Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Morskoe_pravo__M_I_Savchenko.rtf
Скачиваний:
65
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
2.56 Mб
Скачать

Раздел 1. Международное публичное морское право

Глава 1. Понятие, источники и кодификация международного

ПУБЛИЧНОГО МОРСКОГО ПРАВА

1.1. Понятие международного публичного морского права

Международное публичное морское право является частью международного публичного права, составляющей отдельную отрасль. Оно представляет собой совокупность договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами в связи с их морской деятельностью. Международное морское право регулирует взаимоотношения и деятельность государств по использованию ими пространств и природных ресурсов Мирового океана.

Таким образом, международное морское право представляет собой совокупность согласованных принципов и норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих отношения между государствами по использованию Мирового океана, его дна и недр в различных целях. Как известно, морские пространства и их природные ресурсы всегда играли огромную роль в создании необходимых условий для жизни на земле.

Нормы международного морского права, составляя часть международного права, имеют единую с ним юридическую природу. Они создаются суверенными государствами путем выражения согласованной воли сторон для регулирования своих взаимоотношений в сфере морской деятельности. Согласительная природа норм международного права и его отрасли - международного морского права проявляется прежде всего в источниках этой системы права.

История формирования международного морского права восходит к моменту зарождения морской деятельности и возникновения специфических межгосударственных отношений. В своем развитии международное морское право прошло ряд этапов, связанных с развитием социально-экономических и научно-технических условий морской деятельности. На протяжении веков содержание и международно-правовые формы регулирования морской деятельности государств предопределялись относительной ограниченностью предмета регулирования и узостью круга участников правоотношений. По содержанию и предмету регулирования международное морское право в своей основе традиционно было правом судоходства, в меньшей мере - рыболовства.

Многие нормы и институты, составляющие содержание международного морского права, не встречаются в других областях международно-правового регулирования. Таковы свобода открытого моря, исключительная юрисдикция государства флага в открытом море, право преследования по горячим следам, право мирного прохода иностранных судов через территориальное море, право транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, право архипелажного прохода, право на захват пиратских судов и экипажей в открытом море и пр.

Некоторые из перечисленных выше правовых норм имеют столь существенное значение, что рассматриваются в качестве принципов международного морского права, основным из которых является принцип свободы открытого моря. Этот принцип формировался в XVI - XVII вв. в острой борьбе между феодальными государствами - Испанией и Португалией - и государствами, в которых развивался капиталистический способ производства, - Англией, Францией, а затем Голландией, выступившими за свободу морей. В этот период были предприняты попытки правового обоснования идеи свободы открытого моря.

Развернутая аргументация в пользу свободы открытого моря была дана в труде голландского ученого Гуго Гроция "Марэ либерум". Гуго Гроций писал о том, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц и что пользование им одним государством не должно препятствовать его использованию другими. В то время взгляды Г.Гроция и других ученых на свободу морей были основаны на частноправовых взглядах римских юристов. Рациональным зерном обоснования ими свободы открытого моря была связь этой свободы со свободой международной торговли.

В эпоху рабовладения и феодализма ввиду отсутствия широких мирохозяйственных связей и пространственной ограниченности морской деятельности формирование обычных норм и правил шло по отдельным морским бассейнам - регионам и учитывало прежде всего местные условия. Так возникли Родосский морской кодекс, Василика (греч. Basilika), Иерусалимские ассизы, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Черная книга адмиралтейства, Консалато дель маре и другие морские кодексы. Следует оговориться, что названные кодексы не представляли собой источника международного права, так как содержали не обычные либо договорные нормы международного права, а обыкновения - правила поведения, сложившиеся в торговле между портами того или иного региона и не санкционированные какой-либо суверенной властью. Они не регламентировали режима морских пространств, поскольку не сложились еще институты открытого моря, внутренних и территориальных вод. Поэтому наличие таких кодексов не дает основания утверждать, что уже в те времена существовало международное морское право как отрасль общего международного права.

Впоследствии, с развитием морских связей, формируются нормы и правила с более широкой сферой применения. В международные договоры стали включаться нормы о морской торговле и судоходстве, спасании на море, регулировании рыбного промысла. Происходило оформление универсальных норм, устанавливающих правовой режим морских пространств. Начала поступательно возрастать роль международного морского права как правовой основы отношений государств в процессе морепользования.

В результате постепенного, но неуклонного расширения морской деятельности и создания все более сложных, тесно взаимосвязанных и универсальных правоотношений между государствами эти нормы и правила стали складываться в автономную систему и, в конце концов, отпочковались в отдельную отрасль, которая имеет особый предмет правового регулирования (отношения государств в процессе морской деятельности) и свою подсистему.

