою ответственность. В этом выражается обеспечительный характер положений данной Конвенции, направленных на достижение основной цели - получение кредитором надлежащего обеспечения своих требований.

Защита прав судовладельца устанавливается отсылочной нормой ч. 1 ст. 6 Конвенции 1952 года, предусматривающей, что кредитор несет ответственность за убытки, нанесенные должнику арестом судна, на основе положений законодательства государства - участника Конвенции, в пределах юрисдикции которого произведен арест судна. Конвенция 1952 года предусматривает, что судно государства, не участвующего в Конвенции, может быть арестовано в порту государства-участника по требованиям, предусмотренным ст. 1 Конвенции, или в соответствии с законодательством государства-участника.

Нельзя не обратить внимания на то, что Конвенция 1952 года не устранила в законодательстве государств-участников многих различий в условиях и процедуре ареста судов. Как следует из содержания статей 3, 8, 9 и 10 данной Конвенции, ее целью не является ведение общего международного режима ареста морских судов. В связи с этим в одних странах судно может быть арестовано только согласно морским требованиям, перечисленным в Конвенции и перенесенным в национальное законодательство. В других арест судна возможен по иску, связанному с такими долговыми требованиями, по которым законодательством разрешается обращение взыскания на имущество должника, и по требованиям, связанным с залогом судна. Наконец, есть страны, где арест может быть произведен по любым долговым требованиям кредитора.

Поскольку Конвенция 1952 года не устранила многих различий в порядке и процедуре ареста судов, необходимо рассмотреть хотя бы основные причины этого. Как представляется, основной причиной является то, что не все морские страны участвуют в этой Конвенции. Следующей причиной можно назвать то обстоятельство, что в разных странах исторически сложились разные правовые системы, по-разному регулирующие арест судов. Эти различия сохраняются по довольно широкому кругу вопросов. В одних странах судно может быть арестовано лишь по иску, связанному с такими долговыми требованиями, по которым законодательством разрешается обращение взыскания на судно должника (например, система, распространенная во многих странах англо-американского права), и по требованиям, связанным с залогом судов. В других странах судно может быть арестовано по любым долговым требованиям кредитора. Чтобы арестовать судно, во многих странах требуется доказать наличие имущественного требования, то есть продемонстрировать суду законность самого иска. Есть страны, где необходимо предоставить обеспечение в виде банковской гарантии, а иногда и внести в депозит суда определенную сумму, то есть произвести контробеспечение. Цель такого контробеспечения - покрыть расходы должника на тот случай, если позже выяснится, что арест судна не был оправданной мерой или вообще не имел законных оснований.

Размер контробеспечения, предоставляемого кредитором для производства ареста, часто связывается с возможностью наглядно доказать наличие имущественного требования, то есть продемонстрировать суду законность самого иска. При этом есть страны, где отсутствие таких доказательств делает арест судна невозможным. По законодательству других стран недоказанность наличия имущественного требования значительно повышает размер контробеспечения. Следует иметь в виду, что ответчику предоставляется право требовать от кредитора через суд возмещения всех убытков, нанесенных ему в результате необоснованного ареста его судна или требования о выставлении чрезмерного обеспечения.

Важным является еще и то, что нет единообразия по форме и содержанию документов, необходимых для представления в суд или другой правоприменительный орган для ареста судна. Представлять их суду в некоторых странах разрешено лишь специально нанятому для этих целей адвокату, имеющему письменное, особым образом зарегистрированное поручение клиента о защите его интересов по данному делу (power of attorney). Необходимо остановиться на особенностях ареста морского судна, когда требования кредитора не имеют прямой связи со страной, где предполагается арестовать судно. Например, когда ни истец, ни ответчик не находятся в данной стране, а также когда ни отправитель груза, ни его получатель, равно как и стороны договора купли-продажи товара или договора морской перевозки груза, не имеют связи с этой страной. В этом случае законодательством большинства стран либо прямо разрешается арест судна, либо такое разрешение сопровождается дополнительными для кредитора условиями. Это положение Конвенции 1952 года неплохо было бы усвоить белорусским грузоотправителям и грузополучателям.

Обычно процедура наложения ареста требует уведомить капитана судна об аресте его судна. При аресте иностранных судов уведомление часто направляется и консульству страны флага судна. Законодательство некоторых стран помимо того требует уведомления об аресте судовладельца. Процедура ареста иностранных судов может не отличаться от процедуры ареста национальных судов. Однако из-за особенностей законодательства некоторых стран иногда могут возникать определенные трудности с арестом иностранного судна. Тем не менее существуют и страны, где арест судна, плавающего под флагом данной страны, совершенно исключается. При соблюдении необходимых требований арест в большинстве случаев может быть наложен в течение нескольких часов после обращения в суд или соответствующие компетентные органы.

В отдельных странах арест производится автоматически после вынесения решения судом, а в других фактический арест судна осуществляется специальными судебными исполнителями. Поэтому для стороны, желающей арестовать судно, надо знать механизм исполнения судебных решений в конкретной стране. Кроме того, необходимо знать условия, процедуру, а также отведенное для снятия ареста время. В некоторых странах для этого требуется предоставление обеспечения в форме только банковской гарантии. В последние годы обеспечением признается гарантийное письмо клуба взаимного страхования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]