Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия_Шпоры.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
847.87 Кб
Скачать

44. Взаимоотношения объективного и субъективного в истории. Фатализм и волюнтаризм.

По классификации форм движения материи, предложенной еще Ф. Энгельсом и сохранившей научную состоятельность, существуют механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы, каждая из которых характеризует качественно различные структурные уровни развития материи. Социальная форма движе­ния как высший и наиболее сложный уровень объективной реально­сти - это жизнь человеческого общества. Включая в себя все предыдущие, она является не только качественно новой формой, но и особой областью объективной реальности, коренным образом от­личающейся от той, которая представлена всеми другими формами движения.

Ее специфика заключается прежде всего в том, что здесь все процессы, тенденции, события реализуются через деятельность соци­альных субъектов, наделенных сознанием и познанием, способными отразить эти процессы и явления в их существенных связях и отно­шениях. Познание связей позволяет влиять на причины и условия, их порождающие. Люди не могут отменить или запретить те или иные объективно сложившиеся процессы и отношения, но они могут познать их и воздействовать на те условия и причины, которые определяют и порождают эти отношения и их последствия, тем са­мым в какой-то степени регулировать и направлять общественное развитие. По мере расширения знаний о причинах и условиях фор­мирования, функционирования и реализации этих законов и тенден­ций повышаются возможности людей овладевать собственными об­щественными отношениями. Это может поднять степень социальной свободы, которая, однако, никогда не станет абсолютной.

Из данной специфики социальной жизни, которую реализуют субъекты, наделенные сознанием, вытекает своеобразие диалектики объективного и субъективного в социально-исторической практике. Оно заключается в том, что каждое отдельное действие отдель­ного человека детерминировано его сознанием (целями, интересами, стремлениями), но из множества действий, поступков различных людей, преследующих своп цели, формируется среднеарифметическое, некая объективная тенденция, не зависящая ни от сознания каждого чело­века, ни от общественного сознания людей.

Люди живут, учатся, работают, производят продукты, обмени­вают их и т. д. В результате складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития. Она и образует объективную логику истории, историческую тенденцию, не подчиняющуюся общественно­му сознанию, никогда не охватываемую пм полностью, но существу­ющую и реализуемую не иначе как через сознательную практиче­скую деятельность люден.

Некоторые социологи, желая особо подчеркнуть объективность общественных законов, отмечают, что последние не зависят не толь­ко от общественного сознания, но и от самих людей. При этом исторический процесс представляется состоящим из двух сторон: 1) совокупности обстоятельств, условий, объективных отношений и процессов, выступающих как внешняя среда; 2) сознательной чело­веческой деятельности, воздействующей на объективные процессы. Получается своеобразный параллелизм: объективная историческая закономерность, социальная среда и сознательная человеческая дея­тельность ставятся рядом, автономно, будто существует некий естественноисторический процесс и наряду с этим люди, творящие исто­рию. Вот одно из подобных утверждений: «Жизнь общества в це­лом есть единство двух взаимодополняющих начал: объективных, от волн и сознания субъекта не зависящих, отношений и процессов и деятельности субъекта».

Из такого подхода следует, что объективные общественные за­коны могут не только существовать независимо от людей, но и дей­ствовать, функционировать и реализоваться без человека и челове­чества. Одновременно сознательная человеческая деятельность ока­зывается за пределами объективных законов. Противопоставление исторической закономерности и человеческой деятельности ведет к концепции существования объективных общественных законов («объективного хода событий», «хода вещей») отдельно от людей и помимо людей, из чего следует, что объективные общественные за­коны не есть законы деятельности и отношений людей, наделенных сознанием.

Чрезмерное преувеличение, абсолютизация объективного характера общественных законов неизбежно ведет к фатализму, предопределенности. Другая крайность – волюнтаризм. Термин волюнтаризм происходит от лат. «волюнтас» - воля. Волюнтаризм первичной движущей силой признает свободную, индивидуальную волю и тем самым отвергает объективность социального закона. Волюнтаризм несостоятелен в силу того, что каждое поколение людей застает при своем рождении определенные стартовые условия своей деятельности в виде результатов деятельности предшествующих поколений.