Особенности межгосударственных отношений, регулируемых международным морским правом, заключаются в том, что на формирование морских интересов государств большое влияние оказывают уровни их экономического развития и соответственно развитие орудий труда - рыболовных судов, транспортных средств, техники и технологии добычи минеральных ресурсов и т.п., определяющих реальные возможности морепользования, а также их географическое положение по отношению к морю и его ресурсам, составляющим всеобщий предмет труда в глобальных пространственных рамках.

Значительное место в системе согласованных и взаимосвязанных норм международного морского права занимают нормы и правила, определяющие международно-правовой статус и режим морских пространств. Эта форма регулирования правоотношений между государствами выражается в конечном счете в установлении определенных объемов прав и обязанностей государств, связанных с мореплаванием, использованием живых и минеральных ресурсов или иной деятельностью.

Важными этапами кодификации и прогрессивного развития международного морского права были I и III Конференции ООН по морскому праву. I Конференция ООН по морскому праву была первым важнейшим этапом кодификации сложившихся к тому времени обычных норм о режиме морских пространств и о различных видах использования Мирового океана, кроме того, на ней были разработаны в порядке прогрессивного развития международного права новые нормы, которые в дальнейшем получили широкое международное признание.

Значение III Конференции ООН по морскому праву трудно переоценить. Она длилась с декабря 1973 г. по декабрь 1982 г. Было проведено 11 сессий. Сессии проводились один - два раза в год попеременно в Нью-Йорке, Кингстоне и Женеве. 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бее (Ямайка) была подписана ЮНКЛОС. Ее подписали представители 119 государств, в том числе Белорусская Советская Социалистическая Республика, от имени которой ее подписал Министр иностранных дел А.Гуринович. ЮНКЛОС установила всеобъемлющий режим морского пространства. Она регулирует торговое, военное мореплавание, рыболовство, добычу морских полезных ископаемых и другие виды экономической деятельности на морях и океанах. ЮНКЛОС вступила в силу 16 ноября 1994 г.

Следует отметить, что существует также значительное количество международных договоров, направленных на регулирование тех или иных конкретных видов морской деятельности - безопасности мореплавания, обеспечения рационального ведения морского промысла, охраны морской среды от загрязнения, мирного использования морских пространств и др.

Пространства Мирового океана, составляющие более 70% поверхности земного шара, подразделяются в правовом отношении на следующие категории:

внутренние морские воды;

территориальное море;

прилежащая зона;

исключительная экономическая зона;

открытое море;

континентальный шельф;

международный район морского дна ("Район").

1.2. Источники международного публичного морского права

Источники международного морского права - это формы, в которые облекаются нормы международного морского права. В соответствии с согласованной природой норм международного права его основными источниками являются международный договор и международный обычай. Международный договор создает зафиксированные в нем права и обязательства для его сторон. В отличие от международного договора обычай является источником, который наиболее полно отражает соглашение между государствами, при котором формирование обычных норм права и эффект согласованного их волеизъявления достигается длительностью (многократностью), непрерывностью и единообразием практики, которые создают убеждение в признании всеобщей практики в качестве правовой сложившейся нормы.

Обычные нормы формируются в результате повторяющейся, единообразной и постоянной практики всех или большинства государств, заключающейся в том, что в течение определенного времени и в определенной ситуации государства действуют приблизительно одинаково. Чтобы стать нормой международного морского права, оформленное таким образом правило поведения должно быть признано государствами в качестве юридически обязательного для них. Следует отметить, что в качестве обычной нормы международное морское право сложилось и утвердилось во второй половине XVIII в., т.е. в период установления капиталистического способа производства, образования всемирного рынка и победы буржуазных революций, а также всеобщего признания принципа свободы открытого моря.

Договорные нормы формулируются в доступных для их понимания выражениях, и это ограничивает возможность их различного толкования, тогда как основывающиеся на обычае нормы международного права проявляются в определенном образе поведения, характеризующемся известной степенью постоянства, а это в условиях противоречивой и постоянно изменяющейся практики государств затрудняет выявление их содержания и нередко порождает споры относительно их толкования.

Таким образом, можно констатировать, что обычай преобладает на ранних стадиях развития международного права и его отраслей и сопряжен с ограниченностью предмета регулирования, а также с ограниченностью круга участников правоотношения. С расширением регулируемых правоотношений и увеличением числа их участников ощущается потребность в более четком определении и договорном закреплении соответствующих норм и правил. Именно поэтому в современном международном праве договор по своей значимости выходит на первое место, все более оттесняя обычай. Из всех отраслей международного права обычай в наибольшей мере сохранял свое значение в международном морском праве. Объясняется это тем, что данная отрасль международного права на протяжении веков развивалась медленными темпами. Однако со временем расширение и интенсификация морской деятельности государств постепенно приводили к выработке все большего числа международных договоров и конвенций, устанавливающих и закрепляющих определенные правила в качестве норм международного морского права, обычай сохранял преобладающее значение до I Конференции ООН по морскому праву, в результате которой были выработаны и приняты 4 Женевские конвенции по морскому праву, явившиеся основными источниками международного морского права. Со вступлением в силу ЮНКЛОС, которой охватываются все основные области международного морского права, сфера действия норм права, основанных на обычае, сократилась.

ЮНКЛОС, принятая 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бее, вступила в силу 16 ноября 1994 г. На то время о своем согласии на обязательность Конвенции заявили 68 государств. Важно отметить то, что уже на 28 февраля 2007 г. численный состав участников Конвенции ООН по морскому праву увеличился до 153 государства, включая Европейское сообщество.

Правовой режим, установленный ЮНКЛОС, в основном получил всеобщее признание. Однако для достижения цели всеобщего участия в ней требуются дополнительные усилия. Это вызвано тем, что из 151 прибрежного государства участниками Конвенции пока не стало 30 государств: 5 государств Африки, 12 государств Азиатско-Тихоокеанского региона, 7 государств Европы и Северной Америки (Албания, Дания, Канада, Латвия, Литва, США, Эстония) и 6 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. За правовыми рамками ЮНКЛОС остается и большое количество (23 из 42) государств, не имеющих выхода к морю, несмотря на несомненные выгоды, открываемые для них положениями части X Конвенции.

1.3. Кодификация и прогрессивное развитие международного

публичного морского права

Кодификация и прогрессивное развитие международного морского права - это двуединый процесс, состоящий из взаимосвязанных элементов:

а) приведение действующих норм в единую систему, их уточнение, совершенствование и закрепление в международном договоре (кодификация);

б) пересмотр существующих и выработка новых норм (развитие в процессе нормотворчества).

До середины XX в. развитие международного морского права происходило преимущественно в форме кодификации, что объясняется преобладанием в нем обычая как источника. В последние десятилетия в результате изменения характера и объема морской деятельности, появления новых видов морепользования соотношение между кодификацией и формированием новых норм начинает постепенно меняться. Большое значение приобретает создание норм, регулирующих новые отношения.

Прогрессивный характер кодификации и формирования новых норм международного морского права, как и международного права в целом, определяется объективными закономерностями развития международного права, соответствием основным закономерностям развития международных отношений и обеспечивается прогрессивным характером участников процесса нормотворчества. Перестройка всей системы современных международных отношений и прогрессивное развитие международного права - взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. В частности, участием в этих процессах большой группы освободившихся от колониальной зависимости стран был предопределен прогрессивный в целом характер конвенций, принятых в Женеве в 1958 году на I Конференции ООН по морскому праву.

Характерно, что перед созывом III Конференции ООН по морскому праву, наряду с назревшей необходимостью частичного пересмотра отдельных норм и принятия новых норм, восполняющих пробелы и регулирующих отношения в новых областях морской деятельности, предпринимались попытки необоснованного пересмотра тех положений, которые прошли испытание временем, ставился, по сути, вопрос об изменении всей структуры международного морского права. III Конференция не согласилась с экстремистским подходом делегаций, которые стремились создать видимость правового вакуума и тем самым оправдать отход от упорядоченного развития международного морского права. Сбалансированное решение вопроса о характере изменений в международном морском праве нашло отражение в определении результатов работы III Конференции как кодификации и прогрессивного развития международного морского права.

В условиях современных международных отношений кодификация и прогрессивное развитие международного морского права осуществляются в рамках ООН и других межправительственных организаций и созываемых под их эгидой конференций с представительством, близким к универсальному. Согласно п. 1 "а" ст. 13 Устава ООН в функции Генеральной Ассамблеи ООН входит организация исследований и дача рекомендаций в целях поощрения кодификации и прогрессивного развития международного права. Следует подчеркнуть, что задача III Конференции ООН по морскому праву состояла не в простой кодификации действующих норм, а в создании новых норм по широкому кругу новых вопросов. Непосредственное участие всех государств в выработке проекта конвенции хотя и замедлило процесс переговоров, в целом способствовало одобрению результатов работы почти всеми участниками III Конференции, на которой была принята ЮНКЛОС, поистине уникальный документ современности ("конституция" океанов).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]